Главная
Конференции
Гуманитарные науки в эпоху цифровизации: этика, коммуникация, память
Патриотическое воспитание старших дошкольников в игровой деятельности

Патриотическое воспитание старших дошкольников в игровой деятельности

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольники
игровая деятельность
патриотическое воспитание

Аннотация статьи

В статье говорится о разных видах игр и их использовании в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Текст статьи

Достоинство игры состоит и в том, что она позволяет ребенку реализовать бесчисленное количество сюжетов, развивая не только психологическую, но и физическую, интеллектуальную готовность к деятельности на благо Родины. Исследования игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста показывают, что сюжеты, которые можно применять в играх с детьми этого возраста, могут отражать не только трудовую деятельность взрослых, но и отношения между ними. 

Сюжетно-ролевые игры, позволяя дошкольникам воспроизводить человеческие взаимоотношения, способствуют формированию у них нравственных представлений и гуманных чувств. 

Вместе с тем патриотическое воспитание осуществляется не только в работе по наполнению эмоционально-личностной сферы ребенка, но и в работе по поддержанию и развитию его физических качеств, таких как сила, быстрота, ловкость, выносливость. 

Говоря об играх, которые могут быть применены в целях патриотического воспитания, не следует забывать об интеллектуальных играх, представляющих собой «вид игры, в которой участнику необходимо задействовать свою логику, умственные способности либо эрудицию. В основном, участники отвечают на вопросы в форме викторины из различных сфер жизни человека, развивая произвольное внимание и память». Целью применения интеллектуальных игр в процессе патриотического воспитания старших дошкольников является фиксация в памяти детей фактов о героическом прошлом страны, о ее символах и основных характеристиках, вызывающих гордость за страну, любовь к ней, и в то же время, – формирование у дошкольников логического мышления как основы развития в более старшем возрасте критического отношения к преподносимой действительности.

Следует отметить, что использование различных символов в играх с дошкольниками в настоящее время достаточно сильно распространено. Об этом свидетельствуют публикации в научных источниках. Так, А. С. Андрюнина описывает игру «Домино», реализуемую педагогом с целью патриотического воспитания. Вместо традиционных для этой игры костяшек с косточками используются карточки с традиционной для России символикой (матрешка, балалайка, баранки, русская печь, валенки и т. д.). Правила аналогичны правилам обычной игры «Домино». Данный вариант игры позволяет старшим дошкольникам не только запоминать российскую символику на подсознательном уровне, но и учит детей следованию заданным правилам игры.

Поскольку интеллектуальные игры могут как содержать патриотический компонент, так и не содержать его, Л. Р. Мельничук предлагает относить игры с патриотическим компонентом к виду интеллектуально-патриотических. При этом автор понимает под таковыми «вид игровой деятельности, направленный на формирование основ гражданской позиции, закрепление и расширение приобретенных знаний, связанных с историей становления Российского государства, его героями и полководцами, посредством решения логических задач, ребусов, головоломок». Отсюда следует, что интеллектуально-патриотические игры могут быть проведены в разных формах.

Одной из форм проведения интеллектуально-патриотических игр являются квесты – «разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету».

Применяют в патриотической работе со старшими дошкольниками реальные пешие короткие и среднедлительные квесты на территории ДОУ. Например, среднедлительный квест «Боевое задание», отдельные этапы которого проводятся в музыкальном зале и на физкультурной площадке ДОУ. Суть данного квеста состоит в том, что дети, разделившись на 2 отряда, представляют собой 2 команды, которые должны собрать из элементов карту и по ней найти флаг России. Каждый из элементов карты выдается им только после того, как команда пройдет испытание. В данном квесте предусмотрены различные испытания. Пройдя их и получив фрагменты карты, обе команды встречаются в «штабе», соединяют фрагменты карты и определяют место, где находится «сундук». Найдя сундук, они открывают его и достают флаг России. Представители обеих команд выносят флаг, держа его за края.

В последнее время в связи с участившимися локдаунами и вынужденной самоизоляцией стали популярны детские веб-квесты. Их появление стало результатом актуализации осуществления воспитательной деятельности на удаленной основе при помощи Интернет-технологий, компьютерных игр. 

Реализуя каждый из этих компонентов в непосредственном взаимодействии с детьми или при помощи Интернет-технологий, педагоги ДОУ имеют возможность осуществлять реализацию программы патриотического воспитания старших дошкольников, возбуждая интерес детей к интеллектуальным играм через их подачу в наиболее интересных для них формах.

Таким образом, были выявлены широкие возможности применения игровой деятельности в целях патриотического воспитания. Об этом свидетельствуют выявленные достоинства игр, такие как: быстрая реализация мотивов дошкольника; возможность моделирования различных ситуаций и наделения детей ролями, присущими взрослым людям; возможность изменения отношения ребенка к различным элементам действительности в ходе игры; сенситивность игры к сфере человеческих отношений и общественных функций; возможность развития психологической, физической и интеллектуальной готовности к деятельности на благо Родины; возможность работы в группах, так и в индивидуальном порядке; возможность подстройки игры в самых различных условиях. 

Список литературы

  1. Андрюнина А.С. Значение игры в процессе патриотического воспитания дошкольников / А.С. Андрюнина // Признание года 2018: сборник статей Международного научно-практического конкурса, Пенза, 20 марта 2018 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2018. – С. 125-129.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62-76.
  3. Мельничук Л.Р. Особенности организации интеллектуально-патриотических игр / Л.Р. Мельничук // Энигма. – 2020. – № 18-1. – С. 136-140.

Поделиться

23

Алябьева Е. И., Батищева Н. Л., Деркач Е. П. Патриотическое воспитание старших дошкольников в игровой деятельности // Гуманитарные науки в эпоху цифровизации: этика, коммуникация, память : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 октября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13374-patrioticheskoe-vospitanie-starshih-doshkolnikov-v-igrovoj-deyatelnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#43 (278)

Прием материалов

25 октября - 31 октября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября