научный журнал «Актуальные исследования» #20 (23), октябрь '20

Государственное и муниципальное проектное управление: современное состояние и перспективы развития

В статье рассматриваются российский и зарубежный опыт проектного управления с участием органов государственной и муниципальной власти. Проводится анализ по видам и объемам финансирования сделок в рамках государственно-частного партнерства, по влиянию сделок с проектным управлением на ВВП Российской Федерации.

Аннотация статьи
финансирование
проект
проектное управление
государственное управление
органы власти
Ключевые слова

Перспективной формой управления в органах власти для России является проектное управление.

Проектное управление – это деятельность по управлению, которая организуется через подготовку и реализацию проектов.

В России за период 2007‑2018 годах заключено порядка 160 сделок с применением инструментов проектного управления на общую сумму почти 4,9 трлн руб. В основном проектное управление на государственном уровне осуществляется через государственно-частное партнерство (ГЧП).

Рассмотрим долю ГЧП и концессий в проектном управлении в России за 2007–2018 годы (рис. 1).

В своих расчетах мы учитывали проекты дороже 1 млрд руб. или порядка 20 млн долларов США. Если их стоимость приводилась в долларах США, то рублевый эквивалент рассчитывался по средневзвешенному курсу за соответствующий год закрытия сделки.

Рис. 1. Доля ГЧП и концессий в проектном управлении в России за 2007–2018 годы

В сложившейся зарубежной практике проектного управления учитываются сделки, прошедшие финансовое закрытие. Потому в этом расчете в данные за 2018 год не попали железнодорожные концессии на строительство Северного широтного хода и ветки Элегест – Кызыл – Курагино, а также ряд других крупных соглашений, где пока прошло только коммерческое закрытие [2].

Данные по проектам не исчерпывающие, но отражают ситуацию в целом.

В проектном управлении в России за 2007–2018 годы было осуществлено 160 сделок на сумму 4,9 трлн руб. сделки по концессии составляли 55% на начало периода и 88% на конец. Остальные сделки проектного финансирования составляли оставшуюся долю.

Наибольшее количество сделок в формате проектного управления заключалось в последние два года, причем, начиная с 2015 года, их число ежегодно росло (рис. 2).

Рис. 2. Динамическое изменение проектного управления в России за 2007–2018 годы

Мы связываем это с тем, что многие компании постепенно адаптировались к экономическому кризису и, как следствие, увеличивалось число крупных (дороже 1 млрд руб.) концессионных проектов.

Пиковый объем сделок заключили в 2016 году – 2,3 трлн руб. против среднегодовых 150‑200 млрд руб. Впрочем, тогда 88% результата обеспечил проект добычи, сжижения и поставок природного газа «Ямал-СПГ» [3].

Без учета этого проекта рекордным по объему сделок остается 2010 год – более 530 млрд руб. Тогда состоялось финансовое закрытие первой фазы сделки по газопроводу «Северный поток», ГЧП-соглашения по аэропорту Пулково и концессии на строительство участка платной дороги Москва – Санкт-Петербург (15‑58‑й км).

Наибольшее число сделок в российском проектном финансировании – по нашим расчетам, около 60% – заключено в виде концессий и ГЧП. Этот же формат является наиболее популярным при создании инфраструктуры. При этом в денежном выражении концессий и ГЧП в отечественном проектном финансировании составляют менее трети.

За рубежом ситуация обратная: объем сделок в инфраструктуре превышает аналогичный показатель нефтегазового и добывающего секторов.

Мы полагаем, что объем сделок проектного управления по-прежнему незначителен для того, чтобы заметно повлиять на экономический рост.

Рис. 3. Доля проектного управления от ВВП в России, 2013–2018 годы

По нашим расчетам, в 2018 году доля проектного управления составляла всего 0,29% ВВП, снизившись по сравнению с 2017‑м почти вдвое (с 0,57%). Между тем, чем выше эта доля, тем серьезнее влияние на экономику [1].

На наш взгляд, для ощутимого экономического эффекта объемы проектного управления должны составлять порядка 1‑2% ВВП. Примерно столько вкладывают такие зарубежные страны, как Канада и Австралия, в рамках своих долгосрочных инфраструктурных планов.

В России, несмотря на сопоставимый объем средств, такое влияние может быть нивелировано особенностями запуска проектов. Согласно комплексному плану развития магистральной инфраструктуры до 2024 года, власти хотят вкладывать в нее примерно по 1% ВВП в год, но лишь пятую часть этих средств пока предполагают делать в формате проектного управления в органах власти.

Таким образом, был проведен анализ современного состояния и перспектив развития государственного и муниципального проектного управления с помощью оценки доли ГЧП и концессий в проектном управлении в России за 2007–2018 годы, динамики изменения проектного управления в России за 2007–2018 годы и доли проектного управления от ВВП в России, 2013–2018 годы.

Вывод сделан о том, что доля сделок проектного финансирования настолько велика, что без него невозможно обходиться при осуществлении государственного и муниципального управления.

Текст статьи
  1. Ершов М. Кризис 2018 года: «момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России // Вопросы экономики. – 2018. – №12. – С.4-26.
  2. Мухамедьяров A.M. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. Изд. 2-е. - М.: Инфра-М, 2018. – 176 с.
  3. Analytic PFI & IJ Global // Russian journal of Economics. – 2019. – Vol. 5. - № 2. - June. – 210 р.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября