Введение метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательную деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) обусловлено необходимостью поиска высокоэффективных средств, облегчающих процесс усвоения сложного материала и преодоления системных речевых дефектов. Данный метод представляет собой воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и последующую работу с ним, что позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия, такие как звук, слово, предложение или текст [2]. Актуальность его использования определяется особенностями контингента детей с ТНР, у которых наряду с нарушением всех компонентов речевой системы отмечается недостаточная сформированность высших психических функций: слухового внимания, зрительного восприятия, памяти и словесно-логического мышления, а также незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в быстрой утомляемости, снижении интереса и мотивации к занятиям. Для таких детей визуальная информация усваивается значительно легче вербальной, а наглядные модели служат опорой для преодоления познавательных трудностей [1].
Метод наглядного моделирования основан на фундаментальных психолого-педагогических исследованиях, проведенных Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем, Н. Н. Поддьяковым, и базируется на принципе замещения, согласно которому реальный предмет может быть заменен в деятельности ребенка другим предметом, изображением, символом или знаком. В контексте коррекции речевых нарушений моделирование становится связующим звеном, позволяющим интегрировать все компоненты языковой системы в единое целое и целенаправленно воздействовать на ее формирование [3].
Метод наглядного моделирования активно применяется в коррекционно-образовательной деятельности по различным направлениям:
- развитию связной речи и коммуникативных навыков;
- развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи;
- развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты.
Практическое применение метода наглядного моделирования демонстрирует его широкий коррекционный потенциал и многогранность в преодолении различных аспектов речевого недоразвития. В работе над связной речью, когда дети испытывают значительные трудности в построении последовательных развернутых высказываний, пересказах и составлении рассказов, используются мнемодорожки, мнемотаблицы и картинно-графические планы [1, 3]. Эти схемы визуализируют структуру повествования, помогают ребенку выделить ключевые смысловые звенья, действующих лиц и основные события, что обеспечивает связность и последовательность изложения [1]. При формировании лексико-грамматического строя речи метод позволяет ребенку осознать звучание слова, упражняться в употреблении грамматических форм, усваивать предложно-падежные конструкции через подбор схем к словам и предлогам [3].
Не менее значима роль наглядного моделирования в развитии фонематических процессов и подготовке детей к обучению грамоте. Для детей с ТНР звук как абстрактная единица требует дополнительной зрительной опоры. Использование графических моделей звукового состава слова, где гласные и согласные звуки обозначаются различными по цвету и форме символами, помогает детям овладеть навыками звукового анализа и синтеза: интонационно выделять звук в слове, определять его позицию, дифференцировать твердые и мягкие согласные [2]. Модели «Звуковые корзиночки» или «Звуковые замки» делают этот процесс наглядным и понятным для дошкольника. При коррекции нарушений слоговой структуры слова дети с помощью моделей-заместителей слогов образно представляют себе структуру слова и учатся определять количество слогов. Кроме того, метод применяется для развития просодической стороны речи с помощью графических изображений ритмов и основных видов интонации, а на этапе формирования произносительных умений – моделей артикуляционных укладов [3].
Важнейшим достоинством метода наглядного моделирования является его способность оказывать комплексное положительное воздействие на личность ребенка с ТНР. Яркие и интересные модели и дидактические пособия, обладающие свойством многофункциональности и вариативности, повышают мотивацию и интерес к коррекционным занятиям, помогают преодолеть апатию и неуверенность в себе [1, 2]. В процессе работы с моделями активно развивается не только речь, но и высшие психические функции: зрительная и ассоциативная память, мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и классификации, а также мелкая моторика, когда дети обводят контуры, штрихуют или выкладывают модели из различных материалов [2]. Использование метода на групповых или подгрупповых занятиях, например, способствует развитию социальных навыков, инициативности и взаимодействия между детьми, создавая благоприятные условия для коммуникации.
Таким образом, метод наглядного моделирования зарекомендовал себя как мощный и эффективный инструмент в арсенале педагога, работающего с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Его системное и гибкое применение позволяет выстроить коррекционно-образовательный процесс таким образом, чтобы он был адекватен возможностям и потребностям каждого ребенка, обеспечивая не только преодоление конкретных речевых трудностей, но и целостное личностное развитие. Визуальные модели создают доступную и понятную образовательную среду, которая способствует активизации компенсаторных механизмов, формированию полноценных языковых средств общения и успешной подготовке детей к дальнейшему школьному обучению. Перспективы дальнейшего исследования видятся в разработке и апробации конкретных дидактических комплексов на основе метода моделирования для различных возрастных групп и уровней речевого развития.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)