Внимание в психологии понимается как сосредоточенность деятельности человека на каком-то объекте. Оно имеет характеризующие его свойства: устойчивость, концентрация, объем, переключаемость и распределение.
В настоящее время проблеме особенностей развития психических процессов, в частности, вниманию, придается большое значение. Особенно это актуально применительно к детям с задержкой психического развития.
Изучением особенностей внимания детей с ЗПР занимались многие исследователи: Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени, К.С. Лебединская, Н.Л. Блинова, В.И. Лубовский и др. [3].
У детей данной категории отмечается неустойчивость внимания, в связи с этим снижена результативность. В начале выполнения той или иной деятельности у ребенка может наблюдаться активный интерес, который спустя какое-то время теряется, поскольку ребенок начинает отвлекаться и заниматься посторонними делами. В результате низкой концентрации внимания ребенку сложно сосредоточиться на длительном выполнении работы или на объекте деятельности. Он не способен удержать одновременно тот объем информации, который ему необходим для осуществления игровой или учебной деятельности так, как объем внимания меньше, чем у сверстников. Имеются проблемы с распределением внимания, из-за чего ребенок с ЗПР не способен выполнять одновременно несколько заданий или действий. Также отмечаются трудности в переключении с одного задания на другое [1, 3].
Недостатки развития внимания у детей с ЗПР в значительной мере связаны с повышенной истощаемостью и утомляемостью, которые приводят к сниженной работоспособности [3].
Внимание, как способность регулировать собственную интеллектуальную активность, помогает управлять поведением. Когда ребенок погружается в исследовательскую деятельность или в процесс познания, его внимание меняется. Оно начинает концентрироваться не только на ярком или необычном предмете окружающего мира, но и на собственных действиях. Из-за чего ребенок затихает и успокаивается, в его поведении появляются логические действия. Когда ребенок внимателен, он сосредоточен на собственных действиях [4].
Таким образом, в дошкольном возрасте формируются предпосылки перехода от непроизвольного к произвольному вниманию.
Целью нашего исследования является изучение особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сравнении со сверстниками, имеющими темп развития, соответствующий возрастной норме.
Организация исследования: экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида №56 «Ромашка». В экспериментальном исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 5-6 лет: из них 10 детей с задержкой психического развития, 10 нормально развивающихся сверстников. Диагноз «Задержка психического развития» был подтвержден заключением ПМПК.
Задачи исследования: подобрать диагностические методики и изучить особенности свойств внимания у старших дошкольников с ЗПР и провести анализ результатов эксперимента.
Для изучения свойств внимания нами использовался ряд диагностических методик [2]. Каждая методика направлена на изучение одного из свойств внимания.
Методика 1.
Цель: выявить способность распределять внимание между разными объектами удерживать в сознании несколько объектов одновременно.
Процедура проведения: перед ребенком кладут картинку и просят назвать изображенные на ней предметы, затем предъявляют другую картинку и просят сказать, чем она отличается от предыдущей, при этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?».
Методика 2.
Цель: исследовать такие качества внимания, как объем и умение концентрироваться на одном объекте.
Процедура проведения: две картинки предъявляют одновременно. Задают вопрос: «Чем отличаются картинки?».
Методика 3(1), 3(2).
Цель: выявить устойчивость, распределение внимания, а также наблюдательность, наличие интереса к работе.
Процедура проведения: перед ребенком кладут картинку, в верхней части которой изображен мальчик. В нижней части картинки тот же мальчик изображен в окружении детей. Ребенку дается инструкция: «Найди среди детей мальчика, который нарисован в верхней части картинки». Задание может быть выполнено в том случае, если ребенок сумеет выделить и удержать в памяти внешние признаки мальчика, которого надо найти в нижней части таблицы. В следующем случае задание («Найди в букете цветы, которые нарисованы вверху») имеет аналогичную направленность.
Методика 4.
Цель: исследовать наблюдательность, способность к сосредоточению внимания, устойчивость.
Процедура проведения: ребенку последовательно предъявляют картинки, на которых у изображенного предмета что-то не дорисовано. При этом задают вопрос: «Что тут (на картинке) не дорисовано?».
Параметры оценивания результатов диагностики: 1 балл (выполнение заданий вызывает затруднения даже с помощью взрослого); 2 балла (задания выполняются c помощью взрослого); 3 балла (самостоятельно выполняет задание).
Результаты выполнения заданий первой методики показали, что нормально развивающиеся дети смогли справиться с заданием: 80% назвали все отличия на картинке, дети легко переключали свое внимание, 20% детей требовалась помощь взрослого в виде наводящих вопросов, но задание было выполнено.
У детей с задержкой психического развития возникли трудности при выполнении задания. 60% детей требовалась помощь в организации деятельности, они справились с выполнением задания только при помощи взрослого, 40% детей часто отвлекались, быстро теряли интерес, инструкция к заданию повторялась несколько раз. Выполнить задание не смогли даже при помощи педагога. У детей с ЗПР, из-за их особенностей, снижена концентрация внимания. Одновременное выполнение нескольких заданий или действий вызывает затруднения.
Результаты детей с задержкой психического развития по второй методике сильно отличаются от нормально развивающихся детей. 60% детей контрольной группы смогли найти все отличия, 40% детей требовались наводящие вопросы, но все же они выполнили задание.
Дети с ЗПР легче находят большие по размеру объекты, чем маленькие. 70% детей справились с заданием с помощью взрослого, у них отмечалась неустойчивость внимания, но помощь взрослого помогала организации их деятельности. У 30% детей наблюдались колебания внимания, то есть в течение нескольких минут отмечалась активная работоспособность, которая затем резко снижалась, ребенок начинал отвлекаться, что повторялось 3-4 раза.
По первому заданию третьей методики 60% детей из контрольной группы выполнили задание в отведенное им время, правильно назвали признаки мальчика и нашли его на картинке. 40% детей не сразу справились с заданием, поскольку смогли выделить только один признак мальчика, но справились с выполнением задания с помощью наводящих вопросов взрослого.
В экспериментальной группе, состоящей из детей с ЗПР, 40% дошкольников сразу, не задумываясь, указывали рисунок. После выполнения задания под руководством взрослого на 3-4 раз давали правильный ответ. Остальные 60% детей не справились с заданием, забывали все признаки мальчика. Детям сложно удерживать в памяти весь объем информации.
Во втором задании третьей методики дети с нормальным развитием в 70% случаев легко и с интересом справились с заданием, уложились в отведенное время. 30% перепутали несколько похожих цветков.
У 70% детей с ЗПР возникли затруднения при выполнении задания, которые проявлялись в недостаточной устойчивости интереса, задание не было выполнено до конца. Дети зацикливались на одном предмете, не переключая свое внимание на другие. 30% детей смогли выполнить задание под руководством взрослого. Дошкольники медленно включались в задание, им требовалось повторение инструкции.
Результаты выполнения четвертой методики нормально развивающимися детьми показали, что они легко нашли недостающие элементы на картинках. Рисунки вызывали у детей интерес, положительные эмоциональные реакции.
Детям с ЗПР сложно было сосредоточиться на объекте деятельности, у них отмечалась быстрая утомляемость и постепенное снижение интереса к выполнению задания. 40% детей не выполнили задание даже с помощью взрослого, дети быстро уставали и крутились на месте, 60% детей определили три недостающих объекта, но им потребовалась помощь взрослого.
Таким образом результаты исследования показали, что у детей с ЗПР недостаточно развиты основные свойства внимания. Они отличаются низкой продуктивностью работы, а также показателями устойчивости, распределения, переключения, объема внимания, не соответствующими нормам, характерным для детей дошкольного возраста.