В современных условиях основным и приоритетным направлением системы образования является личность ребенка, развитие коммуникативных качеств дошкольника. Этот фактор занимает центральное место в ФОП и Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, а также находит свое отражение в общеобразовательной программе ДОУ. Сопоставив факты трудов выдающихся педагогов современности и свои личные наблюдения, мы совместно музыкальные руководители и педагог-психолог нашего детского сада, решили разработать педагогический проект, в результате которого мы хотели бы рассмотреть возможность развития коммуникативных качеств старших дошкольников через музыкально-ритмическую деятельность, а в частности, музыкально-коммуникативные игры. Старший дошкольный возраст нами был определен не случайно, так как именно в возрасте 6-7 лет у дошкольников активно развиваются социальные навыки, формируется самооценка, процессы саморегуляции выходят на первый план, осуществляется успешное сотрудничество не только с взрослыми, но и сверстниками. В этот возрастной период мы можем наблюдать зарождение первых дружеских отношений, так же возникает конструктивная конкуренция, которая выражается в обращении внимания на себя. Обогащается не только словарный запас ребенка, но также заметны активные изменения мимики и жестов, что в дальнейшем сыграет важную роль и станет основным условием успешного школьного обучения и благоприятной социальной обстановке.
В своих исследованиях Л. В. Чернецкая выделяет три компонента коммуникативных способностей дошкольника: «Область желания» (желание вступить в контакт с другим человеком); «Область знания» (знание и понимание норм и правил социального поведения); «Область умений» (умение эффективного общения, то есть способность завлечь собеседника, сопереживать его несчастью, разрешать конфликтные ситуации и др.).
Данные компоненты эффективно формируются в процессе музыкально-ритмической деятельности, к которой относятся коммуникативные танцы и игры. В этом виде музыкальной деятельности формируются навыки взаимодействия друг с другом, создаются благоприятные условия для личностного развития дошкольника. Данный вид деятельности способствует развитию музыкальных способностей: чувству ритма, музыкального слуха, обогащает двигательный опыт дошкольника, появляется выразительность движений, а также нами было отмечено развитие речевых функций и личностных характеристик, как эмпатия, инициативность, коммуникабельность.
Определив данную тему, как основную нашего педагогического проекта, мы, прежде всего, выделили основную цель проекта: познакомить детей с разнообразием коммуникативных игр и танцев, вызвать интерес к данному виду игровой деятельности, научить дошкольников самостоятельно их организовывать.
Так же были определены задачи проекта:
- Создать условия для развития коммуникативных навыков.
- Познакомить дошкольников с разнообразием коммуникативных игр и танцев.
- Развивать самостоятельность, побуждать детей организовывать игровые ситуации социального доверия.
- Приобщить к реализации проекта педагогов ДОУ и родителей воспитанников, познакомить их с основными разработками проекта.
Наш проект был направлен на личность ребенка, на привлечении внимания дошкольника к самому себе и окружающему его социуму.
Участие детей в нашем проекте определило у детей убеждение, что они как личности, их мысли и чувства, способность дать оценку своей деятельности и деятельности сверстников, является целью к собственному жизненному успеху и к возможности завоевать сердца других людей.
Наблюдая за старшими дошкольниками в повседневной жизни, нами было отмечено, что они зачастую не понимают сами себя, не могут донести до собеседника свою информацию, эмоционально-волевая сфера слабо развита, у них часто возникают проблемы и неумение договориться со сверстниками, они с трудом учитывают мнение партнеров, им тяжело прийти к общему решению. Кроме этого, у педагогов наблюдаются пробелы в знаниях о теоретических и практических основах коммуникативной деятельности дошкольников, а родители не всегда могут помочь благополучно выйти своему ребенку из конфликтной ситуации. Именно поэтому данная проблема стала основной в реализации нашего проекта. Нами была определена гипотеза, что активное применение коммуникативных игр и танцев приведет к саморазвитию личности дошкольников.
Работа над данным проектом осуществлялась в несколько этапов:
1 этап, организационный включал в себя изучение методической литературы; также совместно с психологом был разработан игровой материал, в соответствии с возрастными особенностями старших дошкольников; были также подобраны и изготовлены атрибуты и игровой материал; психолог детского сада провела анкету с родителями, для того чтобы определить уровень осведомленность родителей о данной проблеме и выявить желание родителей участвовать в совместной работе с коллективом детского сада в данном направлении. Так же на данном этапе была создана картотека коммуникативных игр и танцев, и ознакомительный буклет для родителей.
2 этап, практический стал определяющим в формировании у дошкольников основ бесконфликтного поведения и общения, посредством различных коммуникативных игр, релаксационных упражнений, пальчиковых гимнастик в процессе образовательной и свободной деятельности детей. Были проведены музыкальные развлечения и занятия с применением коммуникативных игр и танцев.
В процессе нашей работы мы отметили, что у большинства детей формируется адекватная самооценка, появляются навыки саморегуляции, дошкольники успешно решают проблемы межличностных отношений со сверстниками и с взрослыми, согласовывают свое поведение с поведением других людей.
Подводя итог нашей работы, мы отметили, что применение в работе с дошкольниками коммуникативных игр и танцев мы тем самым обучаем детей навыкам общения в различных жизненных ситуациях: в общении со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми. У дошкольников формируются положительные черты характера, процесс общения становится более конструктивным. У детей участие в проекте вызвало неподдельный интерес, а также родители и педагоги детского сада с интересом включались в данный вид деятельности.
Итогом наше работы стало создание альбома «Коммуникативные игры и танцы для старших дошкольников», картотеки коммуникативных игр и танцев, а также проведение развлечения с родителями «Хорошо в садике живется».
Следовательно, из всего вышеуказанного, хочется отметить, что коммуникативные игры и танцы в комплексе с другими воспитательными средствами, создают прочный фундамент в развитии личностных характеристик дошкольников, помогают детям в социальной адаптации, являются основой для успешного обучения в школе.

.png&w=640&q=75)