В современном мире идет трансформация профессий и появляются новые профессии, связанные с инновационными технологиями такие как IT дизайнеры, наноинженерия, игромастер. Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности.
Перед педагогами стоит задача выстраивать новые, интересные современным детям уроки и занятия, которые включают в себя не только обучение теоретическим знаниям, но и развитие практических умений и формирования межпредметных связей средствами новых образовательных технологий.
В работе по ранней профориентации дошкольников можно использовать стем-технологии, тем самым, развивать стем-компетенции воспитанников. STEM-подход предоставляет детям дошкольного возраста возможность изучить мир системно, вникнуть в логику окружающих явлений, обнаружить и понять их взаимосвязь, открыть для себя много нового и интересного. Ребята, занимаясь в СТЕМ лаборатории, получают практический опыт, расширяют кругозор, учатся творить и мастерить, решать, составлять задачи по программированию и математике, исследовать, экспериментировать. Играя, дети глубже знакомятся с профессиями программиста, аниматора, режиссера, инженера, лаборанта, художника. Помимо этого, дети учатся составлять и защищать проекты по разным темам. Все это способствует развитию инженерного стиля мышления, обеспечивает совершенно новый, более высокий уровень развития ребенка, что предполагает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.
Для эффективной работы необходимо создать условия, развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую целевым установкам программы стем-образования. Это соответствующее оборудование, программно-методическое оснащение, повышение квалификации педагогов ДОУ.
Наш детский сад является кандидатом республиканской инновационной площадки по проекту «Внедрение STEAM-технологий в детском саду». В рамках этого проекта в детском саду открыт кабинет стем-лаборатории. В лаборатории ведутся студии:
- мультстудия «Я творю мир» цель программы: развить исследовательские, инженерные и проектные компетенции через моделирование и конструирование научно-технических объектов при помощи робототехники и фотооборудования.
- «Робототехника» цель программы: познакомить детей с основами робототехники и конструирования, научить правильно читать инструкцию, и грамотно организовывать процесс конструирования.
- исследовательская лаборатория «Наураша» цель: знакомство детей с различными понятиями, связанными с физическими свойствами предметов и физическими процессами в окружающем мире;
- конструирование «ЛЕГОДРИМ»;
- «Игры с роботом КУБО» цель программы: обучение детей навыкам первоначального программирования.
В организации деятельности лаборатории студии можно легко интегрировать и варьировать между собой. Например, ребенок может из лего построить дворец и использовать его в мультстудии или сделать лего проект роботизированным с движущимися механизмами.
Кроме развития стем-компетенций у дошкольников в лаборатории ведется знакомство с другими традиционными профессиями как почтальон, врач, повар, полицейский, пожарный.
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям:
- Приближение детей к труду взрослых в процессе организации НОД по формированию представлений о труде людей разных профессий, с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. НОД сопровождается беседой, рассматриванием иллюстраций, с соответствующей тематикой, рассказом педагога, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, подвижными играми (по тематике).
- Приближение работы взрослых к детям в форме наблюдений, экскурсий, в том числе виртуальных, которые обеспечат наглядность, ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
- Совместная деятельность взрослого и ребенка в ходе освоения различных культурных практик: игровая деятельность, продуктивно-творческая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность.
По такой системе проводится знакомство с профессией в студиях. В студии конструирования «ЛЕГОДРИМ» воспитанники – маленькие инженеры делали проекты
«Булуу парк», «Почтовые перевозки», «Лего профессии». Перед каждым проектом ведется предварительная работа по ознакомлению с темой проекта, его профессиями, терминами, орудиями труда. У каждого маленького инженера имеется инженерная тетрадь, в которой они рисуют то, о чем узнали, увидели.
В студии «Играем с роботом КУБО» дети в игровой форме учатся программировать без использования компьютера. Эти игры позволяют им освоить знания о программировании, т. е. с помощью карточек дети составляют программу движений для робота. Также в набор КУБО входят карточки для занятий математикой.
Хочется отметить, что благодаря этому проекту, воспитанники участвуют и занимают призовые места в республиканских и всероссийских конкурсах:
1 место в республиканском чемпионате Kidskills по компетенции «Поварское дело»;
2 место в муниципальном чемпионате Kidskills по компетенции «Поварское дело»; 2 место в республиканском конкурсе «Я - лидер»;
1 место в муниципальном этапе всероссийского конкурса «Я – исследователь»;
Абсолютные победители всероссийского конкурса по программированию «КУБО Старт!»
Номинация «Благородный профессионализм» в региональном ЛЕГО чемпионате. Таким образом, можно сказать, что стем-технологии способствуют развитию стем-компетенций в ранней профориентации дошкольников.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)