Магистральные трубопроводы России в отличие от других стран представляют единые системы снабжения потребителей. Такой организационно-технологический принцип построения трубопроводных систем обеспечивает их наибольшие резервные возможности, гибкое и оперативное маневрирование потоками, надежность функционирования.
Трубопроводы, несмотря на внешнюю конструктивную простоту, принципиально отличаются от других сооружений сложной схемой воздействия силовых факторов, разнообразием нагрузок, неопределённостью напряженно-деформированного состояния, масштабностью. К тому же подземное расположение затрудняет их диагностирование и увеличивает вероятность возникновения отказов.
Средний возраст газотранспортной системы в России составляет примерно 22 года, тогда как газопровод считается устаревшим и морально, и физически от 20 лет. Главной задачей ПАО «Газпром» является эффективная и безопасная эксплуатация магистральных газопроводов. Для надежности поставок газа чрезвычайно необходимо поддерживать требуемые характеристики трубы. Сложность обеспечения надёжности магистральных трубопроводов России, прежде всего, состоит в их прокладке на большом протяжении в северных и субарктических районах, где расположены основные месторождения газа и нефти: Западной и Восточной Сибири, Республиках Коми и Саха, на Сахалине. Эти районы отличаются суровыми природно-климатическими условиями.
Значительная протяженность и малодоступность газовых магистралей не позволяют полноценно использовать различные методы неразрушающего контроля. Главным действующим инструментом системы диагностического контроля стала внутритрубная диагностика, которая представляет собой наиболее оперативный и содержательный метод диагностики системы трубопроводов. Объемы проведения внутритрубного диагностирования увеличиваются с каждым годом.
Общая протяженность трубопроводной системы ПАО «Газпрома» на территории России составляет примерно 180,6 тыс. км. Главной задачей ПАО «Газпром» в области транспорта является обеспечение эффективного функционирования и развития Единой системы газоснабжения, а также поставки газа в страны ближнего и дальнего зарубежья. В связи с этим, актуальным является проведение исследований, направленных на обоснование выбора современного метода обследования магистральных газопроводов, применение которого при проведении ремонта газотранспортной системы обеспечит безаварийность транспорта природного газа. Так, внутритрубная дефектоскопия магистральных газопроводов, является закономерным технологическим этапом при проведении ремонтов линейной части магистральных газопроводов [1].
Проведение внутритрубной диагностики позволяет [2]:
- оценить реальное техническое состояние газопровода, получить результаты обследования внутренней и к наружной поверхности трубы;
- оценить состояние сварных швов тру, выявить дефекты, которые недоступны при внешнем осмотре;
- обнаружить аварийно-опасные участки, что позволит своевременно планировать и провести ремонтные работы, предотвращая потенциальные аварии.
Таким образом, результаты внутритрубной диагностики магистральных газопроводов используют для определения текущего и прогнозируемого состояния трубопровода, оценивают степень опасности обнаруженных дефектов и других параметров, определяют срок безопасной эксплуатации трубопровода, тем самым обеспечивается безаварийность транспорта природного газа.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)