Главная
АИ #43 (278)
Статьи журнала АИ #43 (278)
Значение логоритмических занятий для успешной коррекции речевого развития детей ...

Значение логоритмических занятий для успешной коррекции речевого развития детей с ТНР

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

тяжелые нарушения речи
ограниченные возможности здоровья
логоритмика
логопедия
речевое развитие детей

Аннотация статьи

В статье рассматривается методика коррекционной работы по развитию звукопроизношения, темпа и ритма голоса, а также общей и мелкой моторики с помощью создания специальных условий для развития сенсомоторной координации.

Текст статьи

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, педагоги принимают во внимание, что у детей наблюдаются: отклонения в двигательной сфере, низкая работоспособность, незрелость эмоций, замедленность восприятия, снижение внимания, памяти. Главная задача педагогов, работающих с такими детьми исправить речь, развить моторику и обеспечить полноценное развитие ребенка. Одной из эффективных технологий является логоритмика.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различны движения сочетаются с произнесением речевого материала. В результате чего укрепляется костно-мышечный аппарат, формируются, моторные и сенсорные навыки, правильная осанка, чувство равновесия, грация движений, развивается правильное дыхание. Чем выше двигательная активность ребенка, ем лучше развивается его речь [1, с. 21].

Занятия логоритмикой можно начинать с трех лет и раньше, так как для большинства детей раннего возраста самым первым стихом с движениями, становятся потешки: «ладушки», «чи-чи-чи сорока» и т. д. Несмотря на то, что они достаточно короткие и легко запоминающиеся, трудно переоценить их пользу. Им не нужно музыкальное сопровождение, петь их не нужно, так что выучить и разыграть их вместе с малышом может любая мама или воспитатель. Дети как бы иллюстрируют стишок движениями, а значит расширяют и уточняют свой словарный запас, особенно это касается глаголов. А также у ребенка развивается координация движений, образное мышление и воображение, тренируются внимание и память. Для ребенка это еще одна форма игры [2, с. 97].

Логоритмические игры и упражнения всесторонне развивают ребенка, совершенствуют его речь и координацию движений, а также помогают решить сразу несколько коррекционных задач – развитие мелкой моторики, ориентации в пространстве, развитие фонематического слуха, так необходимого в дальнейшем для приобретения навыка чтения и запоминания новых слов. Отмечено, что неговорящие дети именно на логоритмических занятиях чаще всего демонстрируют первые речевые успехи.

Средствами логопедической ритмики являются:

  • упражнения на развитие речевого дыхания, голоса и артикуляции;
  • ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание детей;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • упражнения для развития творческой инициативы;
  • заключительные упражнения под музыку спокойного характера.

Ходьба включается в каждое занятие, это естественный вид движения, но достаточно сложный по координации. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с этапами логопедической работы. Их целью является нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата.

На занятии широко используются упражнения на смену напряжения и расслабления, они регулируют мышечный тонус. Используя упражнения на активизацию внимания, мы развиваем все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Развитие устойчивости внимания заключается в умении ребенка наблюдать за движениями педагога и самостоятельном повторении их.

Ритмические упражнения помогают установить правильный темп речи. Музыкальная самостоятельная деятельность способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства, обогащению эмоциональной сферы.

Упражнения для развития творческой инициативы, такие как дирижирование, танцевальные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен учат импровизировать и творчески мыслить [3, с. 78].

Заключительные упражнения позволяют успокоить детей, переключить их внимание на другой вид деятельности. Они могут проводиться в различной форме: это может быть маршировка под музыку, перестроение, слушание музыкального произведения с последующим определением его характера.

Помимо развития речевых процессов, логоритмика способствует развитию не менее важных для ребенка неречевых процессов. А именно, развитию крупной и мелкой моторики, координации движений, пространственной ориентировки, чувства темпа и ритма, слухового внимания и развитию важных психических процессов – внимания и памяти. Поэтому целесообразно использовать элементы логоритмики на различных занятиях.

Музыкальный, двигательный и речевой материал распределяется таким образом, чтобы была обеспечена смена нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, а именно, нагрузки: эмоциональной, физической и умственной.

На занятии соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных звуков, расширяется словарный запас детей.

Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Повторяем их до тех пор, пока они не начнут выполняться правильно, возможно использование одного упражнения несколько занятий подряд, для закрепления результата. Логоритмические упражнения используем с опорой на лексические темы, соответствующие планированию по темам недели.

Логоритмические упражнения могут использовать на занятиях не только логопеды, но и воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, как разминку или динамическую паузу.

Таким образом, логоритмика является той технологией, которая обеспечивает взаимодействие специалистов. А сами логоритмические упражнения и игры являются эффективным инструментом не только коррекционной работы с детьми, но и творческого развития каждого ребёнка.

На практике мы увидели, что логоритмика способствует улучшению состояния речи детей, она формирует положительный эмоциональный настрой и учит продуктивному общению со сверстниками и взрослыми, что очень важно! А также помогает детям с ограниченными возможностями быть успешными.

Систематическое проведение занятий логопедической ритмикой дает положительную динамику в коррекции психических процессов и речи у дошкольников с ТНР и рекомендуется как одно из эффективных средств воздействия.

Логоритмические упражнения прекрасно подходят и для домашних занятий, поэтому родителям рекомендуется уделять этому больше свободного времени. Только совместная работа педагогов, логопедов и семьи поможет ребенку справиться с имеющимися у него речевыми и двигательными нарушениями.

Список литературы

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – М., 2002. 124 с.
  2. Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ / Н.В. Микляева, О.А. Ползова, Ю.Н. Родионова. – М., 2004. 185 с.
  3. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика / Н.А. Рычкова. – М., 2000. 112 с.

Поделиться

31

Мельникова О. П., Котарева О. В., Резцова Т. М. Значение логоритмических занятий для успешной коррекции речевого развития детей с ТНР // Актуальные исследования. 2025. №43 (278). URL: https://apni.ru/article/13340-znachenie-logoritmicheskih-zanyatij-dlya-uspeshnoj-korrekcii-rechevogo-razvitiya-detej-s-tnr

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#43 (278)

Прием материалов

25 октября - 31 октября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября