Игры-упражнения для проведения артикуляционной гимнастики
научный журнал «Актуальные исследования» #20 (23), октябрь '20

Игры-упражнения для проведения артикуляционной гимнастики

Статья посвящена играм, упражнениям, используемые на логопедических занятиях; какие подобрать логопедические пособия, материалы для занятий; как разнообразить занятия артикуляционной гимнастикой для младшего школьника.

Аннотация статьи
артикуляционная гимнастика
логопедические пособия
подручные средства
дидактические игры
Ключевые слова

Общение – одна из самых главных в жизни человека. За последние годы в начальную школу приходят все больше учеников с речевыми нарушениями (до 90%, по данным логопедов), ослабленные физически и психически.

На начало года всех первоклассников обследует учитель-логопед. Для своих занятий он формирует группы детей с наиболее серьезными нарушениями, такими как ОНР (общее недоразвитие речи), ФФН (фонетико-фонематические нарушения), ФД (фонетический дефект). Таких детей из числа обследованных и имеющих нарушения около 40%.

У учащихся начальной школы недостаточно сформированы компоненты речевой деятельности, касающиеся звуковой и лексико-грамматической стороны речи (звукопроизношение, звукоразличение, словарь, грамматический строй языка); у многих детей отмечаются недостатки письменной речи, (пропуски, перестановки, замены, не дописывание букв и слогов); при написании изложений и сочинений наблюдаются ахроматизм в употреблении предлогов, окончаний имен прилагательных, имен существительных и глаголов.

При работе с такими детьми проводится специальная коррекционная работа. На каждом занятии учитель - логопед обязательно должен включать элементы логопедической работы, направленные на обогащение, уточнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя языка, выработку языкового чутья, тренировку артикуляционного аппарата, закрепление правильного произношения.

Во ФГОС НОО указаны метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: активное использование речевых средств; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Также у младших школьников встречаются системные недостатки функционирования речевой базы младших школьников:

1. Слабый артикуляционный аппарат;

2. Неточность движений артикуляционного аппарата:

  • в результате вялости и недостаточной гибкости (подвижности, “послушности”) частей речевого аппарата наблюдается “смазанность” речи, неясность, нечеткость;
  • в результате чрезмерной напряженности мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость, “скороговорчатость” произнесения;
  • нечеткость произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции.

3. Дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывание, искажение и пр.

И тогда уже перед учителем встает задача поиска педагогических форм, методов и приемов работы, которые способствовали бы речевому развитию ребенка. Это потребовало творческого подхода к подбору материалов, позволяющих скорректировать и развить детей.

К сожалению, в последнее время увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет главное значение для формирования личности ребёнка.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателем готовности детей к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

Существует мнение о том, что звукопроизношение ребёнка развивается самостоятельно, без помощи взрослых и специального воздействия - будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно.

Известно, что для быстрого достижения правильного произношения и дифференциации звуков важно регулярное использование артикуляционных упражнений. Однако такой подход быстро утомляет ребёнка, и логопедические занятия по постановке звуков могут ему быстро наскучить. Именно поэтому целесообразно насыщать свои занятия разнообразными дидактическими играми и упражнениями.

Это особенно важно при проведении артикуляционной гимнастики, так как именно она является наиболее однообразной и, как следствие, утомительной для детей. Остановимся на том, как можно разнообразить занятия артикуляционной гимнастикой для младших школьников. В процессе её проведения ребёнок с сохранным интеллектом после первичного овладения той или иной артикуляцией вполне справиться и с предлагаемыми дополнительными заданиями, которые хотя и несколько усложняют учебный процесс, но делают его наиболее разнообразным и интересным для детей.

С этой целью можно использовать различные картинки из логопедических пособий, материалы разнообразной фактуры, мелкие игрушки и предметы. Можно также задействовать и подручные средства - шарики, грецкие орехи, верёвочки, пуговицы и др. Приведем некоторые примеры.

При выполнении артикуляционной гимнастики можно занять руки детей различными кистевыми массажёрами. Например, ребёнку предлагается выдвинуть вперёд острый язычок и удерживать его в таком положении (упражнение «Иголочка»). При этом в руках он может держать массажный мячик и перекатывать его вдоль ладоней, сжатие между ладошками.

Когда ребёнок достаточно усвоил артикуляционные движения, дальше ребёнку можно предложить ему одновременно с ними выполнять и движения пальцами. Это позволяет разнообразить скучное сидение перед зеркалом. При этом нужно быть уверенным, что ребёнок сможет выполнять сразу два задания: удерживать язык в нужной позе и двигать ладошками. На первом этапе движения рук присоединяются только к статичным упражнениям: «лягушка», «чашечка», «парус», «трубочка» и т.д. Ребёнок, удерживая язык, губы в заданном положении, выполняет пальцами и кистями рук дополнительные задания («надули щёки-сдули», «фонарики», «зайчик», «коза-рогатая», птичка летит» и т.д.).

