«Кто не ценит собственного здоровья,
тот меньше заботится и о других людях»
В. М. Шепель
Профессиональное здоровье человека чаще всего определяется как состояние здоровья, позволяющее осуществлять эффективную профессиональную деятельность, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим ее.
Как известно, специальность педагог относится к профессии типа «человек-человек», что связано с высокими эмоциональными затратами, требует больших резервов самообладания и саморегуляции. Так почему же болеют педагоги? Во-первых, они перегружены. Во-вторых, они получают недостаточно высокую заработную плату, которая бы позволяла приобретать качественные продукты, выезжать на отдых. В-третьих, на нервно-психическом состоянии педагога негативно отражаются не всегда обоснованные требования родителей и критика его действий.
У педагога разноплановая социальная ответственность, за обучение, воспитание и развитие ребенка, за рабочую документацию и корректность воспроизведение методики воспитания и обучения, за безопасность и здоровье ребенка. Постоянное перенапряжение впоследствии приводит к соматическим заболеваниям. Г. С. Абрамова и Ю. А. Юдчиц рассматривают два основных компонента профессиональной деформации личности: синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания.
На развитие синдрома эмоционального выгорания влияют внешние (нечеткая организация и планирование деятельности, повышенная ответственность за исполняемые функции, неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе, психологически трудный контингент) и внутренние факторы (склонность к эмоциональной ригидности). Симптомы эмоционального выгорания условно можно разделить на три группы:
- Физические симптомы. Усталость, утомление, истощение, психосоматические недомогания, бессонница, одышка.
- Психологические симптомы. Негативное отношение к коллегам, воспитанникам и к самой работе, агрессивные чувства.
- Поведенческие симптомы. Восприятие репертуара рабочих действий как скудного, стремление пораньше уйти с работы, установить дистанцию в общении, неприязнь к исполнению профессиональных обязанностей.
Приведенные факторы позволяют всерьез задуматься об охране здоровья педагога-воспитателя. В своих трудах В. М. Бехтерев разрабатывал меры по сохранению и укреплению здоровья и развитию личности трудящихся, гармонизацию и оздоровление трудового процесса, гигиены труда и охраны здоровья рабочих.
Л. М. Митина отмечает, что проблему профессионального здоровья педагога следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации, «от здоровья нации в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны».
Следовательно, профессиональная позиция педагога строится на отношениях к жизни, к себе, к людям. Именно отношение к себе, умение ставить перед собой цели достижения определенного уровня профессионального и личностного совершенствования, нравственная зрелость позволяет избежать состояния «утраты себя».
Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога.
Как преодолеть эмоциональную дисгармонию? Выделим основные правила рациональной организации труда и разумного отношения к профессиональной деятельности:
- Помните, работа – это прежде всего деятельность, не стоит искать в ней счастье или спасение.
- Подберите хобби, досуг сообразно своим склонностям и возможностям.
- Чередуйте время труда и отдыха.
- Прекращайте любую работу сразу же после ее выполнения.
- Учитесь трезво осмысливать происходящие события.
- Начинайте день с улыбки, а заканчивайте его миром.
- Помните, что переживания и беспокойство наносят вред здоровью.
К сожалению, не каждый детский сад может похвастаться наличием в штате педагога-психолога, который поможет формировать, развивать психологическую культуру, а именно научить педагога познавать самого себя, успешно действовать как в межличностном пространстве взаимоотношений и общения с другими людьми, так и во внутриличностном пространстве.
Очевидно, что педагог должен овладеть разнообразными приемами регуляции состояний:
- Изменение физиологических параметров организма – активная и пассивная релаксация, диафрагмально-релаксационное дыхание, массаж рефлексогенных зон и т. п. Упражнение «аромат роз», «пальцы в кулак».
- Ассоциативные приемы, работающие по принципу условных рефлексов: на этом построено действие таких стимулов, как цвет, звук, запах и т. д. Упражнение «цветное дыхание», «рисование».
- Отреагирование – перенос эмоционального состояния в форму экспрессивного (внешнего) проявления. Для отреагирования гнева хорошо подходят спорт, физическая работа. Прекрасный способ поделиться радостью – это передать восторг и радость на бумаге. Эта картинка будет гарантированно заряжена вашей позитивной энергией. Еще одни хороший способ остановить прекрасное мгновение – фотография.
- Переключение – перенос эмоциональной доминанты на другой объект. Можно пойти на прогулку, устроить генеральную уборку. Также можно переключиться через эмоции: посмотреть хороший фильм, слушать классическую музыку или просто напевать свою любимую песню, перечитать книгу, которая способна полностью увлечь за собой. Посетить театр или выставку. А умственную работу следует чередовать с физической активностью.
- Самовнушение (позитивные самовербализации).
Живите по правилам простым и правильным:
- Зарядка – маленький подвиг, для здоровья отличный допинг.
- Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение.
- Свое возрождение начните с правильного мышления.
- Отбросьте вредные привычки.
- Внимательно слушайте свой организм.
- Будьте доброжелательным, творите добро обязательно.
- Смейтесь больше – проживете дольше.
- Всегда будьте хозяином своей судьбы!
- Не надейтесь на всех и не верьте чудесам. Есть одна лишь подмога – помоги себе сам!
«Помоги себе сам» – вот девиз, который мы, педагоги можем и должны использовать. Простые и всем известные вещи помогут продлить активную жизнь. Для этого надо только ценить свое здоровье, беречь его и делать все возможное, чтобы сохранить его на долгие годы.