Главная
АИ #42 (277)
Статьи журнала АИ #42 (277)
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как одно из условий их успешной соц...

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как одно из условий их успешной социализации в современном обществе

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

адаптированная дополнительная общеобразовательная программа
дети с ОВЗ
природный материал
социализация
адаптация

Аннотация статьи

В статье представлен материал из опыта работа педагогов с обучающимися с особыми возможностями здоровья посредством занятий объединений художественной направленности «Эко-студия» и «Природная мастерская».

Текст статьи

Одной из основных задач в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является их социализация в современном обществе. Для обычного обучающегося социализация представляет собой естественный процесс, а для обучающегося с ОВЗ и инвалидностью – это долгая и кропотливая работа, результат которой полностью зависит от условий, которые создают для этого родители (законные представители) и педагоги.

Перед педагогами стоит очень важная задача: создать необходимые условия для безопасного и комфортного входа обучающихся с ограниченными возможностями в большой социум и стимулировать их желание находиться в нем, а также сформировать доверие к нему [5].

В данной статье рассмотрим, каким образом проходит адаптация дошкольников с ОВЗ и инвалидностью на занятиях художественной направленности в нашем детском саду, а также при помощи средств декоративно-прикладного творчества. Вовлеченность и приобщение детей к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира – это один из важных факторов их социализации. В осуществлении данного процесса важное значение имеет факт развития самосознания дошкольников посредством надлежащего образного воздействия средствами искусства.

Для ребенка с РАС и его семьи привыкание к детскому саду очень важно, потому что, не имея опыта пребывания в ДОУ, детском коллективе – ребенок не сможет приобрести нужные навыки коммуникации, необходимые ему в дальнейшей жизни.

Трудности с адаптацией к детскому саду у ребенка с аутизмом бывают связаны с:

  • проблемой «отрыва» от родителей;
  • сменой привычной обстановки;
  • освоением режимных моментов;
  • вхождением в группу других детей.

Доброжелательность, уверенность, последовательность, спокойствие и терпимость – необходимые составляющие в работе с детьми с аутизмом.

Для успешной адаптации ребенка с РАС к детскому саду необходимо создание условий для работы с детьми и профессиональный коллектив педагогов, который будет работать в одном направлении над гармоничным и целостным развитием малыша.

Все дети с РАС разные, у них разные потребности и интересы, но всем необходим индивидуальный подход. Поэтому средства и методы для работы нужно подбирать, исходя из индивидуальных потребностей каждого ребенка.

Воспитанники детского сада имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности с помощью занятий в кружках художественной направленности. Творчество – это откровение, это влияние на мир, которое может выразить ребенок [2].

Основными задачами объединения являются:

  • создание комфортных условий для развития творческих, жизненных и социальных способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
  • развитие индивидуального потенциала каждого и самореализация детей.

На занятиях по декоративно-прикладному творчеству вырабатывается умение соблюдать последовательность действий в достижении поставленной цели, формируются усидчивость, аккуратность, внимательность [4].

Главными задачами обучения на занятиях являются воспитание у обучающихся эмоционально-положительного отношения к поделкам, сделанным собственными руками, формирование навыков работы с различными видами техник и материалов. Все виды рукоделия, которые применяются на занятиях по данной программе, развивают у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью способность работать руками и мелкую моторику под управлением сознания, совершенствуются точные движения пальцев, улучшают зрительную память. Такие занятия способствуют более быстрой и успешной адаптации в современном обществе [3].

Для развития творческих способностей детей используются нетрадиционные техники рисования: свечой, углем; коллаж с применением стружки веточек деревьев, пуговиц, скорлупы, декупаж, пластилинография. Все эти техники имеют свою художественную выразительность, отличаются новизной, с их помощью можно выявить индивидуальные способности детей, иметь возможность фантазировать в сочетании самых разных материалов. 

Работа с новыми интересными и необыкновенными материалами необходима, ведь она вызывает отсутствие страха, образовывает важные для творчества индивидуальные качества: самовыражение, веру в себя, самораскрытие. Эти качества необходимы для творчества и возможности познать что-то новое. Разнообразные виды деятельности на занятиях по декоративно-прикладному творчеству вызывают положительные эмоции у детей с ОВЗ и инвалидностью. Дети с ограниченными возможностями динамично вливаются в творчество, делают неповторимые индивидуальные и групповые работы [1].

Применение в работе нетрадиционной техники пробуждает у дошкольников интерес к эксперименту и индивидуальному творчеству, раскрепощает и избавляет от комплекса «Я не умею», поэтому дети работают смелее, увереннее, независимо от их индивидуальных способностей. Использование таких техник стимулирует развитие воображения, мелкой моторики и когнитивных навыков. Кроме того, дети учатся выражать свои эмоции и мысли через творчество, что способствует их эмоциональному и социальному развитию. В результате нетрадиционная техника становится мощным инструментом для всестороннего развития дошкольников, делая процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Наиболее увлекательным видом художественной деятельности данной программы является работа с различными видами природных материалов. Дети выполняют работы с применением различных техник: аппликация, коллаж, флористика, моделирование. Проводимая работа позволяет развивать умения отражать в поделке, аппликации, флористике индивидуальные творческие способности (например, при сочетании цветов, фактур материалов, выбора рисунка). 

В нашей работе мы часто применяем следующие техники:

  1. Рисование ладошками и пальчиками;
  2. Кляксография;
  3. Монотипия – создание отпечатка, который затем можно дополнить деталями. Помогает развить чувство цвета и композиции, а также воображение;
  4. Ниткография;
  5. Пластилинография;
  6. Техника «Штампики» – использование различных предметов (например, пробок, кусочков поролона) для создания отпечатков на бумаге. Стимулирует воображение и мелкую моторику.

Таким образом, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимые в будущем. В заключение отметим, что наша цель ‒ дать данной категории детей возможность расширить круг своего общения, реализовать себя как личность, не дать им замкнуться в себе, показать, как прекрасен мир, который их окружает.

Список литературы

  1. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.
  2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко – Москва: Издательский центр Академия, 2017. – 257 с.
  3. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 199 с.
  4. Савина Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Е.А. Савина. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 223 с. – (Библиотека психолога).
  5. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 180 с.

Поделиться

11

Балашова Е. Н., Бахчагулян А. А., Быкова Д. А., Констанченко В. В., Попова О. С. Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как одно из условий их успешной социализации в современном обществе // Актуальные исследования. 2025. №42 (277). URL: https://apni.ru/article/13287-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-detej-s-ovz-kak-odno-iz-uslovij-ih-uspeshnoj-socializacii-v-sovremennom-obshestve

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#42 (277)

Прием материалов

18 октября - 24 октября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 ноября