Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей путем использования в образовательном процессе техники «каплетерапия»

В данной статье рассматривается необходимость использования каплетерапии в работе с детьми, отягощенными диагнозом СДВГ. Ребенок с СДВГ не может сосредоточиться на одном деле, постоянно задает множество разных вопросов, не слушая ответы на них, пропускает мимо ушей замечания старших, часто бывает упрям, вспыльчив, суетлив и навязчив. Ребенку с СДВГ сложно налаживать отношения с окружающими, соблюдать правила, предъявляемые в коллективе. Все это также приводит к снижению познавательного развития и формированию заниженной самооценки.

Аннотация статьи
дошкольники
образовательный процесс
каплетерапия
Ключевые слова

В последние годы отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в воспитании и обучении, речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность - признаками, по определению Всемирной организацией здравоохранения , характеризующими Синдром дефицита внимания и гиперактивности .

Дети отягощенными диагнозом СДВГ, требуют к себе особого внимания. При работе с такими детьми, обязательно учитывать нарушение координации движений, недостаточное развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия.

1. Работа с разными цветами привлекает внимание ребенка, делает занятие ярким и интересным. Рисовать нужно точно и аккуратно, поэтому дети учатся концентрации внимания и их движения становятся все более координированными

2. Каплетерапия позволяет деткам развивать мелкую моторику, готовит ручку ребенка к письму. Развитые пальчики смогут правильно и удобно держать ручку и выполнять разные задания учителя: рисовать прямые линий при копировании геометрических фигур и печатных букв, вырезать ножницами необходимый контур.

3. Занятия каплетерапией можно использовать в качестве арт-терапевтической техники. Они способствуют выражению ребенком своих проблем и переживаний, когда не получается «выговориться». Ведь очень часто маленький человек не может определить словами, что он сейчас чувствует и, как следствие, не может найти выход из сложной ситуации. Ребенку гораздо легче проявить себя, описать свою проблему любым видом художественного творчества, чем словами.

4. Хороший способ самовыражения и поднятия самооценки творчески одаренных детей

5. Развивает у ребенка творческое воображение.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Рисование – не только интересное, но и, безусловно, полезное занятие для детей. В этом творческом деле можно использовать огромный ассортимент художественных принадлежностей: карандаши, мелки, фломастеры, ручки. И, конечно же, невозможно представить рисование без красок, которые являются не просто канцелярскими принадлежностями, а настоящим волшебством в умелых руках.

Возможности рисования красками не ограничиваются только кисточками. Педагогами разработана интересная и полезная для развития детей методика рисования цветными каплями. Создание художественных шедевров с помощью пипетки и окрашенной красками воды даже носит специальное название – каплетерапия.

На наш взгляд, техника капельного рисования (каплетерапия) достаточно универсальная и может применяться в работе с детьми в возрасте 3-8 лет.

Отличительной особенностью каплетерапии является возможность исправить рисунок любой момент при помощи губки (салфетки), что позволяет уровень тревоги у детей дошкольного возраста, может совершенствовать свой рисунок до тех пор, пока не будет удовлетворен его видом, что положительно влияет на его самооценку. Кроме того, каплетерапия ограничено сочетается другими видами артерапии (сказко-, фото-, цвето- и. т. д.)…

Материалы:

  • баночки с цветной водой (разбавленные водой краски);
  • баночка с чистой водой;
  • пипетки (минимум две – педагогу и ребенку);
  • белая пластиковая доска для лепки;
  • альбомные листы бумаги;
  • вырезанная из поролона шапка-невидимка (губка для вытирания капель);
  • салфетки для вытирания рук.

На первом занятии взрослый показывает ребенку, как рисовать пипеткой кляксы и капли. Вместе с ребенком они изучают цвета и форму капельки и кляксы, знакомятся с персонажем всех занятий – Кляксой.

На втором и последующих занятиях идет повторение, того, чему ребенок уже научился, но с усложнением. Теперь из капелек составляем дорожки, по которым будет гулять Клякса (ее тоже рисуем), домик, в котором живет Клякса, прорисовываем траву, цветы, погодные условия (солнце с лучами, тучи, дождик, грозу). Постепенно ребенок учится рисовать большие и маленькие капли, переносить капли на другое место.

На последующих занятиях кроме всего вышеперечисленного ребенок рисует семью Кляксы (здесь хорошо обсудить взаимоотношения в семье самого ребенка, особенно, если в них есть проблемы).

Прорисовывая друзей Кляксы, ребенок экспериментирует со свойствами цветов при их совмещении (друзья играют в Пирамидку).

Задания, постепенно, усложняются, и ребенок учится рисовать из капелек более замысловатые фигуры. Он активно экспериментирует с водой, бумагой, цветом, губкой.

Если что-то не получается – не беда, ведь есть волшебная шапка-невидимка, надев которую любой герой может исчезнуть с доски (впитываем поролоном капли).

Так же можно придумать вместе с ребенком целую сказку и изобразить ее на бумаге капельным способом.

Работа с детьми группы по данной методике дала положительные результаты. Дети стали более спокойными, уверенными в себе, уравновешенными. Повысилась концентрация внимания, координация движений. Кроме того, дети научились видеть красоту в каждой цветной капле.

Таким образом, применение техники капельного рисования позволяет решать широкий спектр развивающих задач подготовки руки к письму, реализовывать принципы индивидуального подхода, новизны и разнообразия, поддерживать интерес у детей старшего дошкольного возраста.

Текст статьи
  1. Выготский Л.С. Полн. собр. соч.: В 6 т. 5 Т. – М., 2000.
  2. Крыжановская Л.М. Артпсихология, театральное искусство как метод психологической коррекции личности подростков // Системная психология и социология. – М.: МГПУ, 2014. – №1 (9). – С. 95–99.
  3. Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – M.: Академия, 2001. – 248 с.
  4. Фазлетдинова Л. Цветные капельки. Упражнения для детей с СДВГ // Школьный психолог. – М.: Первое сентября, 2012. – №1.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября