Главная
АИ #42 (277)
Статьи журнала АИ #42 (277)
Антикризисная политика в сфере управления системой образования в условиях внешне...

Антикризисная политика в сфере управления системой образования в условиях внешнеэкономических санкций

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

антикризисная политика
система образования
управление
государственная поддержка
санкции

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности антикризисной политики Российской Федерации в сфере управления системой образования в условиях внешнеэкономических санкций, введённых с 2022 года. Проанализированы ключевые вызовы, затронувшие образовательные учреждения, включая дефицит технологий, снижение международного сотрудничества и кадровые ограничения. Выделены основные направления антикризисных мер, реализованных в 2022–2025 годах на федеральном и региональном уровнях. Оценена эффективность реализованных инструментов, выявлены проблемы их практической реализации. На основе анализа предложены рекомендации по повышению устойчивости образовательной системы в условиях внешних ограничений и неопределённости.

Текст статьи

С 2022 года под влиянием масштабных внешнеэкономических санкций система образования России оказалась под давлением внешних и внутренних вызовов. Ограничения затронули технологические, кадровые и управленческие ресурсы, что потребовало оперативного вмешательства государства и выработки антикризисной политики, направленной на поддержание устойчивости образовательного процесса [1].

Изучение эффективности и перспектив развития этих мер необходимо для адаптации экономической стратегии России к меняющейся среде, укрепления позиций отечественного бизнеса и снижения негативного влияния внешних потрясений [3].

По данным Минэкономразвития и деловых объединений, наиболее эффективными мерами были признаны льготное кредитование и снижение страховых взносов. Вместе с тем представители бизнеса отмечали:

  • сложности с доступом к льготам (бюрократия, жёсткие критерии);
  • неравномерность распределения помощи между регионами;
  • задержки в реализации программ импортозамещения [2].

На фоне общеэкономических трудностей особенно уязвимой оказалась система образования, которая требует не только финансовых ресурсов, но и устойчивых управленческих решений. Санкции усложнили функционирование учреждений, ограничив доступ к технологиям, международному сотрудничеству и академической мобильности, что поставило под угрозу качество образовательного процесса и управляемость системы [1].

В системе образования санкции затруднили:

  • импорт оборудования и образовательных технологий;
  • международное сотрудничество вузов и научных организаций;
  • мобильность преподавателей и привлечение иностранных специалистов [4].

В ответ на это возникла необходимость принятия управленческих решений, направленных на поддержание качества образования, цифровизацию учебного процесса и обеспечение непрерывности обучения.

В рамках антикризисной политики в сфере управления образованием в 2022–2025 годах были реализованы следующие направления [4]:

  1. Финансовая поддержка: предоставление субсидий и льготных кредитов для обеспечения ликвидности образовательных учреждений и модернизации инфраструктуры.
  2. Управленческие меры: внедрение дистанционного обучения, оптимизация организационных структур школ и вузов, развитие гибких моделей управления.
  3. Кадровые инициативы: программы переподготовки педагогов, повышение квалификации, стимулирование удержания кадров.
  4. Технологические решения: развитие отечественных цифровых платформ, локализация лабораторного оборудования, переход на российские IT-решения.
  5. Региональные программы: гранты, цифровизация, поддержка дистанционного обучения, особенно в отдалённых и сельских регионах.

Для повышения эффективности антикризисной политики в сфере образования рекомендуется:

  • упрощение процедур получения господдержки для образовательных учреждений;
  • расширение региональных программ поддержки;
  • усиление координации между федеральным и региональным уровнями;
  • долгосрочные инвестиции в образовательные технологии, цифровизацию и подготовку кадров.

Антикризисная политика России в 2022–2025 годах сыграла важную роль в смягчении последствий санкций как для экономики в целом, так и для ключевых социальных отраслей, включая образование. Несмотря на положительные результаты в виде сохранения ликвидности, занятости и устойчивости учебного процесса, остаются актуальными задачи по упрощению доступа к поддержке, выравниванию региональных различий и расширению структурных мер развития. В долгосрочной перспективе укрепление внутреннего потенциала, цифровизация, инвестиции в человеческий капитал и координация на всех уровнях управления станут залогом устойчивого развития страны в условиях внешних вызовов.

Список литературы

  1. Влияние санкций на российское образование [Электронный ресурс]: Skypro [сайт]. – Режим доступа: https://sky.pro/media/sankcii-i-obrazovanie/?ysclid=mg6t0hpk1g161574298 (дата обращения: 21.09.2025).
  2. Об итогах деятельности Минэкономразвития России за 2024 год и задачах на 2025 год [Электронный ресурс]: Министерство экономического развития Российской Федерации [сайт]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/about/collegium/ob_itogah_deyatelnosti_minekonomrazvitiya_rossii_za_2024_god_i_zadachah_na_2025_god.html?ysclid=mftjqxzxzl351120968 (дата обращения: 21.09.2025).
  3. Россия 2022–2025: экономические итоги в цифрах и фактах [Электронный ресурс]: Яндекс Дзен [сайт]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/aFK1q0hxcAzFyjIi?share_to=link (дата обращения: 21.09.2025).
  4. Смолин О.Н. Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры [Электронный ресурс]: Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. № 3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nauka-i-obrazovanie-v-usloviyah-sanktsiy-pervoocherednye-antikrizisnye-mery (дата обращения: 21.09.2025).

Поделиться

56

Иванова А. К. Антикризисная политика в сфере управления системой образования в условиях внешнеэкономических санкций // Актуальные исследования. 2025. №42 (277). Ч.II. С. 50-52. URL: https://apni.ru/article/13310-antikrizisnaya-politika-v-sfere-upravleniya-sistemoj-obrazovaniya-v-usloviyah-vneshneekonomicheskih-sankcij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#43 (278)

Прием материалов

25 октября - 31 октября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября