Главная
Конференции
Гуманитарные науки в эпоху цифровизации: этика, коммуникация, память
Маленькие репортеры: как детская журналистика помогает развивать дошкольников

Маленькие репортеры: как детская журналистика помогает развивать дошкольников

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

детская журналистика
дошкольное образование
развитие речи
профориентация
коммуникативные навыки
эмоциональный интеллект
проектная деятельность
воспитатель
социализация
раннее развитие

Аннотация статьи

В статье раскрывается сущность детской журналистики в дошкольных образовательных учреждениях, описываются её основные формы (стенгазеты, интервью, репортажи, фотоотчёты, подкасты) и педагогические преимущества. Рассматриваются механизмы формирования предпосылок к грамоте, эмоционального интеллекта, профориентационных умений и развития речи у детей через включение в журналистскую деятельность. Подчеркивается роль воспитателя как наставника и модератора творческого процесса, обеспечивающего поддержку и координацию детской инициативы.

Текст статьи

Современный детский сад – это не просто место, где присматривают за детьми. Это целая образовательная экосистема, где каждый день происходит что-то интересное. А где есть интересные события, там должны быть и те, кто о них расскажет. Так в стенах дошкольных учреждений рождается детская журналистика – увлекательная и мощная технология развития, которая превращает детей из пассивных наблюдателей в активных исследователей и рассказчиков.

Что такое детская журналистика в ДОУ?

Это не работа с диктофонами и выпуск газет в классическом понимании. Это особая проектная деятельность, в ходе которой дети учатся задавать вопросы, наблюдать, анализировать и доносить информацию до окружающих.

Формы могут быть самыми разными:

  • Стенгазета или коллаж: «Наша группа», «Как мы встречали весну», «История одного дня».
  • Интервью: с воспитателем, поваром, медсестрой или родителями на тему их профессии.
  • Репортаж: с утренника, спортивного праздника или с прогулки.
  • Фотоотчет: дети (с помощью педагога) выбирают лучшие кадры и комментируют их.
  • Аудиоподкаст: короткие записи, где дети делятся новостями или впечатлениями.

Зачем это нужно? Или 5 главных плюсов юнкоровства

1. Развитие речи и коммуникативных навыков:

  • Составление вопросов: чтобы взять интервью, нужно продумать, о чем спросить. Это сложная мыслительная задача.
  • Активный словарь: дети ищут нужные слова, чтобы точно выразить мысль, описывают события и эмоции.
  • Диалог: журналистика по своей сути – это общение.

2. Познавательное и социальное развитие:

  • Дети лучше узнают мир профессий (кто такой повар, зачем нужен дворник).
  • Учатся видеть причинно-следственные связи (почему на празднике было весело? что для этого сделали?).
  • Повышается самооценка и уверенность в себе, когда ребенок выступает в роли «корреспондента».

3. Формирование предпосылок к грамоте:

  • Работа над стенгазетой – это первые опыты «чтения» пиктограмм, схем, рисунков. Дети видят, что любая информация может быть зафиксирована и передана через знаки.
  • Педагог выступает как «секретарь», который записывает под диктовку детей их мысли, демонстрируя тем самым процесс письма.

4. Воспитание эмоционального интеллекта:

  • Ребенок-журналист учится не только слушать, но и слышать, замечать настроение собеседника, сопереживать. Вопрос «А что вы почувствовали, когда...?» – прямой путь к развитию эмпатии.

5. Укрепление детско-родительских и детско-педагогических отношений:

  • Родители, видя «труд» своих детей в газете или слыша их в подкасте, по-новому открывают для себя их внутренний мир.
  • Совместные проекты (например, репортаж «Профессия моей мамы») сближают семью и детский сад.

Как организовать работу юных журналистов? Практические шаги:

  1. Создаем редакцию. Объявите в группе о наборе в редакцию газеты «Солнышко» или «Непоседы». Пусть дети придумают название.
  2. Выбираем тему. Тема должна быть близка и понятна детям: «Наш огород на окне», «Почему мы любим физкультуру?», «Готовимся к 8 Марта».
  3. Планируем работу. Решаем, что будем делать: брать интервью, рисовать, фотографировать? Составляем план вопросов (вместе с воспитателем).
  4. Собираем информацию. Дети-корреспонденты с помощью педагога задают вопросы, наблюдают, рисуют.
  5. Обрабатываем «материал». Воспитатель помогает структурировать собранное: «Что было самым интересным? С чего начнем наш репортаж?».
  6. Представляем результат. Готовая стенгазета вывешивается в раздевалке, аудиозапись прослушивается в группе, фотоотчет показывается родителям.

Связь с профориентацией: какие профессии можно «примерить».

В процессе работы над газетой или репортажем дети на практике примеряют на себя разные профессиональные роли:

  1. Журналист/репортер: учится задавать вопросы (Кто? Что? Где? Когда? Почему?), общаться с людьми, собирать информацию.
  2. Фотокорреспондент: учится видеть интересные моменты, «ловить кадр». Это развивает эстетическое восприятие и внимание к деталям.
  3. Корректор/редактор: (вместе с воспитателем) ищет ошибки в тексте, решает, какой материал пойдет в выпуск. Развивает внимательность и критическое мышление.
  4. Дизайнер/верстальщик: располагает текст и картинки на листе, выбирает цвета. Развивает художественный вкус и пространственное мышление.
  5. Ведущий новостей: развивает ораторские навыки, умение держаться перед «аудиторией».

Пример занятия-проекта «Интервью с поваром»

1. Подготовка: воспитатель объявляет, что в гости придет повар, и мы будем брать у него интервью для нашей газеты. Вместе с детьми составляем список вопросов:

  • «Как вас зовут?»;
  • «Что вы любите готовить больше всего?»;
  • «Это трудно – готовить на всю группу?»;
  • «Какие продукты нужны, чтобы сварить суп?»;
  • «Вы любите свою работу?».

2. Встреча: дети по очереди (или самые смелые) задают вопросы, используя игрушечный микрофон. Другой ребенок в роли фотографа делает снимки.

3. Обработка материала: после встречи группа вместе с воспитателем:

  • Отбирает лучшие фотографии.
  • Воспитатель записывает под диктовку детей короткий текст: «Вчера к нам в гости приходила повар Анна Ивановна. Она рассказала нам, что...».
  • Оформляет материал на листе ватмана – это страница будущей газеты.

Преимущества подхода:

  • Естественность: профориентация происходит в игре, а не в форме скучных лекций.
  • Комплексное развитие: затрагиваются все образовательные области: речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
  • Практико-ориентированность: дети не просто слушают, а делают.
  • Социализация: помогает стеснительным детям раскрепоститься через игровую роль.
  • Работа с родителями: родители могут быть героями интервью, помогать с печатью текстов, что укрепляет связь семьи и детского сада.

Роль воспитателя

Педагог здесь – не руководитель, а наставник, модератор и технический помощник. Он направляет, подсказывает, помогает сформулировать мысль, фиксирует ее на бумаге или диктофоне, но основная творческая и поисковая работа принадлежит детям.

Детская журналистика – это мостик между внутренним миром ребенка и окружающей его действительностью. Она учит их быть любознательными, смелыми в общении и внимательными к деталям. Превращая жизнь группы в череду увлекательных репортажей, мы не просто занимаем детей делом – мы растим думающих, творческих и коммуникабельных людей, которые не боятся задавать вопросы и искать на них ответы. Детская журналистика – это прекрасный, живой и очень эффективный инструмент для ранней профориентации. Она закладывает фундамент для любознательности, умения общаться и ясно выражать свои мысли – качеств, которые будут ценны в любой будущей профессии ребенка.

Поделиться

42

Харитонова М. И. Маленькие репортеры: как детская журналистика помогает развивать дошкольников // Гуманитарные науки в эпоху цифровизации: этика, коммуникация, память : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 октября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13333-malenkie-reportery-kak-detskaya-zhurnalistika-pomogaet-razvivat-doshkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#43 (278)

Прием материалов

25 октября - 31 октября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября