Главная
АИ #42 (277)
Статьи журнала АИ #42 (277)
Источники права и источники познания права как доктринальная и историографическа...

Источники права и источники познания права как доктринальная и историографическая проблема

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

источники права
теория права
формальные источники права
материальные источники права
сравнительное правоведение
типы правопонимания
правовые традиции
философия права
история правовых учений
юридический позитивизм

Аннотация статьи

Статья посвящена комплексному анализу доктрины источников права в её историческом и теоретико-правовом развитии. Автор прослеживает эволюцию научных представлений об источниках права: от их восприятия как некой «данности» в античной и средневековой юриспруденции до формирования системной концепции в рамках современной теории права, чему способствовало развитие сравнительного правоведения во второй половине XX века. Подчёркивается методологическая важность различения формальных (процедурных) и материальных (содержательных) источников права для оценки национальных правовых традиций. В работе раскрывается взаимосвязь проблемы источников права с типами правопонимания (идеалистическим, материалистическим, позитивистским), а также с фундаментальными философскими категориями формы и содержания. Особое внимание уделяется тому, как смена научных парадигм (естественно-правовая, историческая, позитивистская, социологическая) влияла на трактовку природы и системы источников права. Статья служит теоретической основой для сравнительно-правового анализа и выявления путей совершенствования отечественной доктрины источников права.

Текст статьи

Для того чтобы дать надлежащую оценку доктрине источников права в определенной национальной правовой традиции, показать положительные и отрицательные моменты ее содержания, возможности сравнения или использования в качестве контрастного фона для выработки представлений о возможности совершенствования отечественной доктрины источников права, а также направлений и механизмов ее практической реализации, необходимо прежде всего выяснить основные узловые моменты современной теории права в части концептуального анализа источников права и места этой проблематики в предметном профиле фундаментальных юридических наук.

Изучением источников и форм права юридическая наука в целом занимается достаточно давно. Эта проблематика является распространенной в мировой юридической литературе. Наиболее рельефно природа и характер источников права, их влияния на типологические особенности национальных правовых систем стали исследоваться преимущественно лишь во второй половине ХХ в. в связи с развитием сравнительного правоведения. Прежняя литература освещала отдельные аспекты источников права и форм его выражения, но не придавала этому вопросу системный и концептуальный характер. Источники рассматривались как данность: реципированные римские правовые акты, определявшие жизнь Европы на протяжении многих веков, обычное право, философские сочинения о праве, которые формировали представления о высоком и единственно верном праве, стандарты обучения из позднелатинской школы, которые определяли единые логические фигуры мышления при обучении клириков и юристов по всей Европе. Юристов интересовали прежде всего способы толкования права, в первую очередь грамматический (филологический) и затем исторический, а сами римские источники, например, были безусловным авторитетом, наследием, которое были выше, прогрессивнее и которое лишь нужно было понять и усвоить.

Современная юридическая наука легко различает разнообразные правовые традиции по формальным критериям, так называемым формальным источникам права. В каждом случае речь идет о процедуре принятия соответствующих норм или правил, способах их внешней фиксации, характере действия и возможности из последующих изменений. Традиции, ориентирующиеся на нормативные правовые акты, первостепенное значение придают абстрактным правилам, имеющим общеобязательный характер и рассчитанным на неопределенный круг лиц. Но такие правила требуют определенного типа мышления, логики и культуры обобщений, которые затем в виде нормативных суждений включаются в состав правовых конструкций и текстов. Напротив, казуистические модели, как в англо-саксонском ареале, имеют дело с решениями по отдельным случаям, которые в совокупности образуют базу для ответов на юридически значимые вопросы, но служат всё же защите интересов частных лиц и лишь в виде превентивной функции могут оказывать действие на правовое поведение других. Формальный характер источников, процессуальные особенности их принятия, нацеленность и логико-смысловые характеристики, безусловно, оказывают существенное влияние на то, как право выражается во вне, становится видимой и осязаемой нормой или правилом поведения. И в этом отношении многое зависит от национальных традиций и особенностей правового мышления. 

Однако за природой формальных источников права скрывается не менее значимая часть, а именно вопрос о материальных источниках права, или тех факторах, смысловых моментах, которые формируют право изнутри, задействуют соответствующие формальные механизмы.

Вопрос об источниках права тесно связан с различением в праве таких философских категорий, как форма и содержание. Соответственно формальные источники права выступают важным моментом спецификации формы права, а материальные источники права – моментом его содержания. При этом термин «источник» указывает на первопричину, начало, от которого право берет свое смысловое наполнение и силу. Впервые древнеримский историк Тит Ливий, живший в первом веке до н. э., назвал Законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Уже римская юриспруденция различала виды и характер формальных источников права. Однако учение об источниках права появляется лишь в современной науке о праве, которая в значительной степени связана с ее развитием в последние полтора столетия, когда она приобрела характер и статус общей теории права и государства. В юридической литературе XIX в. лишь в последней четверти появляются разделы и параграфы об источниках права. С тех пор эта тема становится предметом теоретического анализа.

В русле философско-правовых концепций прежнего времени, особенно опирающихся на доктрину естественного права или рационалистические концепции XVIII – начала XIX в., проблематика источников права сводилась к вопросу о происхождении права как такового, а позитивное право воспринималось по большей части лишь как неправильное право, которое может соответствовать или не соответствовать идеальному, естественному праву. Работа философов состояла в основном в том, чтобы правильно истолковать естественное право, а юристов - приводить в порядок различные римские акты, систематизируя их, составляя бесконечные сборники.

В XIX в. с формированием исторического подхода к праву, появлением позитивистской философии и проникновением ее в области науки о праве, право всё больше начинается пониматься как конкретное и историческое явление, волеустановленное, которое может создаваться человеком. Именно теоретическое изучение позитивного права дало мощный импульс для формирования доктрины источников права.

Вопрос об источниках права также связан с различными типами правопонимания. В идеалистических концепциях о праве такими первоначалами, источниками права выступает логос, разум, идея, которая разворачивается во всей системе правовых средств и механизмов регулирования. Известный русский философ права Б. Н. Чичерин, который разделял в значительной степени гегельянские представления о праве, подчеркивал, что источник всякого права и всякой нравственности составляет «признание лица как разумно-свободного существа, которое само по себе цель и само определяется к действию и которому поэтому должна быть предоставлена свободная сфера деятельности, где оно одно является хозяином, независимо от чьих бы то ни было чужих велений» [4, c. 82].

Напротив, материалистическая философия, прежде всего марксизм, утверждает следующее: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения –производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или –что является только юридическим выражением этого – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались» [2, c. 7].

Однако в начале ХХ в. проблематика источников права, как своего рода описательная, вспомогательная для философского анализа права, отодвигается на второй план, так как ученым-юристам того времени она представлялась не имеющей сущностного характера. Отчасти ее считали вполне разработанной, так как работа с изучением источников велась в западноевропейских университетах уже очень давно, начиная со средневековых юристов (глоссаторов, консилиаторов). В эпоху распространения кодифицированных актов, которая приходится на XIX в., внимание ученых было сосредоточено на явлениях систематизации и правовых понятиях, позднее речь преимущественно шла о социальной природы права, затем концептуальной разработке подвергаются такие базовые понятия теории права, как правовая норма и правоотношение. Анализ юридической литературы второй половины XIX в. (русской, немецкой, английской, американской, французской) показывает, что теоретическая разработка вопроса об источниках права практически отсутствовала. Проблематика источников права совпадала с разработкой видов права: естественное право – в природе человека, природе вещей, в теологическом начале; разумное (рационалистическое) право XVII–XVIII вв. – в идее разума; позитивное право в римских правовых актах, прежде всего Corpus Juris, обычное право опиралось на признание истории и традиции (как известно, историческая школа права, возникшая в Германии, сформировалась лишь на рубеже XVIII – XIX вв. и источников права объявляла «народный дух» [3]).

Развитие юридического позитивизма, распространение в познании права принципов философского позитивизма, появление феноменологии, ставшей предпосылкой логического позитивизма, способствовали тому, что проблему источников права стали интерпретировать как вопрос о фактах, а именно нормативных фактах, поскольку юридическая наука не могла охватить все разнообразие явлений и феноменов общественной жизни. Например, одним из проблемных вопросов теории права последней четверти XIX в. было обсуждение возможности и условий признания источниками права договоров, уставов коммерческих и некоммерческих организаций (Р. Бирлинг [1], К. Бергбом [5]). Источниками права в юридической литературе назвали правоведение, говорили о праве юристов, о праве ученых. Англо-саксонская правовая традиция подчеркивала значение судебных прецедентов как источников права, которые в этом ареале приобрели особое главенствующее значение. Теория права дополнялась социологическими и психологическими подходами и приемами трактовки соответствующих явлений. В качестве источников права рассматривались факторы среды, социальные факты, общественное мнение, социальные ожидания и т. п.

Список литературы

  1. Бирлинг Э.Р., Учение Э.Р. Бирлинга о праве: автореферат дис. кандидата юридических наук: 5.1.1. / К-Н. Григорян; [Место защиты: ФГБУН Институт государства и права Российской академии наук]. – Москва, 2022. – 31 с.
  2. Маркс К. К критике политической экономии / К. Маркс. – Ленинград: Госполитиздат, 1949. – 272 с.
  3. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба: Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии / П.И. Новгородцев. – Москва: Унив. тип., 1896. – 226 с.
  4. Чичерин Б.Н. Философия права: [Сборник] / Б.Н. Чичерин; [Вступ. ст. И.Д. Осипова, С. 3-18]. – СПб.: Наука: С.-Петерб. изд. фирма, 1998. – 654 с.
  5. Bergbohm K. Jurisprudenz und Rechtsphilosophie: kritische Abhandlungen. Bd. 1: Einleitung. 1. Abhandlung: Das Naturrecht der Gegenwart / K. Bergbohm. – Unveränd. Neudr. der Ausg. Leipzig 1892. – Glashütten i. Taunus: Auvermann, 1973. – 566 P.

Поделиться

13

Груздев Г. В. Источники права и источники познания права как доктринальная и историографическая проблема // Актуальные исследования. 2025. №42 (277). URL: https://apni.ru/article/13286-istochniki-prava-i-istochniki-poznaniya-prava-kak-doktrinalnaya-i-istoriograficheskaya-problema

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#42 (277)

Прием материалов

18 октября - 24 октября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 ноября