Актуальность и постановка исследовательской проблемы
Современный этап развития общества характеризуется сложными и противоречивыми процессами глобализации, которые, с одной стороны, открывают новые возможности, а с другой – создают серьезные вызовы для сохранения национально-культурного своеобразия. В этих условиях особенно остро встает задача воспитания подрастающего поколения, способного быть носителем и продолжателем национальных традиций. Закон РФ «Об образовании» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяют как одну из приоритетных задач – формирование общей культуры личности, развитие духовно-нравственных, эстетических качеств ребенка.
Дошкольный возраст, в особенности старший (5-6 лет), является фундаментальным периодом для становления личности, заложения основ мировоззрения, системы ценностей и эстетических идеалов. Именно в этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к образному, эмоциональному восприятию искусства, что создает благодатную почву для приобщения его к истокам народной культуры.
Среди многообразия видов народного творчества Дымковская игрушка занимает особое место. Её лаконичные, обобщенные формы, яркая, контрастная цветовая гамма, жизнерадостный характер и ритмичный геометрический орнамент органично соответствуют особенностям восприятия и эстетическим потребностям ребенка-дошкольника. Она служит для него не только объектом эстетического восхищения, но и доступным средством постижения основ декоративной композиции, цвета и формы.
Однако констатация педагогического потенциала Дымковской игрушки вступает в противоречие с реальной практикой работы во многих дошкольных образовательных организациях. Зачастую знакомство с промыслом носит эпизодический, фрагментарный характер, сводясь к одноразовому занятию по лепке или росписи по шаблону. Такой подход не формирует у детей целостного представления о промысле как о явлении культуры, не раскрывает его исторической и художественной ценности. Отсутствие системы приводит к поверхностным знаниям и неспособности ребенка в последующем самостоятельно узнавать и воспроизводить характерные особенности дымковского стиля.
Исследовательская проблема заключается в преодолении существующего противоречия между высоким педагогическим потенциалом Дымковской игрушки и недостаточной разработанностью эффективных систем ее интеграции в образовательный процесс детского сада, ориентированных на целостное художественно-эстетическое развитие ребенка 5-6 лет. Это обуславливает необходимость разработки научно обоснованной методической системы, которая обеспечивала бы не просто передачу знаний и навыков, а формирование у дошкольников устойчивого интереса к народной культуре, эмоционально-ценностного отношения к ней и способности к творческой интерпретации ее канонов.
Цель, задачи и методология исследования
Цель исследования – теоретически разработать, научно обосновать и апробировать на практике модель педагогического процесса ознакомления детей 5-6 лет с Дымковской игрушкой, обеспечивающую их целостное художественно-эстетическое развитие и приобщение к национальной культуре.
Задачи исследования:
- Провести комплексный анализ философской, культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству.
- Выявить и охарактеризовать возрастные психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, определяющие специфику их восприятия, эмоционального отклика и продуктивной деятельности при знакомстве с Дымковской игрушкой.
- Определить критерии и показатели художественно-эстетического развития детей 5-6 лет в контексте ознакомления с дымковским промыслом.
- Разработать и описать структурно-содержательную модель работы, включающую целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.
- Апробировать предложенную модель в условиях реального педагогического процесса в дошкольной образовательной организации и проанализировать ее эффективность.
Методология исследования базируется на фундаментальных принципах системного, культурологического, личностно-деятельностного и аксиологического подходов.
- Системный подход позволил рассмотреть процесс ознакомления с дымковской игрушкой как целостную систему взаимосвязанных элементов (цель, задачи, содержание, методы, формы, результат).
- Культурологический подход определил рассмотрение дымковского промысла как феномена национальной культуры, несущего в себе исторический, социальный и эстетический опыт народа.
- Личностно-деятельностный подход ориентировал исследование на организацию такой деятельности ребенка, в которой он выступает активным, творческим субъектом, присваивающим культурные ценности.
- Аксиологический подход формирование у дошкольника ценностного отношения к народному искусству как к национальному достоянию.
В соответствии с логикой исследования был использован комплекс взаимодополняющих методов:
- Теоретические методы: анализ научной литературы, систематизация, сравнение, обобщение, моделирование.
- Эмпирические методы: педагогическое наблюдение (включенное и невключенное), анализ продуктов детской творческой деятельности (рисунков, вылепленных игрушек), беседы с детьми, анкетирование воспитателей с целью выявления существующей практики.
Анализ теоретических и практических источников по теме
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных ученых, раскрывающие значение народного искусства в становлении личности (Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, А. П. Усова). Исследования в области психологии дошкольного возраста (Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, А. В. Запорожец) убедительно доказывают, что старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием восприятия, образного мышления, воображения и творческих способностей. Дети 5-6 лет способны не только эмоционально реагировать на художественный образ, но и анализировать его, выделяя отдельные средства выразительности (цвет, форму, композицию), что является необходимой предпосылкой для осознанного восприятия канонов народного искусства.
Анализ искусствоведческих работ (В. С. Воронов, А. В. Бакушинский) позволил выделить специфические черты Дымковской игрушки, которые должны стать объектом ознакомления для дошкольников:
- Сюжетно-образное содержание: ограниченный круг персонажей (барыни, няньки, кавалеры, животные), отражающий быт и праздники русской деревни.
- Пластика и форма: обобщенность, монументальность, устойчивость, простота и ясность силуэта.
- Цветовое решение: использование локальных, ярких цветов (красный, желтый, синий, зеленый, малиновый) на белом фоне грунта, создающее ощущение праздничности и радости.
- Орнамент: строгая ритмичность, симметрия, простота элементов (круги, точки, полосы, клетка, волны) и их комбинаций.
Изучение современных программ дошкольного образования («От рождения до школы», «Истоки», «Детство») показало, что, несмотря на заявленную в них ориентацию на народную культуру, конкретное методическое наполнение раздела по декоративно-прикладному искусству часто недостаточно детализировано. Существующие практические пособия (Н. Б. Халезова, А. А. Грибовская, Т. Г. Казакова) подчеркивают важность последовательности: от накопления зрительных впечатлений через анализ и освоение изобразительных средств – к самостоятельному творчеству. Однако в них слабо отражен потенциал интеграции различных видов деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды как ключевого условия эффективности работы.
Результаты и их обсуждение
На основе теоретического анализа была спроектирована и реализована в практике работы с детьми 5-6 лет трехэтапная модель педагогического процесса. Ее отличительной чертой является сквозная интеграция познавательной, изобразительной, игровой и коммуникативной деятельности на каждом этапе.
Первый этап – Ознакомительно-эмоциональный (длительность: 2-3 недели).
Цель: создать условия для первоначального эмоционального и познавательного интереса к Дымковской игрушке, сформировать базовые представления о промысле.
- Содержание и методы: была организована насыщенная развивающая среда: создан мини-музей «Волшебная Дымка», включающий подлинные игрушки, качественные репродукции, фотографии мастеров за работой, карту России с отметкой места возникновения промысла (г. Киров). Проводились тематические беседы с использованием элементов сказкотерапии («Легенда о Дымковской слободе»), прослушивание народных мелодий. Активно использовались дидактические игры: «Опиши игрушку» (развитие связной речи и внимания к деталям), «Найди лишнюю» (закрепление представлений о стиле), «Собери узор» (мозаика из элементов дымковской росписи).
- Результаты этапа: наблюдения показали, что у детей сформировался устойчивый познавательный интерес. Они стали активно использовать в речи названия игрушек («индюк», «барыня-водоноска»), эмоционально откликаться на их восприятие («Какая нарядная!», «Смотри, какие кружочки!»). В процессе игр дети научились уверенно отличать дымковскую игрушку от других народных промыслов (филимоновской, каргопольской).
Второй этап – Содержательно-деятельностный (длительность: 1–1,5 месяца).
Цель: научить детей выделять, анализировать и самостоятельно воспроизводить в собственной продуктивной деятельности характерные средства выразительности Дымковской игрушки.
Содержание и методы: данный этап был построен по принципу «от простого к сложному»:
- Освоение элементов росписи. Проводились серии занятий по рисованию, где дети в игровой форме учились изображать базовые элементы («веселые точки», «полосатые дорожки», «круги-солнышки», «волнистые лужицы»). Отрабатывались технические навыки: работа кончиком кисти, ритмичное расположение узора.
- Изучение колорита. Проводились эксперименты с цветом, направленные на закрепление знания характерной палитры. Дети составляли палитру «дымковских красок», отделяя их от «недымковских».
- Роспись бумажных силуэтов. На данном подэтапе дети осваивали принципы композиции дымковского узора – симметрию, ритмическое расположение элементов, заполнение центра и каймы. Использовались шаблоны знакомых игрушек.
- Лепка дымковских игрушек. Дети осваивали специфические приемы дымковской лепки: создание формы из целого куска глины/пластилина, вытягивание деталей, закрепление дополнительных элементов (юбки у барынь, гривы у коней). После лепки игрушки грунтовались смесью клея ПВА и белой гуаши, что создавало эффект мелового грунта.
Результаты этапа: анализ детских работ (более 50 рисунков и 20 вылепленных игрушек) показал значительный прогресс. Если на начальном этапе узоры были хаотичными, а цвета смешанными, то к концу этапа 80% детей демонстрировали умение строить ритмичную композицию, сознательно использовать характерные цветовые сочетания. Дети начали вербализовать свои действия: «Сначала я нарисую большую точку, а вокруг маленькие», «У индюка хвост как солнце, нужно много кругов».
Третий этап – Творчески-продуктивный (длительность: 2-3 недели).
Цель: создать условия для самостоятельного применения усвоенных знаний, умений и навыков в творческой деятельности, развития воображения и сотрудничества.
- Содержание и методы: основной формой работы на этом этапе стала коллективная творческая деятельность. Был инициирован проект «Наша веселая Дымковская слобода». Дети объединились в подгруппы и распределили, кто какую игрушку будет создавать для общей композиции. Работа велась комплексно: лепка, грунтовка, роспись. Итогом стало создание большого красочного панно, на котором были размещены все готовые работы. Была организована выставка для родителей и детей других групп, где юные «мастера» выступали в роли экскурсоводов.
- Результаты этапа: данный этап показал наиболее высокий уровень вовлеченности и мотивации детей. Они проявляли инициативу, помогали друг другу, договаривались о цветовом решении композиции. Важным результатом стало появление элементов творческой интерпретации канонов: дети придумывали своим игрушкам имена, добавляли небольшие новые детали в узор, сохраняя при этом общий стиль. Это свидетельствует о том, что усвоенные знания перешли на уровень личного творческого опыта.
Научные выводы и перспективы дальнейших исследований
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
- Дымковская игрушка, благодаря своей художественной специфике, является высокоэффективным педагогическим средством художественно-эстетического развития детей 5-6 лет, отвечающим их возрастным потребностям и возможностям.
- Ключевым условием успешности работы является ее системный характер, предполагающий не разрозненные занятия, а целостный, поэтапно выстроенный процесс, объединяющий восприятие, практическую деятельность и рефлексию.
- Разработанная и апробированная трехэтапная модель («Ознакомительно-эмоциональный» – «Содержательно-деятельностный» – «Творчески-продуктивный»), основанная на интеграции видов деятельности и создании immersive развивающей среды, доказала свою эффективность. Она обеспечивает не только усвоение знаний и навыков, но и формирование эмоционально-ценностного отношения к народной культуре, развитие творческой инициативы и коммуникативных способностей.
- Критериями эффективности проведенной работы выступили: сформированность представлений о промысле, умение анализировать игрушку, выделяя ее характерные черты, технические и композиционные навыки в декоративной росписи и лепке, а также проявление творчества в самостоятельной деятельности.
Перспективы дальнейших исследований в данной области видятся в следующих направлениях:
- Разработка и внедрение цифровых образовательных ресурсов. Создание интерактивных мультимедийных пособий, виртуальных экскурсий в музей дымковской игрушки, дидактических игр для интерактивной доски, которые позволят расширить кругозор детей и сделать процесс знакомства с промыслом более наглядным и увлекательным.
- Углубленное исследование интегративного потенциала темы. Разработка конспектов и проектов, интегрирующих тему «Дымковская игрушка» с образовательными областями «Речевое развитие» (сочинение сказок, разучивание потешек, развитие описательной речи), «Познавательное развитие» (формирование представлений о народных праздниках, традициях, ремеслах), «Социально-коммуникативное развитие» (воспитание трудолюбия, уважения к мастерам, навыков сотрудничества).
- Исследование преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Разработка совместных программ и мероприятий для детского сада и начальной школы, обеспечивающих непрерывность процесса приобщения детей к народной культуре.
- Изучение влияния народного искусства на формирование нравственно-патриотических качеств. Проведение лонгитюдных исследований, направленных на выявление связи между глубоким погружением в народную культуру в дошкольном возрасте и становлением гражданской идентичности и патриотических чувств в более старшем возрасте.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и творчески организованная работа по ознакомлению с Дымковской игрушкой открывает значительные возможности для гармоничного развития личности ребенка-дошкольника, закладывая прочный фундамент его культурной компетентности и национального самосознания.