Главная
АИ #41 (276)
Статьи журнала АИ #41 (276)
Связь мотивации достижений в учебной деятельности младших школьников с разной са...

Связь мотивации достижений в учебной деятельности младших школьников с разной самооценкой личности

Рубрика

Психология

Ключевые слова

мотивация достижений
самооценка
младшие школьники
учебная деятельность

Аннотация статьи

В статье исследуется взаимосвязь между уровнем самооценки и мотивацией достижений в учебной деятельности у младших школьников. Чем выше уровень самооценки у младших школьников, тем выше мотивация к достижениям в учебной деятельности.

Текст статьи

Мотивация достижений является важным фактором успешности учебной деятельности в младшем школьном возрасте. В этот период формируется отношение ребенка к обучению, закладываются основы самооценки, которые, в свою очередь, могут оказывать существенное влияние на стремление к успеху.

А. Н. Леонтьев определяет мотивацию как «совокупность побудительных психических процессов, обусловливающая поведение живого организма» [3].

Изучению мотивационной деятельности были посвящены работы таких исследователей как: З. Фрейд, К. Левин, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Х. Хекхаузен [2].

Феномен самооценки в психологии изучали как отечественные психологи такие как: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. И. Чеснокова, О. Н. Молчанова, так и зарубежные исследователи У. Джемс, Р. Бернс, М. Розенберг. Исследователями обсуждались такие вопросы, как онтогенез самооценки, её структура, функции, возможности и закономерности формирования [1].

Целью данного исследования является выявления взаимосвязи между самооценкой младших школьников и их мотивацией к достижению высоких результатов в учебе, школьники с адекватной самооценкой имеют высокую мотивационную учебную деятельность.

Актуальность исследования обусловлена важностью формирования устойчивой мотивации достижений в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы учебной деятельности и отношение к познавательной деятельности. Самооценка как центральное образование личности существенно влияет на процесс мотивации, определяя выбор целей и уровень притязаний ребенка.

В исследовании приняли участие обучающиеся 2-3 классов в количестве 50 человек – 25 девочек и 25 мальчиков в возрасте 7–9 лет.

Для изучения мотиваций достижения в учебной деятельности младших школьников с разным уровнем самооценки использовалось анкетирование по Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации», Тест «Лесенка» (В. Г. Щур), статистический критерий Крускалла-Уоллеса в программе IBM SPSS Statistics 25. В ходе изучения уровня самооценки младших школьников согласно тестированию В. Г. Щур «Лесенка» были получены следующие данные, представленные на рисунке 1.

image.png

Рис. 1. Распределение младших школьников по уровню самооценки (%)

В ходе нашего исследования выявлено три группы младших школьников по уровню самооценки.

60% школьников, имеющих адекватную самооценку, характеризуются реальным оцениванием своих способностей.

20% младших школьников имеют завышенную самооценку, которая говорит нам о том, что обучающиеся склонны переоценивать свои возможности.

Так же 20% от опрошенных младших школьников часто сомневаются в себе, что показывает нам заниженный уровень самооценки.

Исследование мотивационных достижений в учебной деятельности младших школьников проводилось с помощью анкетирования Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации». Результаты исследований представлены на рисунке 2.

image.png

Рис. 2. Распределение младших школьников по уровню мотивации (%)

Проанализировав показатели, мы видим, что 64% школьника имеют высокий уровень мотивации, характеризующийся высокими познавательными мотивами, стремлением наиболее успешно выполнять предложенные школой требования.

20% опрошенных имеют средний уровень учебной мотивации, что говорит нам о том, что обучающиеся относятся к школе положительно, но приходят из интереса общения с друзьями.

16% младших школьников имеют низкий уровень мотивации вызывающий нежелание посещать школу.

Для анализа характера статистической связи между мотивационной учебной деятельностью и уровнем самооценки школьника был применен критерий Крускалла-Уоллеса в программе IBM SPSS Statistics 25.

Таблица

Корреляция

H Крускалла-Уоллеса

Самооценка

Коэффициент корреляции

1,000

,737**

Значимость (двухсторонняя)

-

,000

N

50

50

Мотивация учебной деятельности

Коэффициент корреляции

,737**

1,000

Значимость (двухсторонняя)

,000

-

N

50

50

**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

С помощью корреляционного анализа была выявлена статистически высокая значимая прямая связь (r = 0,737, p < 0,05) между показателями адекватной самооценкой и высокой мотивацией достижений, можно сделать вывод, что с адекватной самооценкой у младших школьников повышается мотивация учебной деятельности.

Таким образом, исследование подтвердило существование устойчивой взаимосвязи между уровнем самооценки и характером мотивации достижений у младших школьников. Полученные данные позволяют утверждать, что формирование адекватной самооценки является важным условием развития продуктивной учебной мотивации.

Список литературы

  1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1990.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., 2008.
  3. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М., 1995.

Поделиться

22

Мельникова Е. А. Связь мотивации достижений в учебной деятельности младших школьников с разной самооценкой личности // Актуальные исследования. 2025. №41 (276). URL: https://apni.ru/article/13255-svyaz-motivacii-dostizhenij-v-uchebnoj-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-s-raznoj-samoocenkoj-lichnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#42 (277)

Прием материалов

18 октября - 24 октября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 ноября