Главная
АИ #41 (276)
Статьи журнала АИ #41 (276)
Философия водной дипломатии нового Узбекистана: от прагматизма к партнерству

Философия водной дипломатии нового Узбекистана: от прагматизма к партнерству

16 октября 2025

Рубрика

Философия

Ключевые слова

Узбекистан
водные ресурсы
водная дипломатия
климатические изменения
трансграничные воды
Центральная Азия
устойчивое развитие

Аннотация статьи

В статье рассматриваются актуальные вопросы водно-энергетических проблем в условиях глобальных климатических изменений. Особое внимание уделено деятельности Узбекистана в направлении рационального водопользования и внедрения водосберегающих технологий. Анализируются национальные программы и международные инициативы страны по обеспечению устойчивого управления водными ресурсами, развитию водной дипломатии и укреплению регионального сотрудничества. Показано, что прагматичная политика Нового Узбекистана способствует решению многолетних проблем Центральной Азии в области водных ресурсов, обеспечивая их эффективное использование и сохранение для будущих поколений.

Текст статьи

Философия водной дипломатии Нового Узбекистана представляет собой значительный сдвиг по сравнению с предшествующим периодом, характеризуясь переходом от потенциально конфронтационной и оборонительной позиции к активному, прагматичному и конструктивному региональному сотрудничеству. Этот подход является неотъемлемой частью более широкой реформаторской повестки дня, направленной на открытость, добрососедство и региональную интеграцию.

С водно-энергетическими проблемами народам планеты приходилось сталкиваться в разные периоды всемирной истории.

Нынешний, нарастающий дефицит водных ресурсов относится к числу явных климатических кризисов. Четверть населения планеты сегодня сталкивается с проблемой нехватки чистой питьевой воды.

Как известно, в результате глобальных климатических изменений на планете сложилась критическая экологическая ситуация. Все более обостряются такие проблемы, как, например, нехватка питьевой воды.

Остаются под угрозой права человека на здоровье, чистую воду. От этого в первую очередь страдают люди, нуждающиеся в социальной защите, в частности, лица с инвалидностью, пожилые люди, женщины и дети [7; 11, с. 32-35].

В ХХ веке на глазах одного поколения было полностью утеряно Аральское море, что стало трагедией поистине планетарного масштаба.

В Центральной Азии особенно острыми становятся проблемы дефицита водных ресурсов. Регион сталкивается с засухами, таянием ледников и нехваткой воды. К 2040 г. на фоне сокращения стока рек Амударья и Сырдарья страны Центральной Азии столкнутся с высоким уровнем водного стресса [1].

В этих условиях Новый Узбекистан разработал собственную стратегию в рассматриваемом направлении и приступил к реализации больших проектов по экономии 15 миллиардов кубометров воды за счет повышения эффективности водопользования на 25 процентов в следующие пять лет [5].

В рамках Стратегии «Узбекистан – 2030» в нашей стране принимаются меры по достижению Целей устойчивого развития ООН. Они, как известно, охватывают 17 задач благополучия в таких областях, как изменение климата, чистая вода и энергия и т. д.

В целях экономии водных ресурсов Узбекистан бетонирует ирригационные сети, совершенствует промышленную базу по выпуску водосберегающих технологий, которые уже внедрены практически на половине орошаемых земель (это почти два миллиона гектаров) [1].

Узбекистан успешно сотрудничает с другими странами мира в рамках программ по смягчению последствий высыхания Аральского моря, рациональному водопользованию. Руководство нашей страны считает, что для решения водной проблемы необходима совместная работа государств всего региона, международных организаций.

Новый Узбекистан считает важным консолидацию усилий в сфере водосбережения. Здесь видятся большие возможности для партнерства с другими странами – от модернизации ирригационной инфраструктуры до совместного мониторинга ледников и внедрения передовых водосберегающих технологий [2].

Руководство Узбекистана считает, что необходимы единые подходы в предотвращении загрязнения трансграничных водных ресурсов [4].

Наша страна заинтересована в совместной реализации огромного потенциала Центральной Азии в области водной энергии. Только в Узбекистане имеется потенциал для производства 10 гигаватт гидроэнергии [3].

Узбекистан выдвинул ряд инициатив, в том числе об учреждении Регионального хаба по внедрению водосберегающих технологий (ВВТ) [5]. Наша страна призывает объединить усилия и запустить Региональную программу по ВВТ в Центральной Азии. Экспертному обсуждению способствует международный форум в регионе Приаралья [1]. В числе других предложений принятие Региональной стратегии рационального использования водных ресурсов трансграничных рек [6].

Кроме того, Узбекистан выступил за разработку под эгидой Организации Объединенных Наций Декларации об обязательствах по обеспечению здоровья и экологической безопасности речных экосистем [4].

В Новом Узбекистане благодаря мудрой и прагматичной политике главы нашего государства управление трансграничными водными ресурсами между странами региона осуществляется на основе добрососедства и уважения взаимных интересов. Это дает возможность легко решать многолетние проблемы, накопившиеся в сфере.

Последовательно продолжается активное дву- и многостороннее плодотворное сотрудничество в вопросах интегрированного управления водными ресурсами, совместного использования трансграничных вод и межгосударственных объектов с соседними странами. В частности, в 2024 г. проведен ряд важных встреч, достигнуты определенные договоренности [8].

