Главная
АИ #41 (276)
Статьи журнала АИ #41 (276)
Новые границы СОУЭ: требования СП 3.13130–2024 и роль мобильного оповещения по с...

Новые границы СОУЭ: требования СП 3.13130–2024 и роль мобильного оповещения по средствам Wi‑Fi в метро

Рубрика

Архитектура, строительство

Ключевые слова

системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ)
пожарная безопасность
метрополитен
СП 3.13130–2024
Федеральный закон № 123-ФЗ
речевое оповещение
световые сигналы
фотолюминесцентные знаки
Wi-Fi-оповещение

Аннотация статьи

В статье рассматриваются современные нормативные требования и технические решения, регулирующие функционирование систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в метрополитене. На основе анализа Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и действующих редакций сводов правил (СП 3.13130–2009, проект СП 3.13130–2024, СП 484.1311500.2020) обобщены основные принципы построения СОУЭ, особенности речевых, звуковых и световых средств оповещения, а также требования к акустическим характеристикам, структуре сигналов и алгоритмам эвакуации. Особое внимание уделено специфике метрополитена как объекта с повышенной плотностью пассажиропотока и высокими шумовыми нагрузками.

Текст статьи

Глава 1. Современное состояние и нормативные требования к СОУЭ в метрополитене

Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) – обязательный элемент противопожарной защиты объектов, в том числе метрополитена. Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст. 54) предписывает устанавливать автоматические системы обнаружения пожара и средства оповещения/эвакуации в объектах с повышенной опасностью. В частности, ст. 84 ТР регламента классифицирует допустимые методы оповещения: световые, звуковые, речевые сигналы, текстовые сообщения, знаки пожарной безопасности на путях эвакуации, аварийное освещение, автоматическое открывание эвакуационных дверей, связь пожарного поста с зонами оповещения и «иные способы, обеспечивающие эвакуацию». При этом информация оповещения должна соответствовать планам эвакуации, а громкость и распределение сигнала – превышать фоновый шум так, чтобы обеспечить однозначное восприятие. Нормы запрещают использовать громкоговорители с регулируемой громкостью или отсоединяемыми кабелями.

На основе технического регламента разработаны «Свод правил» СП 3.13130 (ранее СП 3.13130–2009, в проекте СП 3.13130–2024) и СП 484.1311500.2020 (для систем пожарной сигнализации и автоматизации). СП 3.13130 устанавливает требования к СОУЭ в зданиях и сооружениях, в том числе нормирует звуковую мощность, частотный диапазон речевых оповещателей, размещение динамиков и знаков «Выход». В новой редакции СП 3.13130–2024 вводятся принципиальные новшества (табл.). СП 484 регламентирует только автоматику АПС и возможность объединения коммуникаций СОУЭ с радиотрансляционной сетью здания, а специфические метрополитеновские нормы перечислены в отраслевых правилах (например, ППБО 147-88) и проекте «Системы противопожарной защиты. Метрoпoлитен» (см. разд. 19), где на уровне ППС автоматически разблокируют турникеты, лифты и двери для эвакуации.

Текущее устройство СОУЭ в Московском метрополитене

По существующим проектам и инструкциям, на каждой станции и перегоне метро установлены стационарные речевые оповещатели (громкоговорители), подаваемые из диспетчерской (пожарного поста). Активируются они как автоматом от пожарной сигнализации, так и вручную из ППС. Звуковое оповещение дублируется световыми табло «Выход» над эвакуационными выходами и указателями направления движения (обычно световыми или фотолюминесцентными). На станционных платформах и в залах контроля действует двусторонняя связь дежурного с пассажирами (посредством переговорных устройств), предусмотрена видеонаблюдение. Для слабослышащих формально используются мигающие красные маячки над выходами и (по планам) персональные виброоповещатели. Фотолюминесцентные дорожки и знаки наносятся на путях эвакуации (где достаточное внешнее освещение), чтобы при погасшем свете они светились по ГОСТ 12.4.026–2015 и СП 3.13130. Соответствие фактического оборудования метро нормам регламентирует, в частности, требование о том, что уровень звука пожарной тревоги во всех зонах должен превышать шум на ≥15 дБ, а сами громкоговорители не должны иметь регуляторов громкости (в действительности в метро, как сообщал Мосметро, «произошёл сбой в системе аудиоинформирования» без вмешательства пассажиров).

Таблица

Сравнение ключевых требований СП 3.13130 по СОУЭ (исходная редакция 2009 vs проект 2024)

Аспект

СП 3.13130–2009

СП 3.13130–2024 (проект)

Типы СОУЭ

4 типа (комплексов оповещения)

5 типов (5-й – наиболее сложный)

Индивидуальные оповещатели

Не предусматривались (речь только о громкоговорителях и световых таблицах)

Введено понятие «персонального пожарного оповещателя» (браслеты и др.)

Обратная связь

Нет норматива на обратную связь от зон оповещения

Для систем с индивидуальными устройствами требуется информирование дежурного и подтверждение получения сигналов каждым человеком

Фотолюминесцентные знаки

М. б. использовались знаки «Выход»  по ГОСТ, но без четких ограничений

Допускается применение фотолюминесцентных знаков/разметки при освещённости ≥150 лк кроме замены обязательных световых табло «Выход» над дверями

Акустический сигнал

Обычный модулированный (требуемая частота не регламентировалась точно)

Проект предусматривает триггерный (три импульса) шумовой сигнал (прил. B) вместо классического модуляции (на стадии обсуждения)

Языковые сообщения

Текстовые инструкции по выбору проектом

Специальные текстовые сообщения обязательны в системах 4–5 типов (для каждой зоны), при необходимости на русском и английском

Связь с диспетчером

Типы 4-5: централизованное управление (п. 4.9)

Описано использование пожарного поста для управления (табл. 1) и блокировки турникетов/лифтов

Защита слуха

Для шумных помещений не уточнялось

В помещениях со средн. шумом >85 дБА – комбинированное звуко-световое оповещение или УЗД ≥105 дБ

Детали новых норм касаются прежде всего повышения требований к точности и адресности оповещения. Так, проект СП 3.13130 предъявляет жёсткие требования к речевым сообщениям (полоса 200–5000 Гц, многократное дублирование и чёткость) и к алгоритмам эвакуации (алгоритмы с несколькими сценариями в зависимости от местоположения пожара). Важным новшеством является обязательность обеспечения эвакуационных текстовых сообщений для людей с ограниченными возможностями слуха и зрения – через световые сигналы повышенной яркости и вибромодули. Все эти изменения призваны повысить эффективность СОУЭ в сложных условиях (шумы, паника, слабослышащие пассажиры и т. п.).

Глава 2. Инновационные подходы к оповещению – внедрение Wi-Fi-уведомлений

Внедрение системы Wi-Fi уведомлений («push-уведомлений» пассажирам через бесплатный Wi-Fi метрополитена) рассматривается как дополнительный канал пожарного оповещения. Технически такая система может передавать пассажирам на смартфоны текстовые или мультимедийные инструкции об эвакуации. Потенциальные преимущества: мгновенное адресное сообщение (вплоть до конкретного вагона или зала станции), возможность передачи на иностранных языках, дополнение визуальных/аудиоканалов контентом (картами, схемами). Недостатки и ограничения: зависимость от наличия мобильного устройства у каждого эвакуируемого, перегрузки сети, уязвимость к кибератакам и сбоям. К тому же нормативно такая технология не учтена напрямую.

По нормам ТР № 123-ФЗ и СП 3.13130, приоритетными остаются традиционные каналы: звуковые, световые и речевые сигналы, а также настенные эвакуационные знаки. Статья 84 ФЗ-123 прямо перечисляет допустимые методы (пп. 1–7) и лишь обобщённо допускает «иные способы, обеспечивающие эвакуацию». Пока ни закон, ни СП напрямую не прописывают уведомления по мобильным сетям. Таким образом, Wi-Fi-оповещение формально должно рассматриваться как дополнительная мера, а не замена основных требований. Это можно трактовать как часть «прочих способов» из ст. 84 ТР (п. 1.7).

Технически для надёжной реализации Wi-Fi-оповещений требуется:

  • Настройка выделенной подсети Wi-Fi и приоритетного канала доставки аварийных сообщений (с учётом требования к времени реакции, сравнимого с сиреной).
  • Интеграция с АПС/СОУЭ: при пожаре автоматически (одноимпульсно с сиреной) отправлять push-сообщения с текстом и/или графикой эвакуации.
  • Обеспечение подтверждения доставки сообщения (аналог функции «обратной связи»): идеальным было бы протоколировать, что приложение получило сигнал (но это потребует разработать систему отчётов для диспетчера).

Глава 3. Необходимость внедрения Wi-Fi-оповещения

Учитывая бурное распространение смартфонов и устойчивое покрытие беспроводного интернета в Московском метрополитене, внедрение дополнительного канала оповещения кажется логичным. Сегодня бесплатный Wi-Fi доступен во всех вагонах метро, а пассажиры проводят в сети поезда в среднем по 16-17 минут за поездку. Это означает, что значительная часть людей имеет возможность быстро получить информацию на мобильное устройство. Ниже перечислены основные доводы в пользу использования Wi-Fi-уведомлений при пожаре:

  • Широкая доступность сети и устройств. Бесплатный Wi-Fi охватывает все 12 линий метро, а пассажиры активно им пользуются. Многие пассажиры подключаются к сети для работы и досуга, что обеспечивает техническую основу для массовой рассылки аварийных сообщений прямо на телефоны.
  • Адресная и мультимедийная информация. Через Wi-Fi-уведомления можно передавать не только текстовые инструкции, но и схемы эвакуации, фото- или видеоинструкции. Такая система позволяет учитывать языковое разнообразие пассажиров: сообщения могут дублироваться на русском и английском (и других) языках. В отличие от простого громкоговорителя, приложение сможет «вслушиваться» в интерьер и учитывать шум (передавая текст или карту).
  • Скорость доставки. Опыт подобных систем показывает, что push-уведомление достигает всех пользователей за считанные секунды, тогда как обычное SMS-рассылку может задерживаться на 2–6 часов из-за нагрузки сети. Проект Darmen (Алматы) доказал: массовое push-уведомление о ЧС свободно рассылается одновременно всем абонентам и при этом бесплатно для отправителя и получателя.
  • Соответствие современным трендам экстренного оповещения. В России уже существуют мобильные сервисы экстренных уведомлений. Так, мобильное приложение МЧС России позволяет получать push-уведомления о пожарах, техногенных угрозах и других ЧС. Кроме того, власти регионов начали интегрировать сигналы МЧС на экраны общественного транспорта. Всё это свидетельствует о том, что цифровые каналы давно признаны полезными для безопасности. Внедрение Wi-Fi-оповещений в метро адекватно общей тенденции «цифровизации» систем ГО и ЧС.
  • Дополняющий характер. Wi-Fi-уведомления выступают как резервный/сопровождающий канал. Они не противоречат существующим нормативам (не заменяют обязательные звуковые и световые сигналы), а расширяют возможности информирования. Это особенно важно в ситуациях, когда классические каналы могут быть менее эффективны (сильный шум, паника, слабовосприятие речи).

Внедрение Wi-Fi-уведомлений позволяет существенно повысить информированность пассажиров. Технологически это достижимо при условии выделения приоритетного канала передачи и интеграции с пожарной сигнализацией – при срабатывании сирены автоматически будут отправляться идентичные текстовые/графические инструкции на смартфоны.

Нормативные аспекты

Согласно ТР 123-ФЗ и СП 3.13130, приоритет в оповещении остаётся за традиционными методами (световыми, звуковыми, речевыми сигналами. Важно подчеркнуть, что ни закон, ни действующие СП прямо не запрещают Wi-Fi-уведомления: статья 84 ТР указывает в п.7 на «иные способы, обеспечивающие эвакуацию». Это позволяет рассматривать оповещение через мобильные сети как одну из «дополнительных мер». На практике любое нетрадиционное средство оповещения должно лишь дополнять, но ни в коем случае не отменять требования к громкости, покрытию и содержанию классических тревог. Содержание push-сообщений должно строго соответствовать планам эвакуации и речевым инструкциям, не противоречить им. Кроме того, система Wi-Fi-уведомлений должна иметь резервное питание и отказоустойчивость не ниже, чем у сирен и табло.

Вывод: широкое использование смартфонов и наличие Wi-Fi-покрытия в метро делают внедрение Wi-Fi-уведомлений об эвакуации логичным и своевременным шагом. Эта мера позволит быстро доставлять на мобильные устройства пассажиров адресную информацию об опасности (включая мультиязычные тексты и графику) и станет дополнительным каналом безопасности. При этом она не отменит, а лишь дополнит проверенные звуковые и световые сигналы. Важным условием остаётся полное соблюдение существующих требований (внесение Wi-Fi-канала в общую систему оповещения, обеспечение бесперебойности и соответствия планам эвакуации).

Глава 4. Цифровая реальность и ограничения традиционного оповещения: визуальное обоснование внедрения Wi-Fi-уведомлений

Современное общество активно использует мобильные технологии даже в условиях подземной транспортной среды. Московский метрополитен – один из крупнейших в мире по пассажиропотоку – стал площадкой для масштабной цифровизации: с 2020-х годов все линии метро оборудованы устойчивым Wi-Fi, доступным в поездах и на станциях. Однако, несмотря на это, система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) до сих пор преимущественно ориентирована на речевое и звуковое сопровождение, что теряет эффективность в условиях современной медиаповеденческой среды.

Актуальность

В статье, опубликованной в номере 34 (269) на фото, хорошо видно насколько современные пассажиры оторваны от реальности и погружены в мобильные устройства.

Проблематика традиционного СОУЭ

СП 3.13130–2024 усиливает требования к громкости сигналов и качеству речевых сообщений, но даже максимально допустимая громкость может быть проигнорирована, если у пассажира активен режим шумоподавления или воспроизводится музыка. Более того, многие современные наушники автоматически подавляют окружающие звуки. В результате ключевое требование ТР 123-ФЗ – превышение уровня тревожного сигнала над фоновым минимум на 15 дБ – теряет силу в индивидуальной акустической изоляции.

Необходимость цифрового дублирования

На фоне массовой цифровизации очевидно, что Wi-Fi-уведомления (push-уведомления) становятся единственным эффективным каналом дублирующей тревоги. Такие уведомления:

  • Проникают в фокус внимания пользователя, выводясь поверх всех приложений;
  • Обходят акустические барьеры, работая с визуальной и виброотдачей;
  • Могут быть мультиязычными, что особенно важно для иностранных пассажиров;
  • Регистрируются системой как доставленные, создавая возможность контроля реакции.

Таким образом, Wi-Fi-уведомление должно стать неотъемлемой частью СОУЭ 5-го типа, как указано в СП 3.13130–2024, особенно в условиях повышенного фонового шума и визуальной отвлечённости.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  2. «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173).
  3. СП 3.13130 (Проект, вторая редакция от 18.07.2024) «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
  4. Глебов А.В. Необходимость внедрения цифрового Wi-Fi-оповещения в системе пожарной безопасности Московского метрополитена // Актуальные исследования. 2025. № 34 (269). Ч. I. С. 6-8. URL: https://apni.ru/article/12910-neobhodimost-vnedreniya-cifrovogo-wi-fi-opovesheniya-v-sisteme-pozharnoj-bezopasnosti-moskovskogo-metropolitena.

Поделиться

3

Глебов А. В. Новые границы СОУЭ: требования СП 3.13130–2024 и роль мобильного оповещения по средствам Wi‑Fi в метро // Актуальные исследования. 2025. №41 (276). URL: https://apni.ru/article/13249-novye-granicy-soue-trebovaniya-sp-313130-2024-i-rol-mobilnogo-opovesheniya-po-sredstvam-wifi-v-moskovskom-metropolitene

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Архитектура, строительство»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (276)

Прием материалов

11 октября - 17 октября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

22 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября