Глава 1. Современное состояние и нормативные требования к СОУЭ в метрополитене
Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) – обязательный элемент противопожарной защиты объектов, в том числе метрополитена. Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст. 54) предписывает устанавливать автоматические системы обнаружения пожара и средства оповещения/эвакуации в объектах с повышенной опасностью. В частности, ст. 84 ТР регламента классифицирует допустимые методы оповещения: световые, звуковые, речевые сигналы, текстовые сообщения, знаки пожарной безопасности на путях эвакуации, аварийное освещение, автоматическое открывание эвакуационных дверей, связь пожарного поста с зонами оповещения и «иные способы, обеспечивающие эвакуацию». При этом информация оповещения должна соответствовать планам эвакуации, а громкость и распределение сигнала – превышать фоновый шум так, чтобы обеспечить однозначное восприятие. Нормы запрещают использовать громкоговорители с регулируемой громкостью или отсоединяемыми кабелями.
На основе технического регламента разработаны «Свод правил» СП 3.13130 (ранее СП 3.13130–2009, в проекте СП 3.13130–2024) и СП 484.1311500.2020 (для систем пожарной сигнализации и автоматизации). СП 3.13130 устанавливает требования к СОУЭ в зданиях и сооружениях, в том числе нормирует звуковую мощность, частотный диапазон речевых оповещателей, размещение динамиков и знаков «Выход». В новой редакции СП 3.13130–2024 вводятся принципиальные новшества (табл.). СП 484 регламентирует только автоматику АПС и возможность объединения коммуникаций СОУЭ с радиотрансляционной сетью здания, а специфические метрополитеновские нормы перечислены в отраслевых правилах (например, ППБО 147-88) и проекте «Системы противопожарной защиты. Метрoпoлитен» (см. разд. 19), где на уровне ППС автоматически разблокируют турникеты, лифты и двери для эвакуации.
Текущее устройство СОУЭ в Московском метрополитене
По существующим проектам и инструкциям, на каждой станции и перегоне метро установлены стационарные речевые оповещатели (громкоговорители), подаваемые из диспетчерской (пожарного поста). Активируются они как автоматом от пожарной сигнализации, так и вручную из ППС. Звуковое оповещение дублируется световыми табло «Выход» над эвакуационными выходами и указателями направления движения (обычно световыми или фотолюминесцентными). На станционных платформах и в залах контроля действует двусторонняя связь дежурного с пассажирами (посредством переговорных устройств), предусмотрена видеонаблюдение. Для слабослышащих формально используются мигающие красные маячки над выходами и (по планам) персональные виброоповещатели. Фотолюминесцентные дорожки и знаки наносятся на путях эвакуации (где достаточное внешнее освещение), чтобы при погасшем свете они светились по ГОСТ 12.4.026–2015 и СП 3.13130. Соответствие фактического оборудования метро нормам регламентирует, в частности, требование о том, что уровень звука пожарной тревоги во всех зонах должен превышать шум на ≥15 дБ, а сами громкоговорители не должны иметь регуляторов громкости (в действительности в метро, как сообщал Мосметро, «произошёл сбой в системе аудиоинформирования» без вмешательства пассажиров).
Таблица
Сравнение ключевых требований СП 3.13130 по СОУЭ (исходная редакция 2009 vs проект 2024)
Аспект | СП 3.13130–2009 | СП 3.13130–2024 (проект) |
Типы СОУЭ | 4 типа (комплексов оповещения) | 5 типов (5-й – наиболее сложный) |
Индивидуальные оповещатели | Не предусматривались (речь только о громкоговорителях и световых таблицах) | Введено понятие «персонального пожарного оповещателя» (браслеты и др.) |
Обратная связь | Нет норматива на обратную связь от зон оповещения | Для систем с индивидуальными устройствами требуется информирование дежурного и подтверждение получения сигналов каждым человеком |
Фотолюминесцентные знаки | М. б. использовались знаки «Выход» по ГОСТ, но без четких ограничений | Допускается применение фотолюминесцентных знаков/разметки при освещённости ≥150 лк кроме замены обязательных световых табло «Выход» над дверями |
Акустический сигнал | Обычный модулированный (требуемая частота не регламентировалась точно) | Проект предусматривает триггерный (три импульса) шумовой сигнал (прил. B) вместо классического модуляции (на стадии обсуждения) |
Языковые сообщения | Текстовые инструкции по выбору проектом | Специальные текстовые сообщения обязательны в системах 4–5 типов (для каждой зоны), при необходимости на русском и английском |
Связь с диспетчером | Типы 4-5: централизованное управление (п. 4.9) | Описано использование пожарного поста для управления (табл. 1) и блокировки турникетов/лифтов |
Защита слуха | Для шумных помещений не уточнялось | В помещениях со средн. шумом >85 дБА – комбинированное звуко-световое оповещение или УЗД ≥105 дБ |
Детали новых норм касаются прежде всего повышения требований к точности и адресности оповещения. Так, проект СП 3.13130 предъявляет жёсткие требования к речевым сообщениям (полоса 200–5000 Гц, многократное дублирование и чёткость) и к алгоритмам эвакуации (алгоритмы с несколькими сценариями в зависимости от местоположения пожара). Важным новшеством является обязательность обеспечения эвакуационных текстовых сообщений для людей с ограниченными возможностями слуха и зрения – через световые сигналы повышенной яркости и вибромодули. Все эти изменения призваны повысить эффективность СОУЭ в сложных условиях (шумы, паника, слабослышащие пассажиры и т. п.).
Глава 2. Инновационные подходы к оповещению – внедрение Wi-Fi-уведомлений
Внедрение системы Wi-Fi уведомлений («push-уведомлений» пассажирам через бесплатный Wi-Fi метрополитена) рассматривается как дополнительный канал пожарного оповещения. Технически такая система может передавать пассажирам на смартфоны текстовые или мультимедийные инструкции об эвакуации. Потенциальные преимущества: мгновенное адресное сообщение (вплоть до конкретного вагона или зала станции), возможность передачи на иностранных языках, дополнение визуальных/аудиоканалов контентом (картами, схемами). Недостатки и ограничения: зависимость от наличия мобильного устройства у каждого эвакуируемого, перегрузки сети, уязвимость к кибератакам и сбоям. К тому же нормативно такая технология не учтена напрямую.
По нормам ТР № 123-ФЗ и СП 3.13130, приоритетными остаются традиционные каналы: звуковые, световые и речевые сигналы, а также настенные эвакуационные знаки. Статья 84 ФЗ-123 прямо перечисляет допустимые методы (пп. 1–7) и лишь обобщённо допускает «иные способы, обеспечивающие эвакуацию». Пока ни закон, ни СП напрямую не прописывают уведомления по мобильным сетям. Таким образом, Wi-Fi-оповещение формально должно рассматриваться как дополнительная мера, а не замена основных требований. Это можно трактовать как часть «прочих способов» из ст. 84 ТР (п. 1.7).
Технически для надёжной реализации Wi-Fi-оповещений требуется:
- Настройка выделенной подсети Wi-Fi и приоритетного канала доставки аварийных сообщений (с учётом требования к времени реакции, сравнимого с сиреной).
- Интеграция с АПС/СОУЭ: при пожаре автоматически (одноимпульсно с сиреной) отправлять push-сообщения с текстом и/или графикой эвакуации.
- Обеспечение подтверждения доставки сообщения (аналог функции «обратной связи»): идеальным было бы протоколировать, что приложение получило сигнал (но это потребует разработать систему отчётов для диспетчера).
Глава 3. Необходимость внедрения Wi-Fi-оповещения
Учитывая бурное распространение смартфонов и устойчивое покрытие беспроводного интернета в Московском метрополитене, внедрение дополнительного канала оповещения кажется логичным. Сегодня бесплатный Wi-Fi доступен во всех вагонах метро, а пассажиры проводят в сети поезда в среднем по 16-17 минут за поездку. Это означает, что значительная часть людей имеет возможность быстро получить информацию на мобильное устройство. Ниже перечислены основные доводы в пользу использования Wi-Fi-уведомлений при пожаре:
- Широкая доступность сети и устройств. Бесплатный Wi-Fi охватывает все 12 линий метро, а пассажиры активно им пользуются. Многие пассажиры подключаются к сети для работы и досуга, что обеспечивает техническую основу для массовой рассылки аварийных сообщений прямо на телефоны.
- Адресная и мультимедийная информация. Через Wi-Fi-уведомления можно передавать не только текстовые инструкции, но и схемы эвакуации, фото- или видеоинструкции. Такая система позволяет учитывать языковое разнообразие пассажиров: сообщения могут дублироваться на русском и английском (и других) языках. В отличие от простого громкоговорителя, приложение сможет «вслушиваться» в интерьер и учитывать шум (передавая текст или карту).
- Скорость доставки. Опыт подобных систем показывает, что push-уведомление достигает всех пользователей за считанные секунды, тогда как обычное SMS-рассылку может задерживаться на 2–6 часов из-за нагрузки сети. Проект Darmen (Алматы) доказал: массовое push-уведомление о ЧС свободно рассылается одновременно всем абонентам и при этом бесплатно для отправителя и получателя.
- Соответствие современным трендам экстренного оповещения. В России уже существуют мобильные сервисы экстренных уведомлений. Так, мобильное приложение МЧС России позволяет получать push-уведомления о пожарах, техногенных угрозах и других ЧС. Кроме того, власти регионов начали интегрировать сигналы МЧС на экраны общественного транспорта. Всё это свидетельствует о том, что цифровые каналы давно признаны полезными для безопасности. Внедрение Wi-Fi-оповещений в метро адекватно общей тенденции «цифровизации» систем ГО и ЧС.
- Дополняющий характер. Wi-Fi-уведомления выступают как резервный/сопровождающий канал. Они не противоречат существующим нормативам (не заменяют обязательные звуковые и световые сигналы), а расширяют возможности информирования. Это особенно важно в ситуациях, когда классические каналы могут быть менее эффективны (сильный шум, паника, слабовосприятие речи).
Внедрение Wi-Fi-уведомлений позволяет существенно повысить информированность пассажиров. Технологически это достижимо при условии выделения приоритетного канала передачи и интеграции с пожарной сигнализацией – при срабатывании сирены автоматически будут отправляться идентичные текстовые/графические инструкции на смартфоны.
Нормативные аспекты
Согласно ТР 123-ФЗ и СП 3.13130, приоритет в оповещении остаётся за традиционными методами (световыми, звуковыми, речевыми сигналами. Важно подчеркнуть, что ни закон, ни действующие СП прямо не запрещают Wi-Fi-уведомления: статья 84 ТР указывает в п.7 на «иные способы, обеспечивающие эвакуацию». Это позволяет рассматривать оповещение через мобильные сети как одну из «дополнительных мер». На практике любое нетрадиционное средство оповещения должно лишь дополнять, но ни в коем случае не отменять требования к громкости, покрытию и содержанию классических тревог. Содержание push-сообщений должно строго соответствовать планам эвакуации и речевым инструкциям, не противоречить им. Кроме того, система Wi-Fi-уведомлений должна иметь резервное питание и отказоустойчивость не ниже, чем у сирен и табло.
Вывод: широкое использование смартфонов и наличие Wi-Fi-покрытия в метро делают внедрение Wi-Fi-уведомлений об эвакуации логичным и своевременным шагом. Эта мера позволит быстро доставлять на мобильные устройства пассажиров адресную информацию об опасности (включая мультиязычные тексты и графику) и станет дополнительным каналом безопасности. При этом она не отменит, а лишь дополнит проверенные звуковые и световые сигналы. Важным условием остаётся полное соблюдение существующих требований (внесение Wi-Fi-канала в общую систему оповещения, обеспечение бесперебойности и соответствия планам эвакуации).
Глава 4. Цифровая реальность и ограничения традиционного оповещения: визуальное обоснование внедрения Wi-Fi-уведомлений
Современное общество активно использует мобильные технологии даже в условиях подземной транспортной среды. Московский метрополитен – один из крупнейших в мире по пассажиропотоку – стал площадкой для масштабной цифровизации: с 2020-х годов все линии метро оборудованы устойчивым Wi-Fi, доступным в поездах и на станциях. Однако, несмотря на это, система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) до сих пор преимущественно ориентирована на речевое и звуковое сопровождение, что теряет эффективность в условиях современной медиаповеденческой среды.
Актуальность
В статье, опубликованной в номере 34 (269) на фото, хорошо видно насколько современные пассажиры оторваны от реальности и погружены в мобильные устройства.
Проблематика традиционного СОУЭ
СП 3.13130–2024 усиливает требования к громкости сигналов и качеству речевых сообщений, но даже максимально допустимая громкость может быть проигнорирована, если у пассажира активен режим шумоподавления или воспроизводится музыка. Более того, многие современные наушники автоматически подавляют окружающие звуки. В результате ключевое требование ТР 123-ФЗ – превышение уровня тревожного сигнала над фоновым минимум на 15 дБ – теряет силу в индивидуальной акустической изоляции.
Необходимость цифрового дублирования
На фоне массовой цифровизации очевидно, что Wi-Fi-уведомления (push-уведомления) становятся единственным эффективным каналом дублирующей тревоги. Такие уведомления:
- Проникают в фокус внимания пользователя, выводясь поверх всех приложений;
- Обходят акустические барьеры, работая с визуальной и виброотдачей;
- Могут быть мультиязычными, что особенно важно для иностранных пассажиров;
- Регистрируются системой как доставленные, создавая возможность контроля реакции.
Таким образом, Wi-Fi-уведомление должно стать неотъемлемой частью СОУЭ 5-го типа, как указано в СП 3.13130–2024, особенно в условиях повышенного фонового шума и визуальной отвлечённости.