Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Д.С. Лихачёв
Важная актуальность применения и расширения возможностей туризма как инновационного средства для решения образовательных задач отмечается двумя позициями: «экологии детства» и «экологии природы». Игровая деятельность, основанная на краеведческом принципе, помогает изучению этих понятий.
Выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович и организатор первого детского сада в России, о краеведении писала следующее: «Краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы» [3].
По мнению ученых, дошкольники легче и быстрее понимают и принимают изучающие ценности родного края, что становится важным для формирования патриотических качеств и личностной культуры.
Рис. 1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка в компоненте «Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве»
Итоги анкетирования родителей по вопросам организации семейного активного отдыха показали следующие результаты (количество опрошенных — 70 человек): только 22% опрошенных подтвердили регулярную организацию семейных туристических походов, из них половина указала в качестве причины нехватку свободного времени. Целью организации семейных турпоходов большинство определяют укрепление здоровья и сближение членов семьи (86%) и только 2% опрошенных ставят целью турпоходов знакомство с родным краем.
Наиболее приемлемым для системы дошкольного образования можно считать термин «прогулка - поход», предложенный Н.И. Бочаровой. «...Во-первых, он без дополнений указывает на специфику содержания и задач, решаемых в процессе данной формы; во-вторых, предусматривает выход детей за пределы детского сада; в-третьих, учитывает возраст детей».
Новизна заключается в вовлечении в туристическую деятельность всех желающих участников образовательных отношений для формирования у детей дошкольного возраста понятий о родном крае.
В рамках клуба выходного дня организовывались следующие формы туристической деятельности:
1. Экскурсия – это такой вид деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром и родным краем, в которой дети видят флору и фауну родного края в их естественном виде. Во время экскурсии дети стараются анализировать окружающую обстановку, развивают наблюдательность и внимание.
Были установлены два вида экскурсий: природоведческие (парк, лес, ботанический сад) и экскурсии на сельскохозяйственные объекты (сад, огород, животноводческий комплекс, для ознакомления с отдельными видами труда взрослых). Организация этого вида посещения требует от взрослого тщательной подготовки.
Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение, в которой решаются основные педагогические задачи по формированию у ребёнка представлений о родном крае. важно участие взрослых, особенно родителей, которые помогают детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приёмами. Педагоги дополняют наблюдения своим рассказом и пояснением.
Через несколько дней после экскурсии подводятся ее итоги и организуются ситуации общения с детьми. Можно попросить детей рассказать о том, что они запомнили, что им понравилось больше всего.
2. Прогулка важная практика ежедневной деятельности дошкольного учреждения. При подготовке и проведении тематической прогулки члены клуба выходного дня вместе продумывают маршрут и учитывают особенности ландшафта. Перед любым выходом за территорию дошкольного образовательного учреждения проводится заседания клуба выходного дня, на котором обговариваются общие правила безопасного поведения во время похода.
3. Туристический поход – это организация активного вида отдыха способом передвижения (пешком, на лыжах) с целью познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития [1]. При проведении походов рекомендуется привлекать большее количество взрослых (как воспитателей, так и родителей). Поход может проводится как на территории детского сада, так и вне её. Туристический поход предполагает исполнение достаточно высоких физических умений: уметь выбрать и оборудовать место для привала; потренироваться в постановке простых палаток; запомнить и продемонстрировать, какие сигналы оповещения подают в лагере; и др., знание определенных терминов «турист», «палатка», «рюкзак», «спальный мешок», «компас», «маршрут», «карта» и т.д., связанных с длительным передвижением по маршруту. Он организуется преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.
В процессе туристических прогулок дети повторяют и закрепляют правила дорожного движения, правила поведения в походе, в природе, знакомятся с условными обозначениями и топографическими знаками территории. Важным условием эффективности туристической деятельности с дошкольниками является понимание родителями необходимости ознакомления с родным краем, взаимодействие с детским садом по данной проблеме, поддержка деятельности педагогов. Очень важно, взаимопонимание и поддержка всех участников образовательных отношений.
Совместные походы взрослых и родителей клуба выходного дня «Казацкая слобода»:
- экскурсия в краеведческий музей города Старый Оскол»;
- экскурсия в художественный музей;
- поход к памятнику «Первооткрывателям праотцам Старого Оскола» на площади у ЦМИ;
- экскурсия в модельную библиотеку №14 им. Митрополита Макария;
- Аптека Турминского – яркий памятник архитектуры старины и первобытности города, сохранившийся до наших дней.
Рис. 2
Заключительным этапом стало проведение итогового мониторинга индивидуального развития ребёнка в познавательно-исследовательской сфере его активности и итоговое анкетирование родителей по проблеме организации в семьях активного отдыха.
Содержание мониторинга индивидуального развития ребёнка включало в себя анализ продуктов изобразительной деятельности детей (рисунков, аппликаций, поделок на заданную тему), анализ организованных ситуаций общения, связанных с краеведением и здоровым образом жизни, анализ проявления познавательной активности в процессе игровых действий.