Упражнения для рук на первом этапе должны быть так же статичными (т.е. необходимо удерживать в заданном положении как, язык, так и кисти рук). По мере овладения данным умением можно усложнить задачу – при статичной артикуляционной позе динамично изменять положение пальцев.

Дальше можно переходить к выполнению динамичных упражнений, как артикуляционных («змейка», «вкусное варенье», «часики», «чистим зубы», «маляр» и т.д.), так и на развитие мелкой моторики руки. Важно учитывать, что артикуляционные движения и движения рук должны строго синхронны и ритмичны (т.е. одно движение языком должно соответствовать одному движению рук). Проведение такой артикуляционной гимнастики является самым сложным и под силу обычно только детям без речевых нарушений, но оно очень полезно, так как максимально развивает координацию, ритм, самоконтроль и саморегулирование.

Называние картинок артикуляционной гимнастики («блинчик», «качели», «часики» и др.) можно сопровождать «переездом» машинки с одной картинки с символическим рисунком упражнения на другую, или перелёт самолёта, ползанье змейки. Перед ребёнком выкладываются лист с картинками-символами артикуляционных упражнений и мелкие игрушки. Логопед предлагает ему взять, например, самолётик и «приземлить» на картинку, соответствующую первому упражнению. Затем ребёнок называет артикуляционное упражнение и выполняет его. После самолётик «перелетает» на вторую картинку.

При проведении артикуляционной гимнастики можно использовать разный демонстрирующий материал. Примерно на каждые 10 занятий следует иметь новый набор картинок. Желательно, чтобы ребёнок не просто смотрел на картинки, а пользовался ими: раскладывал в любом заданном педагогом порядке, держал в руках. Это занимает руки ребёнка и тренирует его ориентацию на плоскости. Демонстрирующий материал должен быть разнообразными, выполненными в разном цвете, стиле и материале. Если картинки чёрно-белые, то можно обклеить разноцветным скотчем, цветной бумагой. Пособие будет ярким и интересным для ребёнка. Например, в наборе для артикуляционной гимнастики можно обозначить карточки разного цвета: желтые – для статичных, красные – для динамичной артикуляционной гимнастики. На другом занятии по аналогии можно использовать карточки, обклеенные гладкой и бархатной бумагой.

На оборотную сторону карточки можно наклеить цифры. В таком случае ребёнок будет решать сразу несколько задач. Сначала ему предлагается разложить карточки по порядку – в соответствии с номерами. Затем ребёнок берет первую карточку, говорит: «Первое упражнение», переворачивает ее и в соответствии с рисунком называет само упражнение, например: «Зелёные качели». После этого ребёнок выполняет данное упражнение. Аналогично проводится работа и с другими карточками, например, вторым упражнением окажется «красная чашечка», третьим – «синие часики» и т.д. Это позволяет тренировать ребёнка и в правильном употреблении грамматических форм.

Оборотная сторона карточки может быть обклеена обычной гладкой, бархатной бумагой. Современному ребёнку не интересно просто смотреть – ему хочется потрогать, исследовать что-нибудь новое. Эту потребность легко удовлетворить, сделав гимнастику интересной и в то же время полезной, при этом будут задействованы чувствительные рецепторы кончиков пальцев. Перед ребёнком ставиться две задачи – выполнять упражнения и называть признак-антоним: жесткая-мягкая, шершавая-гладкая. Также можно использовать обклейку картонных карточек тканью различной фактуры, с нашитым бисером, с вышивкой из мягкой или жёсткой нити. Можно использовать фишки домино (деревянные, картонные и пластмассовые), наклеив на них картинки-символы, обозначающие то или иное артикуляционное упражнение. Это будет способствовать закреплению в словаре ребёнка названий материалов: картонная, пластмассовая, деревянная и т.д. При этом следует учитывать уровень речевого развития ребёнка и его произносительные возможности. Также можно крутить волчок, перекатывать маленький мячик. Полезно использовать также вибрирующие игрушки (погремушки и т.п.). Сжимать такую игрушку в руках полезно для развития мелкой моторики.

Описанные выше игры-упражнения позволяют повысить эффективность артикуляционной гимнастики и сделать её интересной для ребёнка.

Текст статьи
  1. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. М. Айрис-Пресс, 2006.
  2. Комарова Л.А. Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: ГНОМ и Д., 2008.
  3. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. М., Эксмо, ОЛИСС, 2008.
  4. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, родителей. М., ГНОМ. 2009.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 12 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря