Современная система образования все больше акцентирует внимание на развитии творческого потенциала учащихся. Однако остается открытым вопрос о взаимосвязи креативности и академической успеваемости в младшем школьном возрасте.
Исследования последних лет демонстрируют противоречивые данные: в то время как одни авторы отмечают положительную корреляцию, другие указывают на возможный конфликт между стандартизированными требованиями школы и нестандартным мышлением одаренных детей [2].
Актуальность исследования обусловлена противоречиями между требованиями стандартизированной системы образования и необходимостью развития творческого потенциала учащихся. Современные исследования подчеркивают, что традиционные методы оценивания часто не учитывают креативные способности детей, что может приводить к недооценке их потенциала. Особенно остро эта проблема проявляется в младшем школьном возрасте, когда формируется фундамент учебной деятельности [3].
Исследованиями в области креативности занимались такие ученые как З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Дж. Гилфорд и др.
В исследовании приняли участие 50 учащихся 2–4 классов (25 мальчиков и 25 девочек). Выборка стратифицирована по уровню успеваемости:
- Высокая успеваемость (средний балл ≥4.5) – 35%.
- Средняя успеваемость (3.5–4.4) – 50%.
- Низкая успеваемость (≤3.4) – 15%.
Для оценки креативности младших школьников был использован Тест Торренса (фигурная и вербальная формы). Результаты диагностики представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Выраженность показателей креативности, ср. б. (Mmax=5)
У большинства исследуемых показатель креативности «беглость» (Mx=4,1), который характеризует способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов).
Показатель «гибкость» (Mx=3,9), показывает нам, способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.
Показатель «оригинальность» (Mx=3,5) имеет среднее значение, что характеризуется способностью выдвигать идеи, отличные от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твёрдо установленных.
Для оценки академической успеваемости были взяты средние значения успеваемости обучающихся. Полученные данные представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Распределение академической успеваемости обучающихся, ср.б. (Mmax=5)
Согласно рисунку 2, высокую успеваемость имеют большая часть респондентов (Mx=4,5), средняя успеваемость (Mx=4,0) и низкая успеваемость (Mx=3,5),
Для определения статистически значимой связи между показателями успеваемости и показателями креативности был использован корреляционный анализ с применением критерия Пирсона. Результаты представлены в таблице.
Таблица
Связь между показателями креативности и академической успеваемости младших школьников
Показатель успеваемости/креативность | Беглость | Гибкость | Оригинальность |
Высокая успеваемость | .51 | .48 | .39* |
Средняя успеваемость | .42* | .38* | .31 |
Низкая успеваемость | .18 | .15 | .08 |
*р <0.05 (статистически значимая корреляция)
р <0.01 (высокозначимая корреляция)
Проанализировав связь показателей креативности и академической успеваемости младших школьников, мы видим, что показатель высокой академической успеваемости имеет сильные корреляции по всем показателям, особенно по беглости (r = .51) и гибкости (r = .48). Оригинальность также демонстрирует значимую связь (r = .39*).
При средней успеваемости младших школьников Наблюдаются умеренные положительные связи между беглостью (r = .42) и *гибкостью (r = .38*) мышления с успеваемостью. Корреляция с оригинальностью не достигает уровня статистической значимости (r = .31, p > 0.05).
Корреляции между креативностью и низкой успеваемостью незначимы (все r < 0.20), что может указывать на отсутствие прямой зависимости или влияние других факторов (мотивация, когнитивные особенности).
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее сильная связь креативности с успеваемостью наблюдается в группе с высокой академической успеваемостью. У слабых учащихся низкие корреляции могут объясняться недостаточной развитостью когнитивных навыков или отсутствием условий для реализации творческого потенциала.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)