Сегодня всё больше внимания уделяется разработке инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Среди множества педагогических методик особую значимость приобретают игровые технологии, позволяющие обеспечить комплексный подход к развитию речи ребёнка с учётом особенностей восприятия, памяти, внимания и эмоционально-волевых качеств.
Развитие речи играет важную роль в формировании полноценной социализации и адаптации ребенка в обществе. Современные исследования показывают, что использование игровой среды позволяет существенно повысить эффективность занятий с дошкольниками, особенно если речь идёт о коррекции нарушений, вызванных физическими особенностями организма.
Цель данной статьи – показать преимущества игрового подхода в обучении детей с ОВЗ, проанализировать существующие методики и предложить рекомендации педагогам-дефектологам, психологам и родителям.
Дети с различными видами нарушений сталкиваются с рядом трудностей в освоении родного языка и развитии связной речи. К таким трудностям относятся нарушения произношения, бедность активного словаря, замедленное усвоение грамматического строя речи, проблемы с пониманием обращённой речи и выражением собственных мыслей. Все перечисленные трудности требуют особого педагогического подхода и внимательного отношения педагогов.
Причинами затруднений в развитии речи выступают особенности анатомического строения органов артикуляционного аппарата, специфическое восприятие окружающей действительности и ослабленная способность к концентрации внимания. Эти факторы приводят к снижению мотивации ребёнка к общению, отставанию в темпах овладения речью и задержкам в общем психическом развитии.
Одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы являются игры. Они позволяют стимулировать интерес ребёнка к занятиям, повышают мотивацию и обеспечивают оптимальное сочетание активности и отдыха.
В работе с детьми применяются игровые технологии, цель которых развивать фонематические процессы у дошкольников с нарушением речи. Опыт показывает, что реализация системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов. Дидактические игры широко используются в обучении детей как средство закрепления знаний. Дидактическая игра – игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Чтобы дети приобрели знания, умения и навыки, их надо упражнять в этом. Упражнение как простое многократное повторение не вызывает интереса; дети быстро отвлекаются и утомляются. Упражнение, проводимое в игровой форме, совсем по-другому воспринимается детьми: они без усилий, с интересом и даже с удовольствием повторяют нужные действия, слова.
Словесные дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, способствуют умению изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Это эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.
Среди основных видов игр выделяются:
- Игры-драматизации, направленные на формирование выразительности речи путём воспроизведения образов персонажей литературных произведений.
- Подвижные игры, способствующие развитию общей координации движений и укреплению мышц артикуляционного аппарата.
- Логопедические упражнения, выполняемые в форме игры, которые помогают отработать правильное произношение отдельных звуков и слогов.
- Коммуникативные игры, развивающие умение вести диалог, строить рассказ, пересказывать услышанное. Использование дидактических пособий, игрушек и мультимедийных ресурсов значительно расширяют возможности педагога, делая процесс обучения увлекательным и доступным.
Как и в любой технологии необходимо соблюдение ряда требований:
- Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания. При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть не слишком трудной, не слишком легкой. Только в этом случае игра принесет детям пользу и радость.
- Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Игры следует строить так, чтобы не получилось, что двое заняты, а остальные ждут своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого-то одного, в этом случае используют брошенный мяч, считалку, переданный предмет.
- В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применить его при другом содержании, в других условиях.
- Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. Если с малышами воспитатель выступает как инициатор» руководитель, обучающий игровым действиям и заканчивающий игру, то со старшими детьми он в большей мере советчик, помощник, справедливый судья.
- При проведении словесных дидактических игр особое внимание должно быть уделено правилам.
Умелое применение игровых технологий педагогом, создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности – в игре.
Таким образом, применение игровых технологий доказало свою высокую эффективность в работе с дошкольниками с ОВЗ. Регулярное проведение коррекционных мероприятий способствует нормализации процесса становления речи, повышает социальную адаптацию и улучшает качество жизни детей и их семей. Педагогам рекомендуется активно внедрять игровую деятельность в повседневную практику образовательного учреждения, привлекать родителей к совместной деятельности и стремиться постоянно повышать собственную квалификацию, осваивая новые подходы и инновационные решения.

.png&w=640&q=75)