Введение
Учитывая процессы глобализации и деглобализации, которые порождают общемировые проблемы, вызовы и угрозы, государство обязано обеспечивать свои интересы и жизнеспособность. В такой мировой нестабильности, перед каждой страной стоит задача с помощью правильно выстроенной информационной политики выработать комплекс мер по минимизации рисков глобального мира и укреплению национальной безопасности. Самостоятельная роль на внешнем и внутреннем информационном рынке является основной задачей государства при вхождении государства в глобальные процессы, сохраняя при этом сой суверенитет. Учитывая постоянные новые тенденции в информационных технологиях, масс-медиа также подвергаются качественному преобразованию, а именно возникновению новых медиа, позволяющих перейти от массовой аудитории к более сегментированной и диверсифицированной.
Масс-медиа в XXI веке
XXI век ознаменован возникновением новой информационно-коммуникационной средой. Это означает, что новые цифровые масс-медиа не имеют расстояния и национальных границ. Для будущего России – это возможности сохранения величия государства.
Массовая коммуникация – это разновидность публичных отношений, механизм и сфера организации общественных дебатов, ведения открытых дискуссий, поддержания полемики власти и населения.
Рассмотрим, каким образом воздействует массовая коммуникация на общественное сознание. Во-первых, это процесс массового информационного взаимодействия субъектов коммуникации. Во-вторых, средство или технология, обеспечивающая возможность массового информационного воздействия между равноправными субъектами.
Следовательно, массовую коммуникацию можно рассматривать как систему управления, куда входят в качестве субъекта – властные структуры, инфраструктуры обеспечения и структуры производства информации, а объект – общественное сознание, которое во многом определяет общественное поведение.
Интерес исследователей к роли масс-медиа в развитии общества, позволил рассматривать этот вопрос с различных теоретических подходов, которые были выделены в две группы: медиаориентированный и социально- ориентированный. В медиаориентированном подходе присутствует автономия средств массовой коммуникации и информации, которые выступают источником изменений в самой медиа системе, а также в обществе. Социально-ориентированный подход – это процессы, вызывающие изменения в обществе и влияющие на медиа. Исследованием данным подходом занимался В.Д. Попов, который считает, что более интересным представляется интегрированный подход – «синтезу общественно-ориентированного и медиаориентиованного подходов, т.е. социально-медиаориентированного, направленного на исследование социальной информации, информации о жизни социума, циркулирующей в масс-медиа» [3, с. 47-48].
Свою модель вывели Э.Херман и Н.Хомски – «модель пропаганды». С их точки зрения, данная модель – это такой механизм, с помощью которого «деньги и власть создают фильтры для новостей, поступающих в средства массовой информации, маргинализируют несогласие, позволяют правительству и господствующим коммерческим интересам беспрепятственно доставлять свои сообщения публике» [1, с. 2].
Нельзя обойти стороной В.М. Березина, который обращает внимание на то, что массовая всеохватность порождает массовую культуру с весьма специфическими свойствами, так как она оперирует одними и теми же штампами и известными кодами и символами. В результате теряются ценные духовные потребности, обусловленные культурной и нравственной памятью народа, нации. Это ставит задачу отбора ценного и оригинального в потоке информации, порожденной социальной практикой. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.,2004. С.146.
Таким образом масс-медиа в XXI веке, учитывая глобализацию, формируют глобальную медиа-среду – единое мировое культурно- информационное пространство, новую систему коммуникаций, основываясь на множестве видов коммуникации благодаря цифровой и сетевой интеграции. Коммуникационные услуги, с помощью цифрового метода, включают в себя три технологические сферы: компьютерная, телефонная, телевизионная, объединяясь в мультимедиа и Интернете.
Функции масс-медиа в формировании престижа государства на международной арене
Интенсивность международных коммуникаций в эпоху глобализации постоянно растет и с каждым разом требования к их качеству повышаются. Вес на международной арене государства определяется его престижем. Для формирования положительного престижа страны на международном уровне большое значение имеет информационная подготовленность государства. Только в условиях повышенной информационной подготовленности, государство может достигнуть лидирующего положения о внешнеполитической сфере. А это означает постоянное развитие информационно-коммуникационных технологий, появления новых масс-медиа, которые будут оказывать необходимое воздействие на массовое сознание не только внутри страны, но и за ее пределами. К функции медиа относят формирование общественного мнения и массового политического сознания, которое способно через лидеров мнений, лоббирование оказывать воздействие на официальную позицию государства.
Уже давно стало понятным, что информационная структура становится по существу основным источником информации для человека, оказывает непосредственное влияние на его психическую деятельность, формирование его социального поведения [2, с. 179].
С развитием глобализационных процессов, интенсивной глобализацией медиа, отметим, что власть средств массовой информации – это контроль над определением действительности, манипуляция условностями, повторять одни и те же идеи и насущные проблемы, инструмент ведения информационно-психологических войн, а также оказывать влияние на механизмы принятия решений. В таком контексте масс-медиа рассматривается как один из инструментов, обеспечивающий приоритеты государства на международной арене, что дает нам основание видеть в медиа механизм саморазвития международной политики как важный фактор международных отношений. Из чего прослеживается четкая связь между правительствами, средствами массовой информации, и общественным мнением в процессе формирования престижа государства.
К другим функциям масс-медиа в формировании престижа государства на международной арене можно отнести: распространение сведений о государстве и обществе; привлечение внимания обществ, правительств ко многим мировым проблемам; предлагать варианты разрешения международных кризисов; создание имиджа страны, главной функцией которого является формирование позитивного образа государства и власти.
Страна, обладающая информационной мощью, вносит существенные коррективы в стратегии внешней политики, так как медиа позволяют оказывать влияние на общественное мнение.
На современном этапе престиж России превращается в одно из приоритетных направлений внешней политики Российской Федерации. Поэтому масс-медиа должны стать важным фактором достижения внешнеполитических целей и мирового влияния для нашей страны.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что с помощью эффективного воздействия масс-медиа на общественность, государство может создавать необходимое общественное мнение, что, несомненно, содействует укреплению престижа государства на международной арене. Кроме того, в политической структуру глобального мира, масс-медиа являются объектом пристального внимания политических режимах, институтов государства и пр.
Государства, которые заботятся о своем престиже на мировой арене, должны исходить из новой реальности информационной эпохи и определять новые коммуникационные стратегии и особенности функционирования средств массовой информации.