Главная
АИ #42 (277)
Статьи журнала АИ #42 (277)
Перманентный макияж как вспомогательный метод при болезни Паркинсона

Перманентный макияж как вспомогательный метод при болезни Паркинсона

20 октября 2025

Рубрика

Медицина, фармация

Ключевые слова

болезнь Паркинсона
перманентный макияж
микропигментация
пудровые брови
перманентный макияжа губ
эстетическая реабилитация
перманентный макияж век

Аннотация статьи

Болезнь Паркинсона (БП) – одно из наиболее распространённых нейродегенеративных заболеваний, уступающее по частоте лишь болезни Альцгеймера. Она характеризуется тремором, ригидностью и нарушением мелкой моторики, что значительно ограничивает способность пациентов к самообслуживанию. Нарушения мимики, включая гипомимию, способствуют формированию «маскообразного» лица, снижают социальную активность и качество жизни.

Перманентный макияж (ПМ), основанный на методе микропигментации, представляет собой внедрение пигмента в папиллярный слой дермы с помощью микроигл. Для пациентов с БП он может выступать вспомогательным методом эстетической коррекции, облегчая уход за внешностью и уменьшая психологический дискомфорт.

В статье рассматриваются эпидемиологические данные по болезни Паркинсона, принципы микропигментации, противопоказания, основные техники (пудровые брови, волосковая техника, перманент губ, межресничная стрелка), а также протоколы выполнения процедур. Подчёркивается роль ПМ в поддержке качества жизни и социальной адаптации пациентов с нейродегенеративными заболеваниями.

Текст статьи

Введение

Болезнь Паркинсона – хроническое прогрессирующее заболевание, связанное с дегенерацией дофаминергических нейронов в области substantia nigra головного мозга [2]. Симптоматика включает тремор покоя, ригидность, брадикинезию, постуральную неустойчивость, а также немоторные проявления.

По данным Всемирной организации здравоохранения, БП является второй по распространённости нейродегенеративной патологией после болезни Альцгеймера [3]. Глобальная распространённость заболевания в 2021 году составила 138,6 случая на 100000 населения; среди лиц старше 60 лет этот показатель достигает 1%, а старше 85 лет – до 4% [4, с. 1078-1095]. По прогнозам, к 2050 году количество пациентов в мире может возрасти до 25 млн [5, с. 9-10].

В России распространённость БП варьирует от 30 до 139,9 случаев на 100000 населения в зависимости от региона [6, с. 4-10]. Например, в Краснодарском крае к 2021 году заболеваемость выросла до 20,3 на 100 000 населения [7, с. 42-47].

Нарушения мелкой моторики и мимики у пациентов приводят к затруднению в уходе за собой, в том числе в нанесении декоративного макияжа. В этих условиях перманентный макияж становится не только эстетическим решением, но и способом облегчить повседневную жизнь [8, с. 55-62].

Принцип микропигментации

Микропигментация представляет собой контролируемое введение пигмента в папиллярный (сосочковый) слой дермы при помощи одноразовых стерильных игл [9]. Дословно «перманентный макияж» переводится как «постоянный» макияж, краска/пигмент сохраняются в коже длительное время, что и является прелестью данной процедуры. Эффект, в среднем, сохраняется от 6 месяцев до 3 лет.

Микропигментация для каждой части лица или тела может выполнять свои задачи. Можно просто подкрасить ресничный контур и глаза станут гораздо выразительнее, ресницы будут смотреться более густыми, а можно зрительно скорректировать форму и посадку глаз с помощью стрелок, и растушевки: визуально вытянуть в более миндалевидную форму круглый глаз, или наоборот, раскрыть более узкую форму.

С помощью бровей мастер полностью может изменить лицо, восприятие внешности человека, подчеркнуть достоинства лица и гармонизировать его черты, создать лифтинг эффект.

Перманентный макияжа губ способен придать свежесть губам, изменить их оттенок (при холодном синюшном подтоне), вернуть природную пигментацию, вернуть им контур и подчеркнуть форму.

Также огромно применение микропигментации при таких недугах как витилиго (применяется техника камуфляжа), алопеция (воссоздаются волоски в зоне бровей, мастер имитирует их специализированным оборудованием и пигментами), воссоздание ареолы груди после мастэктомии.

Все эти техники и способы помогают добиться эстетичных результатов, помогают мужчинам и женщинам нравиться себе и быть более уверенными, более адаптированными в обществе.

Техники перманентного макияжа, применяемые при болезни Паркинсона

1. Пудровые брови – техника точечной растушёвки, создающая эффект мягкого теневого макияжа [10, с. 707-714]. Нарушение мелкой моторики и тремор у таких пациентов делают самостоятельное нанесение декоративного макияжа практически невозможным. Перманентный макияж в виде пудровых бровей позволяет сохранить ухоженный внешний вид без ежедневных усилий. Кроме того, мягкий градиент и естественная форма бровей визуально смягчают маскообразное выражение лица, характерное для заболевания, придавая пациенту более открытый и живой облик (рис. 1).

image.png

Рис. 1. Пример перманентного макияжа бровей в технике «Пудровые брови»

2. Волосковая техника – имитация натуральных волосков для коррекции частичной алопеции и возрастных изменений бровей. Создание имитации натуральных волосков за счёт прорисовки тонких штрихов пигментом. Эта техника особенно актуальна при выраженном истончении или выпадении бровей, нередко наблюдаемых у пациентов старшего возраста. Она позволяет вернуть естественный вид и гармонию в чертах лица, компенсируя изменения мимики (рис. 2).

image.png

Рис. 2. Перманентный макияж бровей в технике «Волосок»

3. Перманентный макияж губ в технике «Акварель» – техника мягкой растушёвки пигмента по всей поверхности губ без жёсткого контура. С ее помощью возможна коррекция легкой асимметрии и улучшение естественного цвета губ без излишней плотности внесения пигмента/краски. Для пациентов с данным недугом она наиболее физиологична: создаёт эффект ухоженности и лёгкого оттенка, при этом не выглядит чрезмерно искусственно. Рекомендуется для тех, кто хочет естественного результата и минимальной коррекции (рис. 3).

image.png

Рис. 3. Перманетный макияжа губ в технике «Акварель»

4. Межресничка с растушевкой – заполнение межресничного пространства, которое визуально увеличивающее густоту ресниц и легкий эффект теней на подвижном веке в классических коричневых оттенках. Для пациентов с болезнью Паркинсона, испытывающих трудности при нанесении декоративной косметики, эта техника обеспечивает аккуратный и устойчивый результат, придающий взгляду выразительность и уменьшающий проявление гипомимии (рис. 4).

image.png

Рис. 4. Перманетный макияж век в технике «Стрелка с растушевкой»

Преимущества микропигментирования (перманентного макияжа) при реабилитации пациентов с болезнью Паркинсона

Перманентный макияж (ПМ) выполняет важную функцию в комплексной эстетической и психологической реабилитации пациентов с болезнью Паркинсона. Заболевание сопровождается тремором, ригидностью и нарушением мелкой моторики, что значительно затрудняет выполнение элементарных каждодневных процедур. На этом фоне ПМ приобретает особую ценность, обеспечивая следующие преимущества:

  • Снижение зависимости от повседневного макияжа. Пациенты с тремором рук не способны аккуратно наносить декоративную косметику. ПМ избавляет их от необходимости ежедневного макияжа, позволяя сохранять ухоженный вид без усилий;
  • Визуальная коррекция симптомов заболевания. Болезнь Паркинсона сопровождается гипомимией и «маскообразностью» лица. ПМ, особенно техники пудровых бровей и акварельных губ, позволяют придать лицу более выразительный и «живой» вид, сглаживая все негативные проявления;
  • Психологическая поддержка. Ухоженная внешность способствует росту самооценки и уверенности в себе. Это помогает снизить уровень депрессии и тревожности, которые нередко сопутствуют нейродегенеративным заболеваниям;
  • Социальная адаптация. Сохранение эстетически привлекательного внешнего вида облегчает общение с окружающими и снижает риск социальной изоляции;
  • Длительный результат. Эффект перманентного макияжа сохраняется 1,5–3 года, что особенно важно для пациентов с хроническим прогрессирующим заболеванием, так как минимизирует количество повторных процедур ухода;
  • Минимальные требования к уходу. После заживления процедура не требует сложных косметических манипуляций, что удобно при ограниченных физических возможностях;
  • Возможность индивидуальной адаптации. Подбор техники (пудровые брови, волосковая техника, межресничка с растушевкой, перманентный макияж губ) позволяет учитывать особенности внешности и предпочтения пациента.

Противопоказания к процедуре

1. Абсолютные противопоказания включают [12]:

  • острые воспалительные процессы кожи в зоне коррекции;
  • онкологические заболевания;
  • декомпенсированные хронические патологии (например, сахарный диабет) [11];
  • психические расстройства в стадии обострения;
  • эпилепсия;
  • беременность и лактация;
  • острые инфекционные заболевания (вирусные и бактериальные, включая COVID-19, грипп)
  • иммунодефицитные состояния (в т. ч. ВИЧ в стадии выраженной иммуносупрессии)

2. Относительные противопоказания включают [12]:

  • хронические заболевания в стадии обострения (гипертонический криз, декомпенсация сердечной недостаточности и др.);
  • приём антикоагулянтов и препаратов, влияющих на свёртываемость крови (варфарин, аспирин в высоких дозах);
  • тенденция к образованию келоидных рубцов;
  • алкогольное или наркотическое опьянение в момент процедуры;
  • недавние косметологические вмешательства в зоне коррекции (пилинги, лазерные процедуры, инъекции) – требуется выдерживать интервал 2–4 недели.

В моей практике при работе с людьми с Болезнью Паркинсона чаще всего используется три техники микропигментирования: Пудровые брови, Акварельные губы и Межересничка с мягкой растушевкой.

Протокол процедуры перманентного макияжа в технике «Пудровые брови»

С каждой зоной работа ведется поочередно. Например, первая зона работы – веки, после окончания всей процедуры – брови, после губы, или наоборот. Также возможно разделить эти процедуры на 2 приема в разные дни, по желанию пациента.

Перед выполнением микропигментации обязательным этапом является предварительное обследование пациента, направленное на выявление противопоказаний, снижение рисков осложнений и индивидуальный подбор техники.

1. Анамнез:

  • Осмотр и оценка состояния кожи в зоне предполагаемых работ;
  • На этом этапе мастер проводит подробный осмотр области бровей, век или губ, обсуждает желаемый результат, рассказывает о возможностях процедуры и ее ограничениях. Оценивается психоэмоциональное состояние, определяются индивидуальные особенности и особенности кожи, выявляются предпочтения пациента;
  • Информированное согласие пациента, где пациенту разъясняются все этапы процедуры, ожидаемые результаты.

2. Подготовка пациента:

  • Подготовка кожи к эскизированию. Мастер очищает кожу от косметических средств, если они имеются, обрабатывает антисептиком;
  • Нанесение анестезирующего крема. При работе с данной техникой анестезирующий крем возможно наносить как «до» эскизирования, так и «после»;
  • Эскиз будущих бровей, выполненный с учетом пропорций лица и строения черепа. Используется острозаточенный косметический карандаш. Этот этап является очень важным, так как он позволяет клиенту предварительно оценить будущий результат. По завершению эскиза – обсуждение оттенков пигмента, которые планирую использовать в работе.

3. Подготовка оборудования:

  • Все рабочие поверхности и емкости упаковываются в пленку для предотвращения перекрестного заражения;
  • Профессиональный тату аппарат упаковывается в барьерную защиту и закрепляется в районе съемного держака бандажным бинтом;
  • Одноразовый картридж (пластиковый модуль/корпус, содержащий иглу (или несколько игл), с эластичной мембраной, предотвращающий протекание пигмента и человеческих жидкостей в корпус и мотор тату машинки, что предотвращает возможность перекрестного заражения) вскрывается из индивидуальной упаковки перед пациентом;
  • Пигмент необходимых согласованных оттенков разливается в одноразовые емкости (капсы).

4. Процедура внесения пигмента:

  • После того как эскиз утвержден, мастер начинает вносить пигмент в кожу, уже подготовленным специализированным профессиональным оборудованием. Пигмент вводится в самый верхний слой кожи, в сосочковый слой дермы. Штриховочными движениями маятника или от себя, в зависимости от его техники, с минимальным давлением мастер заполняет форму по отрисованному эскизу;
  • Пигмент вносится постепенно, от светлой подложки к более насыщённым слоям. Сначала мастер создаёт лёгкую «вуаль» (первый слой), затем усиливает насыщенность в зонах изгиба и хвостика брови. Создаёт мягкий эффект теневой растушёвки, максимально приближенный к декоративной косметике;
  • Мягкость переходов создается благодаря наслаиванию пигмента и его растяжке по плотности нанесения – в головках и по верхнему краю брови всегда мягче и менее интенсивные по цвету;
  • Для пудровой техники возможно использовать аппарат с различными техническими характеристиками и ходом иглы: от короткого 2.8 мм до длинного – 4 мм. Важную роль играет навык мастера и его предпочтения;
  • Для данной техники чаще всего используется конфигурация игл 1RLLT (одна игла с острой заточкой) или 1RLMT (одна игла средней заточки). Выбор заточки происходит исходя из кожи пациента, навыков и предпочтений мастера;
  • Наиболее предпочтительно использовать пигменты вида гибрид, сочетающие в себе органику и минеральную основу, или минерал - красители на основе оксидов металлов;
  • Так как очень часто в данном случае мастер работает с, достаточно, возрастной кожей важно работать аккуратно, не спеша, чтобы не перетравмировать кожу.

5. Закрепление:

После завершения всех этапов мастер сажает клиента, осматривает результат и корректирует его, при необходимости.

6. Постпроцедурный уход:

  • После процедуры мастер рассказывает клиенту о том, как правильно ухаживать за кожей бровей и век в период заживления и как продлить эффект процедуры;
  • Цвет, как правило, теряет свою насыщенность на 30–60% после регенерации кожи.

Протокол проведения процедуры перманентного макияжа век в технике «Межресничка с мягкой растушевкой»

1. Анамнез:

  • Осмотр и оценка состояния кожи в зоне предполагаемых работ;
  • На этом этапе мастер проводит подробный осмотр области век, обсуждает желаемый результат, рассказывает о возможностях процедуры и ее ограничениях. Оценивается психоэмоциональное состояние, определяются индивидуальные особенности и особенности кожи, обсуждаются пожелания пациента;
  • Информированное согласие пациента, где пациенту разъясняются все этапы процедуры, ожидаемые результаты.

2. Подготовительный этап:

  • Подготовка кожи к эскизированию. Мастер очищает кожу от косметических средств, если они имеются, обрабатывает антисептиком;
  • В эскизе будущих век мы намечаем ширину мягкой растушевки от линии роста ресниц. Ширина данной растушевки, ее форма зависят от формы глаза пациента, наличия нависшего века (птоз) и т. д., так как растушевка выполняется на подвижном веке. Для эскиза растушевки используется два заточенных косметических карандаша черного и коричневого цвета, чтобы наглядно продемонстрировать плавный переход тени от более темной черной межреснички. Этот этап является очень важным, так как он позволяет клиенту предварительно оценить будущий результат. По завершению эскиза – обсуждение оттенков пигмента, которые планируются использоваться в работе. Для данной техники, как правило, это 2-3 оттенка: черный и 1-2 коричневых, близких друг к другу по цветовому кругу, для более мягкого градиента. Также очень часто используются только коричневые цвета, для межреснички, в том числе, для более мягких эффектов. Здесь мастер смотрит на цветовой типаж пациента и ориентируется на его пожелания;
  • Нанесение анестезирующего крема. На веки крем рекомендуется наносить после отрисовки эскиза, не затрагивая основные направляющие линии.

3. Подготовка оборудования:

  • Все рабочие поверхности и емкости упаковываются в пленку для предотвращения перекрестного заражения;
  • Профессиональный тату аппарат упаковывается в барьерную защиту и закрепляется в районе съемного держака бандажным бинтом;
  • Одноразовый картридж (пластиковый модуль/корпус, содержащий иглу (или несколько игл), с эластичной мембраной, предотвращающий протекание пигмента и человеческих жидкостей в корпус и мотор тату машинки, что предотвращает возможность перекрестного заражения) вскрывается из индивидуальной упаковки перед пациентом;
  • Пигмент необходимых согласованных оттенков разливается в одноразовые капсы.

4. Процедура внесения пигмента:

  • После того как эскиз утвержден, мастер начинает вносить пигмент в кожу, уже подготовленным специализированным профессиональным оборудованием. Пигмент вводится в самый верхний слой кожи, с веками работа очень деликатная и не терпит ошибок, особенно если веко сосудистое. При сильной травме, сильном нажатии, можно сработать глубже необходимого и попасть в сосуд. Это приведет к растеканию пигмента по сосуду и образует эффект синяка. При таком негативном результате потребуется лазерное удаление подкожного подтека;
  • Штриховочными движениями мастер закрепляет ширину растушевки, имитирующей мягкий эффект теней, а после прокрашивает межресничное пространство;
  • Для техники растушеванной стрелочки возможно использовать аппарат с различными техническими характеристиками и ходом иглы: от короткого 2.8 мм до длинного – 4 мм. Важную роль играет навык мастера и его предпочтения;
  • Для данной техники необходим картридж конфигурации 1RLLT (одна игла с острой заточкой) или 1RLMT (одна игла средней заточки). Выбор заточки происходит исходя из кожи пациента, навыков и предпочтений мастера. Достаточно часто, для прокраса межресничного пространства, опытные мастера используют конфигурацию игл 3RLLT (три спаянных иглы в один пучок). Это позволяет быстрее прокрасить данную зону и меньше травмировать кожу.
  • Предпочтительно использовать пигменты вида – гибрид, сочетающие в себе органику и минеральную основу. Данный вид красок позволяет использовать преимущества обоих красителей: стабильность цвета, быстрое внесение в кожу, большой выбор оттенков и долгий период носки.

5. Закрепление:

После завершения всех этапов прорисовки мастер сажает клиента, осматривает результат и корректирует его, при необходимости.

6. Постпроцедурный уход:

  • После процедуры мастер рассказывает клиенту о том, как правильно ухаживать за кожей бровей и век в период заживления и как продлить эффект процедуры;
  • Цвет, как правило, теряет свою насыщенность на 30–50% после регенерации кожи.

Протокол процедуры перманентного макияжа губ в технике «Акварель»

1. Сбор анамнеза:

  • Клинический осмотр и оценка состояния кожи в зоне предполагаемых работ;
  • На этом этапе мастер проводит подробный осмотр области губ, обсуждает желаемый результат, рассказывает о возможностях процедуры и ее ограничениях. Оценивается психоэмоциональное состояние, определяются индивидуальные особенности и особенности кожи, предпочтения пациента;
  • Информированное согласие пациента, где пациенту разъясняются все этапы процедуры, ожидаемые результаты.

2. Подготовительный этап:

  • Подготовка кожи к эскизированию. Мастер очищает кожу от косметических средств, если они имеются, обрабатывает антисептиком;
  • Нанесение анестезирующего крема на 10–15 минут. При работе с губами очень важно закрепить эскиз строго по намеченному контуру и форме, размягчение этого контура и его расплытие от анестезирующего крема недопустимо;
  • Создание эскиза. Контур губ тщательно прорабатывается карандашом, консилером или маркером для микропигментирования. Восстанавливается симметрия, насколько это возможно. Выстраивается и корректируется форма;
  • Проверяется симметрия в положении сидя и лёжа;
  • Эскиз должен сохранять естественные анатомические линии, без значительного «выхода» за природный контур;
  • После немного припудриваем эскиз прозрачной пудрой, чтобы зафиксировать карандаш/консилер/маркер.

3. Подготовка оборудования:

  • Все рабочие поверхности и емкости упаковываются в пленку для предотвращения перекрестного заражения;
  • Профессиональный тату аппарат упаковывается в барьерную защиту и закрепляется в районе съемного держака бандажным бинтом;
  • Одноразовый картридж (пластиковый модуль/корпус, содержащий иглу (или несколько игл), с эластичной мембраной, предотвращающий протекание пигмента и человеческих жидкостей в корпус и мотор тату машинки, что предотвращает возможность перекрестного заражения) вскрывается из индивидуальной упаковки перед пациентом;
  • Пигмент необходимых согласованных оттенков разливается в одноразовые капсы.

4. Процедура внесения пигмента:

  • Так как данная техника – это техника мягкой растушёвки пигмента без жёсткого контура, закрепление контура происходит с одновременным прокрашиванием всей площади губ. Исключается плотный прокрас и жёсткие линии. Штрих может осуществляться в технике маятника или на себя, в зависимости от техники мастера;
  • При работе с губами штрих должен быть короткий, чтобы минимизировать травму на слизистой и, впоследствии, отек губ. Нахлест на каждый последующий блок – 30–50%;
  • Оттенок стараемся подбирать нейтральный, свежий, но при этом не кричаще розовый или красный, чтобы по заживлению результат был более естественный и эстетичный. Главная цель – имитация лёгкого тона, напоминающего блеск или тинт для губ;
  • Для данной техники предпочтительней использовать аппарат с коротким или средним ходом иглы: 2 мм до 3.6 мм. Тату машинки с длинным ходом иглы имеют большую силу удара, что может увеличить вероятность излишней травматизации и отека губ впоследствии;
  • Для данной техники необходим картридж конфигурации 1RLLT (одна игла с острой заточкой) или 1RLMT (одна игла средней заточки). Выбор заточки происходит исходя из кожи пациента, навыков и предпочтений мастера. Достаточно часто, для прокраса поверхности губ, опытные мастера используют конфигурацию игл 3RLLT/5 RLLT (три/пять спаянных иглы в один пучок). Это позволяет быстрее прокрасить данную зону и меньше травмировать кожу.

5. Закрепление:

После завершения всех этапов прорисовки мастер сажает клиента, осматривает результат и корректирует его, при необходимости.

6. Постпроцедурный уход:

  • После процедуры мастер рассказывает клиенту о том, как правильно ухаживать за кожей бровей и век в период заживления и как продлить эффект процедуры;
  • Цвет, как правило, теряет свою насыщенность на 40–60% после регенерации кожи.

Заключение

Проведённый анализ показывает, что перманентный макияж может рассматриваться как эффективный вспомогательный метод при болезни Паркинсона, направленный не столько на коррекцию неврологических проявлений, сколько на повышение качества жизни пациентов. Заболевание сопровождается выраженными моторными нарушениями – тремором, гипокинезией, мышечной ригидностью, – которые значительно осложняют выполнение даже базовых действий по самообслуживанию. Одним из них является нанесение декоративной косметики, требующее точности, устойчивости руки и зрительно-моторной координации. В этом контексте перманентный макияж выступает как альтернатива ежедневному макияжу, позволяя пациентам сохранять ухоженный и эстетически привлекательный внешний вид без необходимости тратить силы на сложные манипуляции.

Особое значение данная методика приобретает в аспекте психоэмоционального состояния больных. Пациенты с болезнью Паркинсона нередко сталкиваются с социальной изоляцией, снижением самооценки и депрессивными проявлениями. Коррекция внешности посредством перманентного макияжа способствует формированию положительного образа «Я», укрепляет чувство уверенности и облегчает процесс социальной адаптации. Таким образом, речь идёт не только о косметологической, но и о психосоциальной реабилитации, что согласуется с современными междисциплинарными подходами к лечению хронических нейродегенеративных заболеваний.

С точки зрения использование мягких техник микропигментации (пудровых бровей, акварельного напыления губ, межресничного заполнения) процедура обеспечивает деликатное внесение пигмента в поверхностные слои дермы с минимальным риском травматизации. Соблюдение строгих протоколов асептики, выбор правильных пигментов и проведение процедуры квалифицированными специалистами существенно снижают вероятность осложнений и делают метод безопасным для данной группы пациентов.

Несмотря на очевидные преимущества, использование перманентного макияжа у пациентов с болезнью Паркинсона требует учёта ряда факторов: стадии заболевания, сопутствующих патологий, приёма медикаментов (в частности, антикоагулянтов), а также повышенной склонности к тремору. Все эти аспекты диктуют необходимость индивидуального подхода и сотрудничества мастера по перманентному макияжу с врачами-неврологами и дерматологами.

Таким образом, перманентный макияж следует рассматривать как вспомогательный компонент комплексной программы ухода и реабилитации пациентов с болезнью Паркинсона. Его применение способствует улучшению внешнего вида, повышению самооценки и психологического комфорта, что в конечном итоге положительно отражается на общем качестве жизни. Перспективными направлениями дальнейших исследований являются оценка долговременной эффективности данной методики, разработка специализированных протоколов для пациентов с неврологическими заболеваниями, а также изучение её роли в мультидисциплинарных программах поддержки больных Паркинсоном.

Список литературы

  1. Tysnes O.B., Storstein A. Epidemiology of Parkinson’s disease. J Neural Transm. 2017; 124(8): P. 901-905.
  2. Poewe W., Seppi K., Tanner C.M., et al. Parkinson disease. Nat Rev Dis Primers. 2017; 3: 17013.
  3. WHO. Neurological disorders: public health challenges. Geneva: World Health Organization; 2006.
  4. Global Burden of Disease Study 2021. Lancet Neurol. 2022; 21(12): P. 1078-1095.
  5. Dorsey E.R., Bloem B.R. The Parkinson pandemic – a call to action. JAMA Neurol. 2018; 75(1): P. 9-10.
  6. Иванова-Смоленская И.А., и др. Эпидемиология болезни Паркинсона в России. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2019; 11(3): С. 4-10.
  7. Петрова Е.А., и др. Динамика заболеваемости болезнью Паркинсона в Краснодарском крае. Кубанский научный медицинский вестник. 2021; 28(4): С. 42-47.
  8. Yakovleva O. Permanent makeup as a tool for medical and social rehabilitation. Journal of Aesthetic Nursing. 2025; 14(2): P. 55-62.
  9. Miloro M., Ghali G.E., Larsen P., Waite P. Peterson’s Principles of Oral and Maxillofacial Surgery. 3rd ed. BC Decker; 2012.
  10. Mishra S., et al. Cosmetic tattooing: Applications in modern dermatology. Clin Dermatol. 2020; 38(6): P. 707-714.
  11. SPCP. Permanent Cosmetics Guidelines. Society of Permanent Cosmetic Professionals, 2022.
  12. Гарина А.Г. Методика нанесения перманентного макияжа для зрелой кожи. Материалы и особенности их применения. International Journal of Humanities and National Sciences. 2025 Vol. 2-2.

Поделиться

11

Яковлева О. В. Перманентный макияж как вспомогательный метод при болезни Паркинсона // Актуальные исследования. 2025. №42 (277). URL: https://apni.ru/article/13290-permanentnyj-makiyazh-kak-vspomogatelnyj-metod-pri-bolezni-parkinsona

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Медицина, фармация»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#42 (277)

Прием материалов

18 октября - 24 октября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 ноября