Главная
Конференции
Гуманитарные науки в эпоху цифровизации: этика, коммуникация, память
Основные направления профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дош...

Основные направления профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольники
письменная речь
дислексия

Аннотация статьи

В статье раскрываются основные направления профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Текст статьи

Для того чтобы предупредить нарушения письменной речи важно как можно раньше выявить у детей предрасположенность к дислексии и дисграфии, так как, чем позже обнаруживается нарушение, тем большей степени тяжести они достигают, и тем более длительный коррекционный курс в таких случаях требуется.

Более эффективной мерой, позволяющей предупредить развитие этих расстройств, является профилактика.

Первичная профилактика дислексий и дисграфий заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам.

Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

  • меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного;
  • меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни;
  • ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной и церебральной патологии;
  • ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей;
  • выбор адекватных методов обучения грамоте при наличии билингвизма у ребенка;
  • работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика дислексий заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:

1. Формирование функционального базиса навыков чтения:

  • развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой;
  • развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно­образного мышления;
  • формирование изобразительно-графических способностей;
  • развитие сукцессивных способностей ребенка;

2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком – письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодействуют друг друга. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму позже, в школе.

Для профилактики оптической дислексии особый акцент нужно делать на формирование зрительного восприятия пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, зрительной памяти.

Вторичная профилактика дисграфий заключается в своевременном выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:

  • с цепочкой перинатальных и постнатальных вредностей;
  • с поздним и аномальным развитием устной речи;
  • с задержкой психического развития;
  • с выраженной незрелостью изобразительных способностей;
  • с билингвизмом;

Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа, которая включает исправление нарушений оптико-пространственных представлений.

Процесс совершенствования оптико-пространственных представлений у детей с ОНР необходимо сочетать с коррекционно-развивающей работой учителя-логопеда. Чем глубже и сложнее нарушения речи у ребенка, тем важнее ему все увидеть, пощупать, многократно попробовать и повторить.

Такую возможность дают игровые упражнения. Обратимся к определению понятия «игровые упражнения».

Термин «упражнение» с психологической точки зрения трактуется как повторное выполнение действия с целью его усвоения. При употреблении понятия «упражнение», прежде всего, имеется в виду содержательная работа с конкретным материалом, который нужно освоить, действуя с ним. Упражнения считаются основным способом поведенческого обучения, т. е. основным средством формирования навыков.

Значимость игровых упражнений состоит в том, что их игровой характер привлекает детей дошкольного возраста, вызывает у них эмоционально положительное отношение, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений. Игровой характер действий обеспечивает интерес детей и достаточно легкое восприятие новых знаний и умений, закрепление ранее усвоенного в ведущей для детей дошкольного возраста игровой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что логопедические занятия с использованием игровых упражнений, пронизанные элементами игры, значительно способствуют развитию оптико-пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. В процессе выполнения игровых упражнений ребенок - равноправный участник коррекционно-педагогического процесса, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Следует отметить, что не под давлением, а по желанию самого ребенка во время игрового упражнения происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

Список литературы

  1. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. – СПб.: Издательский Дом «М и М», 1997.
  2. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей [Текст]. Хрестоматия по логопедии. Т. 2 / Р.Е. Левина. – М.: «Владос», 1997.
  3. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы [Текст] / Н.Я. Семаго // Дефектология. – 2000. – № 1.

Поделиться

24

Люц Е. А., Калитина О. П., Варшавская Т. А. Основные направления профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Гуманитарные науки в эпоху цифровизации: этика, коммуникация, память : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 октября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13314-osnovnye-napravleniya-profilaktiki-narushenij-pismennoj-rechi-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshim-nedorazvitiem-rechi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#43 (278)

Прием материалов

25 октября - 31 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября