Одной из основных задач в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является их социализация в современном обществе. Для обычного обучающегося социализация представляет собой естественный процесс, а для обучающегося с ОВЗ и инвалидностью – это долгая и кропотливая работа, результат которой полностью зависит от условий, которые создают для этого родители (законные представители) и педагоги.
Перед педагогами стоит очень важная задача: создать необходимые условия для безопасного и комфортного входа обучающихся с ограниченными возможностями в большой социум и стимулировать их желание находиться в нем, а также сформировать доверие к нему [5].
В данной статье рассмотрим, каким образом проходит адаптация дошкольников с ОВЗ и инвалидностью на занятиях художественной направленности в нашем детском саду, а также при помощи средств декоративно-прикладного творчества. Вовлеченность и приобщение детей к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира – это один из важных факторов их социализации. В осуществлении данного процесса важное значение имеет факт развития самосознания дошкольников посредством надлежащего образного воздействия средствами искусства.
Для ребенка с РАС и его семьи привыкание к детскому саду очень важно, потому что, не имея опыта пребывания в ДОУ, детском коллективе – ребенок не сможет приобрести нужные навыки коммуникации, необходимые ему в дальнейшей жизни.
Трудности с адаптацией к детскому саду у ребенка с аутизмом бывают связаны с:
- проблемой «отрыва» от родителей;
- сменой привычной обстановки;
- освоением режимных моментов;
- вхождением в группу других детей.
Доброжелательность, уверенность, последовательность, спокойствие и терпимость – необходимые составляющие в работе с детьми с аутизмом.
Для успешной адаптации ребенка с РАС к детскому саду необходимо создание условий для работы с детьми и профессиональный коллектив педагогов, который будет работать в одном направлении над гармоничным и целостным развитием малыша.
Все дети с РАС разные, у них разные потребности и интересы, но всем необходим индивидуальный подход. Поэтому средства и методы для работы нужно подбирать, исходя из индивидуальных потребностей каждого ребенка.
Воспитанники детского сада имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности с помощью занятий в кружках художественной направленности. Творчество – это откровение, это влияние на мир, которое может выразить ребенок [2].
Основными задачами объединения являются:
- создание комфортных условий для развития творческих, жизненных и социальных способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
- развитие индивидуального потенциала каждого и самореализация детей.
На занятиях по декоративно-прикладному творчеству вырабатывается умение соблюдать последовательность действий в достижении поставленной цели, формируются усидчивость, аккуратность, внимательность [4].
Главными задачами обучения на занятиях являются воспитание у обучающихся эмоционально-положительного отношения к поделкам, сделанным собственными руками, формирование навыков работы с различными видами техник и материалов. Все виды рукоделия, которые применяются на занятиях по данной программе, развивают у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью способность работать руками и мелкую моторику под управлением сознания, совершенствуются точные движения пальцев, улучшают зрительную память. Такие занятия способствуют более быстрой и успешной адаптации в современном обществе [3].
Для развития творческих способностей детей используются нетрадиционные техники рисования: свечой, углем; коллаж с применением стружки веточек деревьев, пуговиц, скорлупы, декупаж, пластилинография. Все эти техники имеют свою художественную выразительность, отличаются новизной, с их помощью можно выявить индивидуальные способности детей, иметь возможность фантазировать в сочетании самых разных материалов.
Работа с новыми интересными и необыкновенными материалами необходима, ведь она вызывает отсутствие страха, образовывает важные для творчества индивидуальные качества: самовыражение, веру в себя, самораскрытие. Эти качества необходимы для творчества и возможности познать что-то новое. Разнообразные виды деятельности на занятиях по декоративно-прикладному творчеству вызывают положительные эмоции у детей с ОВЗ и инвалидностью. Дети с ограниченными возможностями динамично вливаются в творчество, делают неповторимые индивидуальные и групповые работы [1].
Применение в работе нетрадиционной техники пробуждает у дошкольников интерес к эксперименту и индивидуальному творчеству, раскрепощает и избавляет от комплекса «Я не умею», поэтому дети работают смелее, увереннее, независимо от их индивидуальных способностей. Использование таких техник стимулирует развитие воображения, мелкой моторики и когнитивных навыков. Кроме того, дети учатся выражать свои эмоции и мысли через творчество, что способствует их эмоциональному и социальному развитию. В результате нетрадиционная техника становится мощным инструментом для всестороннего развития дошкольников, делая процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Наиболее увлекательным видом художественной деятельности данной программы является работа с различными видами природных материалов. Дети выполняют работы с применением различных техник: аппликация, коллаж, флористика, моделирование. Проводимая работа позволяет развивать умения отражать в поделке, аппликации, флористике индивидуальные творческие способности (например, при сочетании цветов, фактур материалов, выбора рисунка).
В нашей работе мы часто применяем следующие техники:
- Рисование ладошками и пальчиками;
- Кляксография;
- Монотипия – создание отпечатка, который затем можно дополнить деталями. Помогает развить чувство цвета и композиции, а также воображение;
- Ниткография;
- Пластилинография;
- Техника «Штампики» – использование различных предметов (например, пробок, кусочков поролона) для создания отпечатков на бумаге. Стимулирует воображение и мелкую моторику.
Таким образом, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимые в будущем. В заключение отметим, что наша цель ‒ дать данной категории детей возможность расширить круг своего общения, реализовать себя как личность, не дать им замкнуться в себе, показать, как прекрасен мир, который их окружает.