Главная
Конференции
Гуманитарные науки в эпоху цифровизации: этика, коммуникация, память
Современные субкультуры как фактор социализации подростков

Современные субкультуры как фактор социализации подростков

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

вторичная социализация
субкультуры
школьники
анкетирование
ценностные ориентации
социальные нормы

Аннотация статьи

Статья посвящена исследованию роль субкультур в процессе вторичной социализации современных школьников. Рассматривается влияние субкультур на поведение современного школьника, а также на его ценностно-нормативную систему восприятия окружающего мира. Исследование проводилось путем анкетирования школьников, проживающих в городе Барнауле возрастом от 14 до 17 лет.

Текст статьи

Необходимо уделить внимание исследованию вопроса актуальности современных субкультур в жизнедеятельности современных подростков. Как правило, мы понимаем существенную актуальность, которая рассматривается в следующих аспектах. Актуальность рассмотрения современных субкультур как фактора социализации подростков обусловлена рядом ключевых тенденций и социальных вызовов:

Во-первых, возрастает роль неформальных социальных институтов в формировании личности подростка, поскольку в условиях информационного общества и расширения каналов коммуникации влияние семьи и школы ослабевает, а роль неформальных групп, в том числе субкультур, возрастает; подростки ищут в них признания, понимания, поддержки и самовыражения, которые не всегда находят в традиционных институтах [1, с. 127-129].

Во-вторых, изменяется структура и содержание современных субкультур: трансформируются традиционные субкультуры, появляются новые, зачастую связанные с цифровым пространством, что требует понимания их влияния на ценности, установки и поведение подростков.

В-третьих, существует поляризация ценностей и риски асоциального поведения, так как некоторые субкультуры пропагандируют девиантное поведение, насилие, употребление психоактивных веществ, экстремистские идеи, в связи с чем актуально выявление таких субкультур и разработка профилактических мер.

В-четвертых, влияние субкультур на профессиональное самоопределение подростков требует исследования, чтобы использовать его для стимулирования профессионального становления.

В-пятых, современные педагогические и психологические науки недостаточно изучили феномен субкультур, что затрудняет эффективную коммуникацию и профилактическую работу с подростками [2, с. 63-70].

В-шестых, необходима разработка новых подходов к социализации подростков с учетом влияния субкультур, поскольку традиционные методы воспитания и профориентации могут быть неэффективными.

В-седьмых, связь между увлечением определенными субкультурами и ростом подростковой преступности и девиантного поведения требует особого внимания.

Таким образом, изучение современных субкультур как фактора социализации подростков – важная задача, требующая междисциплинарного подхода и дальнейших исследований, результаты которых можно использовать для разработки эффективных стратегий социализации, профилактики девиантного поведения и профессиональной ориентации подростков [3, с. 14-15].

Методика социологического исследования базировалась на анкетном опросе школьников города Барнаула. Было опрошено 212 школьников города Барнаула в возрасте 14–17 лет (9–11 класс). Выборка квотная. Генеральная совокупность – все школьники города Барнаула. Квотами выступили пол, возраст и класс обучения. Далее рассмотрим основные результаты социологического исследования.

Прежде всего рассмотрим, насколько распространена практика идентификации подростка с какой-либо субкультурой. В целом, среди современного подросткового мира субкультуры достаточно сильно распространены, в некоторых случаях мы говорим о том, что они буквально подразделяют подростковый мир на «хороших» и «плохих», своих и чужих и т. д. Так, на вопрос «Считаете ли Вы себя членом какой-либо субкультуры?» – были получены следующие ответы (табл. 1). Большинство опрошенных респондентов скорее считают себя членами субкультуры – 42%, при этом 35% опрошенных респондентов определенно являются членами субкультуры. Стоит отметить, что практически каждый пятый опрошенный скорее не считает себя членом субкультуры, а каждый двадцатый опрошенный респондент определенно не считает себя членом субкультуры. Отсюда правомерным кажется рассмотрение молодежных субкультур как фактора социализации подростка.

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос «Считаете ли Вы себя членом какой-либо субкультуры?», %.

