Главная
АИ #42 (277)
Статьи журнала АИ #42 (277)
Связь коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с игровой активнос...

Связь коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с игровой активностью

25 октября 2025

Рубрика

Психология

Ключевые слова

коммуникативные способности
дошкольный возраст
игровая активность

Аннотация статьи

В статье рассматривается взаимосвязь между уровнем развития коммуникативных способностей и игровой активностью детей дошкольного возраста. Чем выше уровень коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, тем выше игровая активность.

Текст статьи

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации. Игра выступает ведущим видом деятельности, в рамках которой ребенок осваивает нормы общения, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми [2].

Современные исследования подчеркивают, что именно в игре развиваются базовые коммуникативные умения: диалогическая речь, эмпатия, способность к сотрудничеству и разрешению конфликтов [1].

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных методов развития коммуникативных навыков у дошкольников в условиях возрастающей цифровизации, снижающей естественные возможности живого общения.

Коммуникативные способности детей дошкольного возраста включают:

  1. Речевые навыки (умение выражать мысли, задавать вопросы, поддерживать диалог);
  2. Социально-эмоциональные умения (эмпатия, понимание эмоций других, регулирование собственных реакций);
  3. Навыки взаимодействия (сотрудничество, распределение ролей, разрешение конфликтов).

По М. И. Лисиной В дошкольном возрасте общение проходит три этапа:

  1. Ситуативно-личностное, которое характеризуется эмоциональным контактом с близкими взрослыми.
  2. Ситуативно-деловое характеризуется общением в рамках совместных действий.
  3. Внеситуативно-познавательное и личностное – разговор на отвлеченные темы, обсуждение чувств и отношений [4].

Игровая деятельность способствует развитию общения через:

  • Сюжетно-ролевые игры – учат договариваться, распределять роли, следовать правилам.
  • Подвижные и командные игры – развивают невербальную коммуникацию, умение действовать сообща.
  • Дидактические и настольные игры – формируют навыки последовательного диалога, соблюдения очереди.
  • Театрализованные игры – помогают выражать эмоции, работать с интонацией и жестами.

Исследования показывают, что дети, активно участвующие в совместных играх, демонстрируют более высокий уровень речевого развития и социальной адаптации [2].

В исследовании приняли участие 40 детей дошкольного возраста из них 30 мальчиков и 30 девочек.

Для определения связи между игровой активностью и коммуникативными способностями использовались следующие методы и методики:

  1. Методика «Рукавички» (Г. А. Урунтаева) – оценка уровня сотрудничества (коммуникативный навык).
  2. Наблюдение за свободной игрой – анализ игровой активности.
  3. Корреляционный анализ Пирсона.

Согласно методике «Рукавички» (Г. А. Урунтаева) была выявлена оценка уровня сотрудничества. Результаты представлены на рисунке 1.

image.png

Рис. 1. Распределение детей дошкольного возраста по уровням коммуникативных навыков, (%)

Проанализировав уровень коммуникативного навыка сотрудничество среди детей дошкольного возраста, мы видим, что у 47% детей имеется высокий уровень, который характеризуется умением договариваться, оказывать друг другу помощь, координировать не только свои действия, но и действия партнера.

32% детей имеют средний уровень навыка, что говорит нам о том, что в совместной деятельности, дети реализуют часть замысла.

Низкий уровень навыка сформирован у 21% детей данной выборки, что характеризуется слабо развитой согласованной деятельностью, отсутствием умений работать сообща.

Согласно наблюдению, за свободной игровой деятельностью детей дошкольного возраста, нами были выявлены три показателя игровой активности «Высокая игровая активность», «Средняя игровая активность», «Низкая игровая активность». Результаты представлены на рисунке 2.

image.png

Рис. 2. Распределение дошкольников по уровню игровой активности, (%)

Для выявления связи между показателями игровой активности и коммуникативными навыками, был применен корреляционный анализ с критерием r Пирсона. Результаты представлены в таблице.

Связь показателей игровой активности и коммуникативными навыками.

Таблица

Показатель игровой активности

Коммуникативная шкала

r

p

Высокий уровень

Сотрудничество

0,58

<0,01

Средний уровень

Сотрудничество

0,39

<0,01

Низкий уровень

Сотрудничество

0,31

<0,01

Проанализировав данные, можно сделать следующий вывод. Дети с высокой игровой активностью обладают более развитыми коммуникативными навыками, что демонстрирует нам сильная положительная корреляция между показателями высокая игровая активность и навыком коммуникации сотрудничество (r=0,580).

Таким образом, можно сказать, что чем выше игровая активность тем выше коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – М., 2018.
  2. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 2020.
  3. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М., 2019.
  4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб., 2021.

Поделиться

34

Дикарева И. В. Связь коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с игровой активностью // Актуальные исследования. 2025. №42 (277). Ч.II. С. 94-96. URL: https://apni.ru/article/13334-svyaz-kommunikativnyh-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-igrovoj-aktivnostyu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#43 (278)

Прием материалов

25 октября - 31 октября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября