Главная
Конференции
Гуманитарные науки в эпоху цифровизации: этика, коммуникация, память
Применение игровых технологий в работе по развитию речи дошкольников с ограничен...

Применение игровых технологий в работе по развитию речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

игровые технологии
развитие речи
дошкольники
дети с ОВЗ
коррекционная педагогика

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению эффективности применения игровых методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Основное внимание уделено формированию правильной артикуляции звуков, улучшению коммуникативных навыков и повышению уровня языкового развития речи детей, моторики и интеллектуального развития.

Текст статьи

Сегодня всё больше внимания уделяется разработке инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Среди множества педагогических методик особую значимость приобретают игровые технологии, позволяющие обеспечить комплексный подход к развитию речи ребёнка с учётом особенностей восприятия, памяти, внимания и эмоционально-волевых качеств.

Развитие речи играет важную роль в формировании полноценной социализации и адаптации ребенка в обществе. Современные исследования показывают, что использование игровой среды позволяет существенно повысить эффективность занятий с дошкольниками, особенно если речь идёт о коррекции нарушений, вызванных физическими особенностями организма.

Цель данной статьи – показать преимущества игрового подхода в обучении детей с ОВЗ, проанализировать существующие методики и предложить рекомендации педагогам-дефектологам, психологам и родителям.

Дети с различными видами нарушений сталкиваются с рядом трудностей в освоении родного языка и развитии связной речи. К таким трудностям относятся нарушения произношения, бедность активного словаря, замедленное усвоение грамматического строя речи, проблемы с пониманием обращённой речи и выражением собственных мыслей. Все перечисленные трудности требуют особого педагогического подхода и внимательного отношения педагогов.

Причинами затруднений в развитии речи выступают особенности анатомического строения органов артикуляционного аппарата, специфическое восприятие окружающей действительности и ослабленная способность к концентрации внимания. Эти факторы приводят к снижению мотивации ребёнка к общению, отставанию в темпах овладения речью и задержкам в общем психическом развитии.

Одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы являются игры. Они позволяют стимулировать интерес ребёнка к занятиям, повышают мотивацию и обеспечивают оптимальное сочетание активности и отдыха. 

В работе с детьми применяются игровые технологии, цель которых развивать фонематические процессы у дошкольников с нарушением речи. Опыт показывает, что реализация системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов. Дидактические игры широко используются в обучении детей как средство закрепления знаний. Дидактическая игра – игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Чтобы дети приобрели знания, умения и навыки, их надо упражнять в этом. Упражнение как простое многократное повторение не вызывает интереса; дети быстро отвлекаются и утомляются. Упражнение, проводимое в игровой форме, совсем по-другому воспринимается детьми: они без усилий, с интересом и даже с удовольствием повторяют нужные действия, слова.

Словесные дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, способствуют умению изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Это эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.

Среди основных видов игр выделяются:

  • Игры-драматизации, направленные на формирование выразительности речи путём воспроизведения образов персонажей литературных произведений.
  • Подвижные игры, способствующие развитию общей координации движений и укреплению мышц артикуляционного аппарата. 
  • Логопедические упражнения, выполняемые в форме игры, которые помогают отработать правильное произношение отдельных звуков и слогов.
  • Коммуникативные игры, развивающие умение вести диалог, строить рассказ, пересказывать услышанное. Использование дидактических пособий, игрушек и мультимедийных ресурсов значительно расширяют возможности педагога, делая процесс обучения увлекательным и доступным. 

Как и в любой технологии необходимо соблюдение ряда требований:

  1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания. При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть не слишком трудной, не слишком легкой. Только в этом случае игра принесет детям пользу и радость.
  2. Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Игры следует строить так, чтобы не получилось, что двое заняты, а остальные ждут своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого-то одного, в этом случае используют брошенный мяч, считалку, переданный предмет.
  3. В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применить его при другом содержании, в других условиях.
  4. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. Если с малышами воспитатель выступает как инициатор» руководитель, обучающий игровым действиям и заканчивающий игру, то со старшими детьми он в большей мере советчик, помощник, справедливый судья.
  5. При проведении словесных дидактических игр особое внимание должно быть уделено правилам.

Умелое применение игровых технологий педагогом, создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности – в игре. 

Таким образом, применение игровых технологий доказало свою высокую эффективность в работе с дошкольниками с ОВЗ. Регулярное проведение коррекционных мероприятий способствует нормализации процесса становления речи, повышает социальную адаптацию и улучшает качество жизни детей и их семей. Педагогам рекомендуется активно внедрять игровую деятельность в повседневную практику образовательного учреждения, привлекать родителей к совместной деятельности и стремиться постоянно повышать собственную квалификацию, осваивая новые подходы и инновационные решения.

Список литературы

  1. Казакова Т.Г. Организация игровой деятельности в детских садах компенсирующего вида: учебно-практическое руководство / Т.Г. Казакова. – СПб.: Речь, 2019. – 240 с.
  2. Кузнецова Ю.С. Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Ю.С. Кузнецова // Педагогика и психология детства. – 2021. – № 3. – С. 48-55.
  3. Левченко И.Ю. Игротерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / И.Ю. Левченко. – Волгоград: Учитель, 2020. – 160 с.

Поделиться

54

Мальцева Ю. В., Рамазанова С. С., Петрова Е. Д. Применение игровых технологий в работе по развитию речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки в эпоху цифровизации: этика, коммуникация, память : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 октября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13356-primenenie-igrovyh-tehnologij-v-rabote-po-razvitiyu-rechi-doshkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#43 (278)

Прием материалов

25 октября - 31 октября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября