Мотивация достижений является важным фактором успешности учебной деятельности в младшем школьном возрасте. В этот период формируется отношение ребенка к обучению, закладываются основы самооценки, которые, в свою очередь, могут оказывать существенное влияние на стремление к успеху.
А. Н. Леонтьев определяет мотивацию как «совокупность побудительных психических процессов, обусловливающая поведение живого организма» [3].
Изучению мотивационной деятельности были посвящены работы таких исследователей как: З. Фрейд, К. Левин, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Х. Хекхаузен [2].
Феномен самооценки в психологии изучали как отечественные психологи такие как: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. И. Чеснокова, О. Н. Молчанова, так и зарубежные исследователи У. Джемс, Р. Бернс, М. Розенберг. Исследователями обсуждались такие вопросы, как онтогенез самооценки, её структура, функции, возможности и закономерности формирования [1].
Целью данного исследования является выявления взаимосвязи между самооценкой младших школьников и их мотивацией к достижению высоких результатов в учебе, школьники с адекватной самооценкой имеют высокую мотивационную учебную деятельность.
Актуальность исследования обусловлена важностью формирования устойчивой мотивации достижений в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы учебной деятельности и отношение к познавательной деятельности. Самооценка как центральное образование личности существенно влияет на процесс мотивации, определяя выбор целей и уровень притязаний ребенка.
В исследовании приняли участие обучающиеся 2-3 классов в количестве 50 человек – 25 девочек и 25 мальчиков в возрасте 7–9 лет.
Для изучения мотиваций достижения в учебной деятельности младших школьников с разным уровнем самооценки использовалось анкетирование по Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации», Тест «Лесенка» (В. Г. Щур), статистический критерий Крускалла-Уоллеса в программе IBM SPSS Statistics 25. В ходе изучения уровня самооценки младших школьников согласно тестированию В. Г. Щур «Лесенка» были получены следующие данные, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение младших школьников по уровню самооценки (%)
В ходе нашего исследования выявлено три группы младших школьников по уровню самооценки.
60% школьников, имеющих адекватную самооценку, характеризуются реальным оцениванием своих способностей.
20% младших школьников имеют завышенную самооценку, которая говорит нам о том, что обучающиеся склонны переоценивать свои возможности.
Так же 20% от опрошенных младших школьников часто сомневаются в себе, что показывает нам заниженный уровень самооценки.
Исследование мотивационных достижений в учебной деятельности младших школьников проводилось с помощью анкетирования Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации». Результаты исследований представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение младших школьников по уровню мотивации (%)
Проанализировав показатели, мы видим, что 64% школьника имеют высокий уровень мотивации, характеризующийся высокими познавательными мотивами, стремлением наиболее успешно выполнять предложенные школой требования.
20% опрошенных имеют средний уровень учебной мотивации, что говорит нам о том, что обучающиеся относятся к школе положительно, но приходят из интереса общения с друзьями.
16% младших школьников имеют низкий уровень мотивации вызывающий нежелание посещать школу.
Для анализа характера статистической связи между мотивационной учебной деятельностью и уровнем самооценки школьника был применен критерий Крускалла-Уоллеса в программе IBM SPSS Statistics 25.
Таблица
Корреляция | ||||
H Крускалла-Уоллеса | Самооценка | Коэффициент корреляции | 1,000 | ,737** |
Значимость (двухсторонняя) | - | ,000 | ||
N | 50 | 50 | ||
Мотивация учебной деятельности | Коэффициент корреляции | ,737** | 1,000 | |
Значимость (двухсторонняя) | ,000 | - | ||
N | 50 | 50 | ||
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). |
С помощью корреляционного анализа была выявлена статистически высокая значимая прямая связь (r = 0,737, p < 0,05) между показателями адекватной самооценкой и высокой мотивацией достижений, можно сделать вывод, что с адекватной самооценкой у младших школьников повышается мотивация учебной деятельности.
Таким образом, исследование подтвердило существование устойчивой взаимосвязи между уровнем самооценки и характером мотивации достижений у младших школьников. Полученные данные позволяют утверждать, что формирование адекватной самооценки является важным условием развития продуктивной учебной мотивации.