Вариант ответа

% ответивших

Определенно да

35%

Скорее да

42%

Скорее нет

18%

Определенно нет

5%

Фундаментальным элементом социализации социального субъекта является процесс усвоения ценностей и норм. Дело все в том, что исходя из совокупности усвоенных ценностей, социальный субъект конструирует собственную социальную реальность, предопределяет совокупность действий в существующих условиях, можно сказать, что ценности и нормы напрямую влияют на совокупность социальных интеракций, детерминирующих функционирование индивида в данном обществе. Поэтому если мы говорим о том, что социальные нормы и социальные ценности формируются под влиянием субкультур, следовательно, можем их считать полноценным элементом социализации современного молодого поколения. Так, на вопрос «Как Вы считаете, Ваша принадлежность к субкультурам повлияла на ценности и нормы?» – были получены следующие ответы (табл. 2). 14% опрошенных респондентов отметили, что на их ценности и нормы субкультура повлияла очень сильно, а 23% опрошенных отметили, что на их ценности и нормы субкультура повлияла заметно. 34% опрошенных отметили слабое влияние субкультуры на ценности и нормы, а практически каждый третий опрошенный респондент отметил отсутствие какого-либо влияния на ценности и нормы.

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, Ваша принадлежность к субкультурам повлияла на ценности и нормы?», %.

Вариант ответа

% ответивших

Да, очень сильно

14%

Да, заметно

23%

Да, слабо

34%

Не повлияло

29%

Очень важно, что современные субкультуры помогают представителям современной школьной молодежи адаптироваться к реалиям современной жизни. Современные субкультуры детерминируют определенные практики поведения, которых необходимо придерживаться для решения всех базовых и необходимых задач. Стоит отметить, что принадлежность к субкультурам подразумевает наличие определенных моделей поведения, которых необходимо придерживаться социальному субъекту в рамках собственной жизнедеятельности. Если к таким моделям поведения не присматриваться в рамках совершения феноменологических интеракций, то скорее всего возникнут существенные проблемы с социальной интеграцией. Так, на вопрос «Как Вы считаете, Ваша принадлежность к субкультурам помогла ли адаптироваться к современной жизни?» – были получены следующие ответы (табл. 3). Абсолютное большинство опрошенных респондентов отметили, что принадлежность к субкультурам помогла адаптироваться в современной жизни – 74%, при этом 12% опрошенных респондентов отметили, что субкультуры скорее помогли адаптироваться в современной жизни, а каждый десятый опрошенный респондент отметил, что субкультуры скорее не помогли адаптироваться к современной жизни – 10%. Лишь 4% опрошенных респондентов отметили, что принадлежность к субкультурам определенно не помогла адаптироваться к современной жизни.

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, Ваша принадлежность к субкультурам помогла ли адаптироваться к современной жизни?», %.

Вариант ответа

% ответивших

Да, безусловно помогла

74%

Да, скорее помогла

12%

Скорее не помогла

10%

Определенно не помогла

4%

Таким образом, роль субкультур в процессе социализации современного школьника оказывается достаточно существенной. С одной стороны, современные субкультуры транслируют определенные ценности и нормы, которые являются важными и значимыми в рамках жизнедеятельности представителей современной школьной молодежи, с другой стороны, субкультуры дают некие образцы поведения, которые являются важными и значимыми для приспособления к современной жизни. Получается, что субкультуры являются важным компонентом вторичной социализации современных школьников, причем одним из ключевых компонентов. Ведь посредством принятия участия в субкультурах молодые люди находят для себя возможности личностного роста, самореализации и социальной идентификации, что фундаментально важно и значимо.

Список литературы

  1. Кулагина Л.Н. Социализация младших школьников через патриотическое воспитание в рамках внеклассной работы / Л.Н. Кулагина, Т.А. Лаукерт // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования: Материалы IХ региональной научно-практической (очно-заочной) конференции, Волгоград – Котово, 18 февраля 2023 года. – Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2023. – С. 127-129.
  2. Новикова Н.И. Социализация школьников средствами театральной педагогики / Н.И. Новикова // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 3. – С. 63-70.
  3. Социализация школьников с девиантным поведением / Г.Н. Никитина, С.Н. Булатова, К.Л. Ашикян, Д.Г. Панов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2019. – № 43. – С. 14-15.

Поделиться

20

Мананникова Ю. В. Современные субкультуры как фактор социализации подростков // Гуманитарные науки в эпоху цифровизации: этика, коммуникация, память : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 октября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13261-sovremennye-subkultury-kak-faktor-socializacii-podrostkov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социологические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#42 (277)

Прием материалов

18 октября - 24 октября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 ноября