Младший школьный возраст является важным этапом в формировании личности ребенка, когда закладываются основы учебной деятельности, социального взаимодействия и самооценки. В этот период особенно значимыми становятся коммуникативные способности, позволяющие детям успешно адаптироваться в коллективе, а также мотивация достижения, определяющая их стремление к успеху в учебе.
Исследования показывают, что дети с развитыми коммуникативными навыками демонстрируют более высокую учебную активность и устойчивую мотивацию к достижению результатов (Маркова А. К., 2019). Однако вопрос о характере взаимосвязи этих двух факторов остается недостаточно изученным [1].
Цель исследования – выявить взаимосвязь между уровнем развития коммуникативных способностей и мотивацией достижения у младших школьников.
Коммуникативные способности в младшем школьном возрасте включают: умение слушать и понимать собеседника; способность ясно выражать свои мысли; навыки сотрудничества и разрешения конфликтов; эмоциональную отзывчивость.
По данным В. С. Мухиной, у детей 7–10 лет активно развивается потребность в общении, что способствует формированию социального интеллекта и адаптации в школьной среде [2].
Изучением коммуникативных способностей занимались такие ученые как О. А. Веселкова, А. Е. Дмитриев, Л. Р. Мунирова, А. А. Панфеева, В. П. Понутриева, Ю. К. Бабанский и В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин [2].
По мнению Эльконина Д.Б. мотивация достижения – это стремление человека к успеху, преодолению трудностей и достижению высоких результатов. В младшем школьном возрасте она проявляется через: интерес к учебе; желание получать положительные оценки; стремление к признанию со стороны учителей и родителей [3].
Исследования Д.Б. Эльконина показывают, что мотивация достижения напрямую зависит от социального окружения ребенка, включая его взаимодействие с одноклассниками и педагогами [3].
В исследовании приняли участие 60 учащихся 2-3 классов (30 мальчиков и 30 девочек) в возрасте 8-9 лет.
Для изучения связи коммуникативных способностей и мотивации достижения использовались следующие методики: Тест «Коммуникативные способности» (Л. Михельсон, адаптация А. В. Карпова); Опросник мотивации достижения (А. Мехрабиан, модификация для детей); Наблюдение за поведением детей в учебной и игровой деятельности.
В результате изучения коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста с помощью Теста «Коммуникативные способности» (Л. Михельсон, адаптация А. В. Карпова) были получены следующие результаты. Данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение коммуникативных способностей младших школьников, %
Анализируя данные, мы видим, что 30% младших школьников имеют способность владеть речью, что проявляется в беседах и ситуациях, требующих реакции на позитивные слова партнера.
15% младших школьников имеют способность эмпатии, проявляющуюся в осмыслении чувств партнера.
Навыкам сотрудничества обладают 35% младших школьников реагируя на просьбы собеседника и 20% школьников имеют навык конфликтной устойчивости в ситуациях, заставляющих проявить реакцию на негативную реплику.
Для изучения мотивации достижения среди детей младшего школьного возраста был применен опросник мотивации достижения (А. Мехрабиан, модификация для детей). Результаты исследования представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение мотивации достижения, %
Для изучения статистически значимой связи между показателями был использован корреляционный анализ с применением критерия r Спирмена. Результаты представлены в таблице.
Статистически значимая связь показателей коммуникативных способностей и мотивации достижения детей младшего школьного возраста.
Таблица
Коммуникативные способности | Мотивация достижения | Коэффициент корреляции (r) | Уровень значимости |
Владение речью | Стремление к успеху | 0,472** | p < 0,01 |
Эмпатия | Устойчивость к неудачам | 0,403** | p < 0,05 |
Навыки сотрудничества | Учебная активность | 0,521** | p < 0,01 |
Конфликтная устойчивость | Самооценка | 0,386** | p < 0,05 |
Обнаружена умеренная положительная корреляция между развитием коммуникативных навыков и мотивацией достижения. Учащиеся с высоким уровнем коммуникативных способностей чаще проявляют инициативу на уроках и реже избегают сложных заданий демонстрируя более высокую самооценку (p < 0,05).
Таким образом, полученные данные подтверждают, что развитые коммуникативные способности способствуют формированию устойчивой мотивации достижения. Это объясняется тем, что дети, умеющие эффективно общаться, легче находят поддержку у учителей и сверстников, что повышает их уверенность в своих силах. Навыки сотрудничества помогают успешно выполнять групповые задания, усиливая интерес к учебе. Эмоциональная отзывчивость снижает уровень тревожности, что важно для сохранения мотивации.