На заседаниях Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК) обсуждаются распределение лимита водозабора на вегетационный и осенне-зимний периоды в бассейнах рек Амударьи и Сырдарьи, использование трансграничных водных ресурсов в регионе, а также текущие вопросы [8].

В 2024-2025 гг. Узбекистаном в рамках заседаний двусторонних совместных рабочих групп и комиссий достигнут ряд важных договоренностей с Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном по рациональному использованию трансграничных водных ресурсов, а также эксплуатации водохозяйственных объектов, их автоматизации. В июне 2024 г. между Узбекистаном, Казахстаном и Таджикистаном подписан трехсторонний протокол по согласованию режима работы водохранилища Бахри Точик и дополнительно получено свыше миллиарда кубометров воды для Ташкентской, Сырдарьинской и Джизакской областей в течение вегетационного периода [8].

Благодаря положительному решению вопросов, рассматриваемых в рамках Совместной узбекско-туркменской межправительственной комиссии по водохозяйственным вопросам, в настоящее время в Туямуюнском водохранилище накоплено более пяти миллиардов кубометров воды, что на 500 миллионов кубометров больше, чем в прежние годы [8].

В результате тесных связей с Казахстаном в прошлом году для улучшения экологической ситуации в Айдар-Арнасайской системе озер из Шардаринского водохранилища сброшено около 700 миллионов кубометров воды, а в декабре 2024 г., согласно достигнутым договоренностям с Министерством водных ресурсов и ирригации Казахстана, из Шардаринского водохранилища получено 1,4 миллиарда кубометров [8].

В текущем году в Душанбе ожидается проведение Международной конференции по вопросам сохранения ледников. В 2026 г. в Астане пройдет Региональный климатический саммит Центральной Азии, а в 2027 г. в Бишкеке – второй Глобальный горный саммит «Бишкек+», в 2028 г. в Душанбе – Конференция высокого уровня по итогам реализации целей Международного Десятилетия действий «Вода для устойчивого развития» (2018-2028 гг.) [9].

Таким образом, философия водной дипломатии Нового Узбекистана характеризуется стратегическим поворотом от потенциально конфронтационного и эгоцентричного подхода к стратегии, основанной на прагматичном сотрудничестве, взаимной выгоде, общей ответственности, экономической рациональности, соблюдении международных норм и твердой приверженности региональной стабильности и интеграции. Она признает взаимозависимость центральноазиатских государств и стремится превратить воду из источника разногласий в катализатор общего процветания.

Список литературы

  1. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на Самаркандском международном климатическом форуме. 4 апреля 2025 г. // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан – www.president.uz.
  2. «Перед нами стоит исторический шанс сделать наш регион не только устойчивым, но и процветающим». Эксклюзивное интервью Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «Euronews» в преддверии первого саммита «Центральная Азия - Европейский Союз» в Самарканде. 1 апреля 2025 г. // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан – www.president.uz.
  3. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на саммите «Неделя устойчивого развития Абу-Даби». 14 января 2025 г. // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан – www.president.uz.
  4. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата (COP29). 12 ноября 2024 г. // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан – www.president.uz.
  5. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на девятом заседании Совета управляющих Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. 25 сентября 2024 г. // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан – www.president.uz.
  6. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на Консультативной встрече глав государств Центральной Азии. 9 августа 2024 г. // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан – www.president.uz.
  7. Участникам четвертого традиционного Самаркандского форума по правам человека. 13 июня 2024 г. // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан – www.president.uz.
  8. Шавкат Хамраев, министр водного хозяйства Республики Узбекистан. Водная дипломатия Центральной Азии // Посольство Республики Узбекистан в КНР – china.mfa.uz.
  9. Неъматов А.: концептуализация водной дипломатии – залог взаимовыгодного решения водных проблем региона. 10 апреля 2025 г. // UzDaily.uz.
  10. Бафоев Ф.М. Энергетическая дипломатия Нового Узбекистана: о новых подходах в условиях меняющихся геополитических реалий // Актуальные исследования. 2024. № 41 (223). Ч. I. С. 66-69.
  11. Бафоев Ф.М., Муртазоев Ф.Ф. Вопросы обеспечения энергетической безопасности Узбекистана на современном этапе // Актуальные исследования. 2024. № 39 (221). С. 32-35.
  12. Бафоев Ф.М. О взаимосвязи глобальной, региональной и национальной продовольственной безопасности // Актуальные исследования. 2022. № 21 (100). С. 53-55.
  13. Бафоев Ф.М. К вопросу о динамике современных международных отношений // Актуальные исследования. 2022. № 20 (99).
  14. Бафоев Ф.М. К вопросу корректировки определения понятия «мировая политика» в контексте синергетики // Актуальные исследования. 2023. № 35 (165). С. 31-33. 

Поделиться

11

Бафоев Ф. М. Философия водной дипломатии нового Узбекистана: от прагматизма к партнерству // Актуальные исследования. 2025. №41 (276). URL: https://apni.ru/article/13247-filosofiya-vodnoj-diplomatii-novogo-uzbekistana-ot-pragmatizma-k-partnerstvu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Философия»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (276)

Прием материалов

11 октября - 17 октября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

22 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября