В традиционном понятии туризм возник в середине XIX века. С возникновением и развитием транспортной и гостиничной инфраструктуры популярность туризма росла [4]. В основном это было связано с открытием электричества, появлением телеграфной и телефонной связи, со строительством железных дорог, морских судов и гостиниц.
До момента всех этих открытий туристические путешествия были почти невозможными, потому что еще в начале XIX века самым быстрым видом транспорта являлись почтовые тройки [2], которые принадлежали только для «путешествующих по казенной надобностью», чей ранг подтверждался документом – «подорожной».
Однако в 50-х годах XX столетия, в связи с развитием авиатранспорта, время которое тратилось на дорогу, резко сократилось [7]. Это позволило открывать для себя новые, ранее не доступные уголки мира.
Элементы делового туризма начали развиваться еще в VII веке, когда купцы и торговцы совершали поездки с целью продажи своего товара. Во времена правления Петра I совершались деловые поездки для прохождения обучения военному делу. География делового сотрудничества с развитием транспорта кардинально расширила свои рамки [6]. Так, российские дворяне совершали поездки в другие страны для изучения языков. В это же время двери в Россию были открыты для чужеземцев, которые желали иметь новых партнеров.
Деловой туризм многосторонен: индивидуальные поездки, поездки обучения, участие в работе, реализуемой финансовыми, торговыми организациями, а также конференциями, саммитами, форумами. Сюда непосредственно относятся инсентив-туры – поездки, осуществляемые компаниями для прямой мотивации своих сотрудников, напрямую занятых в продвижении, продажи производимого товара. Поездки, связанные со съездами, форумами, слетами, вложением инвестиций, а так же семинарами под девизом конкретных политических, культурных, остальных организаций. Одну из частей туризма занимают поездки, направленные на посещение промышленных выставок, участие в их работе [1, 5].
Основными целями описанных ранее деловых поездок относятся:
- Переговоры с партнерами.
- Совещания с администрациями регионов.
- Инспекция.
- Определение и осуществление деловых контактов.
- Посещение мероприятий.
- Обучение.
- Обращение в государственные структуры государств, для приобретения сертификатов и разрешений и т. д.
Коммуникация, обмен сведений, поиск рынков, партнеров для инвестиций, проектов [4], продвижение предприятий через PR-акции, сотрудников, внедрение этики – это и есть деловой туризм. Деловой туризм – важный ресурс развития компаний, через участие в выставках, через бизнес-образования.
В Астраханской области деловой туризм – важнейшее условие бизнеса. Специфика бизнес-туризма обуславливается взаимоотношениями между туристами и организаторами [6]. В Астрахани, среди многочисленных туристических направлений, деловой туризм приобрел свои характерные, индивидуальные черты, сформировав в итоге целую группу специализированных комплексов компаний (табл.).
Таблица
Различия между туризмом и деловым туризмом
Туризм |
Деловой туризм |
---|---|
Сезонность, связанная с временами года и погодой |
Сезонность связана с периодичностью отраслевых выставок и конференций |
Ориентирован на все слои общества |
Ориентирован в основном на потребителей со средним и высоким уровнем доходов |
Преобладают как запланированные туры, так и горящие путевки |
Преобладают, в основном, задолго запланированные туры |
Туристы платят в 3-4 раза меньше |
Деловые туристы платят в 3-4 раза больше |
Образование и развитие этого направления по большей части связано с деятельностью крупных туроператоров, которые направлены, в основном, на бизнес-туризм [5]. Кроме этого, множество мероприятий из этой области часто имеют прямое отношение к сфере услуг в области event и событийного маркетинга, с чем практически никогда не приходилось сталкиваться туристическим компаниям. Из-за этого большинство бизнес-туристов чаще всего заинтересованы в том, чтобы услуги в области делового туризма предоставляли маркетинговые или event специалисты.
Стоить отметить, что в Астрахани ежегодно происходят множество рабочих мероприятий и бизнес встреч из других городов страны [3]. Это, по большей степени, характеризуется ее транспортно-логистическим, физико-географическим положением и уникальными культурными и природными пейзажами.
Астраханский регион является одними из перспективных в России для развития внутреннего и внешнего туризма. Концепция по развитию туризма, разработанная администрацией региона, выводит туризм как отрасль, на 3-е место по доходу после топливно-энергетической и транспортной отраслей. Помимо всего этого, рост социально-экономической значимости, заинтересованности бизнесменов свидетельствует о высоком спросе на деловой туризм [8]. Это в свою очередь ведет к развитию экономики области за счет увеличения рабочих мест, налоговых поступлений в областной бюджет, притока иностранной валюты, сохранению и рационального использования культурного и природного наследия региона.