Многолетние исследования в области дошкольной педагогики и психологии показали, что через игровую деятельность развитие речи у дошкольников происходит быстрее, поскольку является ведущим видом детской деятельности. Уже с раннего возраста детям доступны развивающие и дидактические игры, с помощью которым им передаются необходимые, согласованные с Программой ДОО знания, формируются представления об окружающей действительности, развивается речевая деятельность, формируются взаимоотношения в детском коллективе. Использование развивающих игр в процессе обучения способствуют развитию всех компонентов устной речи старших дошкольников, активизируют их речемыслительную деятельность.
При отборе или разработке развивающих игр педагогу необходимо учитывать возрастные и психофизические особенности ребенка-дошкольника, а также привлекать родителей в закреплении полученных в играх речевых умений дома, в условиях семьи.
Все развивающие игры для развития речи дошкольников базируются на классических методах обучения:
- словесном – это беседа, наводящие и дополнительные вопросы, объяснение, пояснение, указание, разъяснение, инструкция, словесные ответы самих детей и др.);
- наглядном (показ, наглядный материал, иллюстрации, макеты, муляжи, рассматривание и др.);
- практическом (выполнение наглядно-предметно-практических и интеллектуальных действий с дидактическим материалом и использование полученных в игре образов и представлений в последующих играх, быту, труде.
Также с целью организации педагогических условий, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе детского сада. Это может быть Центр речевого развития, включающий любимые детские художественные произведения, иллюстрации к сказкам, стихам и рассказам, картинки по лексическим темам, фотографии детских писателей, коммуникативно-речевые игры для расширения, уточнения и активизации пассивного и активного словарного запаса, правильного формирования грамматической стороны речи, развития ее связности и логичности. Центр может дополняться яркими и красочными книжками-малышками с небольшими историями, сказками, загадками, стихами, которые оформляются детьми совместно с родителями.
Развивающие игры, используемые для развития речи дошкольников, можно разделить на разные группы:
- по уровню активности детей: игры-занятия, дидактические игры;
- по наличию игровых материалов и оборудования: игры с предметами и игрушками (на сравнение их свойств и качеств, установление сходства и различия предметов; знакомство с основными признаками предметов и усвоение системы сенсорных эталонов: величина, цвет, форма; на сравнение, классификацию, упорядочивание и т. п.);
- настольно-печатные игры (лото, домино, парные и разрезные картинки);
- словесные, в которых старшие дошкольники должны оперировать образами и представлениями, высказывать самостоятельные суждения, анализировать и делать выводы, точно формулируя свои мысли, уметь внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на вопрос;
- игры на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, степень развитости которой коррелирует с уровнем произносительной стороны речи;
- театрализованные игры (настольный, теневой, пальчиковый, кукольный театр игры-драматизации по мотивам детских художественных произведений).
Для успешной реализации данной работы в группе детей старшего дошкольного возраста должна быть создана методическая база: картотека словесных развивающих игр и упражнений; картотека подвижных игр с речевым сопровождением; картотека хороводных и пальчиковых стихотворных игр и т. п.
Наблюдения показывают, что наибольший интерес воспитанники проявляют к развивающим настольно-печатным играм с речевым сопровождением под руководством педагога.
Одной из задач использования развивающих игр для активизации речи в старшем дошкольном возрасте является также формирование диалогических умений и связной монологической речи. В игровой форме педагоги создают особые коммуникативные ситуации, в которых дети во время беседы в рамках определенной Программой ДОО лексической темой учатся начинать диалог и поддерживать его.
Развивающие игра, основанные на вербальных и невербальных средствах коммуникации также пользуются широкой популярностью для активизации речи и связанных с ней неречевых процессов. Это игры, предполагающие графические способы представления информации, графические навыки в процессе пространственной ориентации на листе бумаге (игра «Узнай гласный звук» по беззвучной артикуляции, игра «Волшебная точка» – отгадать зашифрованный графический рисунок). Все игровые и графомоторные действия обязательно проговариваются вместе с детьми.
В процессе проведения развивающих речевых игр педагог помогает детям договариваться, употребляя нужные слова, выражающие просьбу, обещание, желание помогать и уступать друг другу. Это также способствует интенсивному развитию семантической стороны речи, лексико-грамматического строя речи, артикуляционных умений. Во время развивающих речь игр у старших дошкольников улучшается понимание обобщенных родовых названий предметов (овощи, фрукты, мебель, одежда, посуда, животные, транспорт и др.), обогащается лексический запас.
Представим систематизацию развивающих и дидактических игр, служащих активизации и совершенствованию речи:
- игры на расширение и уточнению активного словаря;
- игры на формирование фонетико-фонематической стороны речи;
- игры на развитие связной диалогической и монологической стороны речи,
- игры на преодоление аграмматизмов и развитие грамматически правильной речи;
- игры по подготовке к обучению чтению и письму.
Использование занимательных развивающих игр вышеперечисленных видов, построенных на различном речевом материале, позволяет дошкольникам открывать новые и закреплять уже изученные понятия как результат работы словесно-логического мышления. К счастью, дети не понимают до конца, что их чему-то обучают – они с удовольствием играют. Однако, незаметно для самих себя, в процессе игры, дети старшего дошкольного возраста рассуждают, рассказывают, придумывают, решают словесно-логические задачи. Роль педагога в этой деятельности заключается в поддержании интереса детей к содержанию игр, регулирование хода проведения и контроль.
Таким образом, разнообразие развивающих и дидактических игр во время занятий, а также в режимных моментах, помогает воспитанникам усвоить программный речемыслительный материал. Дошкольники больше узнают об окружающих их предметах и явлениях, возможных действиях с ними, назначениями и функциями; у детей активно развиваются коммуникативно-речевые компетенции. Передовой опыт работы многих педагогов, логопедов показывает, что использование игровых форм на занятиях в ДОО эффективно для развития всех компонентов устной речи детей как средства мышления и коммуникации дошкольников.

.png&w=640&q=75)