Главная
АИ #42 (277)
Статьи журнала АИ #42 (277)
Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников

Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

внимание
память
младшие школьники
познавательные процессы
индивидуальные различия
обучение

Аннотация статьи

В настоящей статье рассмотрены индивидуальные особенности познавательных процессов у младших школьников. В ходе написания настоящей статьи было проведено исследование, направленное на изучение особенностей внимания и памяти обучающихся 2-3 классов. В результате анализа полученных данных выявлена взаимосвязь между уровнем концентрации внимания и эффективностью запоминания у младших школьников. На основе полученных результатов предложены практические рекомендации, направленные на развитие внимания и памяти обучающихся. 

Текст статьи

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие познавательной деятельности, данный период, по мнению Л. С. Выготского, является «зоной ближайшего развития» ребёнка, где обучение определяет развитие памяти и внимания детей. Стоит отметить, что темпы и структура формирования познавательных процессов различаются у каждого ребёнка. Учёт индивидуальных различий становится важным условием успешности обучения и психологического благополучия младших школьников.

Для изучения особенностей внимания и памяти обучающихся 2-3 классов было проведено исследование в одной из средних школ города N, в нём приняли участие 30 учащихся 2–3 классов (15 мальчиков и 15 девочек) в возрасте 8–10 лет. В ходе исследования использовались следующие методики:

  • «корректурная проба» (Б. Бурдон, модификация Н. Ф. Добрынина) – для диагностики устойчивости и концентрации внимания;
  • методика «10 слов» (А. Р. Лурия) – для исследования кратковременной и произвольной памяти [2].

Диагностика проводилась индивидуально в первой половине дня. Обработка данных включала расчёт средних величин, стандартных отклонений, а также был рассчитан коэффициента корреляции. В таблице 1 представлены итоговые показатели развития внимания по методике Б. Бурдона.

Таблица 1

Показатели развития внимания (методика Б. Бурдона)

Уровень внимания

Количество учащихся (чел.)

% от выборки

Характеристика

Высокий

9

30%

Высокая концентрация, минимальное число ошибок.

Средний

14

47%

Умеренный темп, периодическая утомляемость.

Низкий

7

23%

Повышенная отвлекаемость, снижение точности.

Примечание: количество просмотренных символов – M = 295, σ = 42, количество ошибок – M = 5,1, σ = 2,8

Результаты диагностики внимания показывают, что у большинства школьников оно находится на среднем уровне развития, это обусловлено соответствием возрастной норме. Около четверти детей, что соответствует 23% опрошенных, показали низкий уровень развития внимания, что было связано с их повешенной отвлекаемостью и проявлении ошибок при повторяющихся действиях. Лишь 30% школьников показали высокий уровень внимания, у них были отмечены следующие качества:

  • сосредоточенность;
  • аккуратность;
  • умение сохранять темп без потери качества.

На основании представленных данных можно сделать вывод, что для младших школьников характерна неравномерность развития внимания, что отражает индивидуальные различия познавательных процессов.

Далее представлены показатели развития памяти у обучающихся 2-3 классов, полученные при использовании методики «10 слов» А.Р. Лурии.

Таблица 2

Показатели развития памяти (методика «10 слов» А. Р. Лурии)

Уровень памяти

Количество учащихся (чел.)

% от выборки

Особенности воспроизведения

Высокий

8

27%

Воспроизведение 8–10 слов, смысловые связи.

Средний

16

53%

Запоминание 5–7 слов, постепенный прирост.

Низкий

6

20%

Менее 5 слов, механическое запоминание.

Примечание: количество слов при 5-м воспроизведении – M = 7,2, σ = 1,9; при отсроченном воспроизведении – M = 6,3, σ = 1,7

Результаты диагностики памяти показывают, что у большинства школьников оно находится на среднем уровне, что является характерным для детей данного возраста. У детей со средним уровнем развития памяти наблюдается улучшение результатов при повторении материала, что свидетельствует о наличии сформированных навыков запоминания. Дети с высоким уровнем способностей запоминания демонстрируют хорошую эффективность воспроизведения материала даже спустя определенный промежуток времени.

Низкий уровень характерен для младших школьников, которые склонны к механическому запоминанию и затрудняющихся при отсроченном воспроизведении материала.

Сопоставление результатов показало наличие выраженной взаимосвязи между показателями внимания и памяти. Сводное распределение по уровням развития познавательных процессов представлено на рисунке.

image.png

Рис. Сводное распределение по уровням развития познавательных процессов

Результаты исследования подтверждают, что развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте имеет неравномерный и индивидуальный характер. Коэффициент корреляции r = 0,68 (p < 0,01) указывает на статистически значимую положительную связь. Так, чем выше уровень концентрации внимания, тем лучше показатели памяти. В результате исследования было установлено, что большинство учащихся демонстрируют средний уровень произвольности, что соответствует возрастной норме. Однако почти у четверти детей наблюдается низкая концентрация внимания и ограниченный объём памяти, что снижает эффективность усвоения знаний. Эти данные согласуются с теоретическими положениями Л. С. Выготского, который отмечал системный характер познавательной деятельности и необходимость формирования произвольности в учебном процессе [1].

Таким образом, исследование подтвердило, что внимание и память находятся в тесной взаимосвязи и составляют основу познавательной деятельности младших школьников. Учёт индивидуальных особенностей в этих процессах способствует повышению эффективности образования. Полученные данные могут быть использованы школьными психологами и педагогами при разработке коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие индивидуальных познавательных процессов младших школьников.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Педагогика, 2021. – 350 с.
  2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2009. – 368 с.
  3. Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков. – СПб: Питер, 2003. – 592 с.
  4. Юзбашева Ю.А. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста / Ю.А. Юзбашева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 48 (443). – С. 520-522.
  5. Янгирова В.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников / В.М. Янгирова, Д.А. Мартынова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 1 (448). – С. 60-61.

Поделиться

11

Марынычева М. Н. Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников // Актуальные исследования. 2025. №42 (277). URL: https://apni.ru/article/13293-individualnye-osobennosti-poznavatelnyh-processov-mladshih-shkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#42 (277)

Прием материалов

18 октября - 24 октября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 ноября