Главная
АИ #43 (278)
Статьи журнала АИ #43 (278)
Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной дея...

Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

метод наглядного моделирования
тяжелые нарушения речи (ТНР)
мнемотехника
знаково-символические средства
визуальная опора
коррекция речевых нарушений

Аннотация статьи

В статье раскрывается актуальность и эффективность использования метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Текст статьи

Введение метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательную деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) обусловлено необходимостью поиска высокоэффективных средств, облегчающих процесс усвоения сложного материала и преодоления системных речевых дефектов. Данный метод представляет собой воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и последующую работу с ним, что позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия, такие как звук, слово, предложение или текст [2]. Актуальность его использования определяется особенностями контингента детей с ТНР, у которых наряду с нарушением всех компонентов речевой системы отмечается недостаточная сформированность высших психических функций: слухового внимания, зрительного восприятия, памяти и словесно-логического мышления, а также незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в быстрой утомляемости, снижении интереса и мотивации к занятиям. Для таких детей визуальная информация усваивается значительно легче вербальной, а наглядные модели служат опорой для преодоления познавательных трудностей [1].

Метод наглядного моделирования основан на фундаментальных психолого-педагогических исследованиях, проведенных Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем, Н. Н. Поддьяковым, и базируется на принципе замещения, согласно которому реальный предмет может быть заменен в деятельности ребенка другим предметом, изображением, символом или знаком. В контексте коррекции речевых нарушений моделирование становится связующим звеном, позволяющим интегрировать все компоненты языковой системы в единое целое и целенаправленно воздействовать на ее формирование [3].

Метод наглядного моделирования активно применяется в коррекционно-образовательной деятельности по различным направлениям:

  • развитию связной речи и коммуникативных навыков;
  • развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи;
  • развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты.

Практическое применение метода наглядного моделирования демонстрирует его широкий коррекционный потенциал и многогранность в преодолении различных аспектов речевого недоразвития. В работе над связной речью, когда дети испытывают значительные трудности в построении последовательных развернутых высказываний, пересказах и составлении рассказов, используются мнемодорожки, мнемотаблицы и картинно-графические планы [1, 3]. Эти схемы визуализируют структуру повествования, помогают ребенку выделить ключевые смысловые звенья, действующих лиц и основные события, что обеспечивает связность и последовательность изложения [1]. При формировании лексико-грамматического строя речи метод позволяет ребенку осознать звучание слова, упражняться в употреблении грамматических форм, усваивать предложно-падежные конструкции через подбор схем к словам и предлогам [3].

Не менее значима роль наглядного моделирования в развитии фонематических процессов и подготовке детей к обучению грамоте. Для детей с ТНР звук как абстрактная единица требует дополнительной зрительной опоры. Использование графических моделей звукового состава слова, где гласные и согласные звуки обозначаются различными по цвету и форме символами, помогает детям овладеть навыками звукового анализа и синтеза: интонационно выделять звук в слове, определять его позицию, дифференцировать твердые и мягкие согласные [2]. Модели «Звуковые корзиночки» или «Звуковые замки» делают этот процесс наглядным и понятным для дошкольника. При коррекции нарушений слоговой структуры слова дети с помощью моделей-заместителей слогов образно представляют себе структуру слова и учатся определять количество слогов. Кроме того, метод применяется для развития просодической стороны речи с помощью графических изображений ритмов и основных видов интонации, а на этапе формирования произносительных умений – моделей артикуляционных укладов [3].

Важнейшим достоинством метода наглядного моделирования является его способность оказывать комплексное положительное воздействие на личность ребенка с ТНР. Яркие и интересные модели и дидактические пособия, обладающие свойством многофункциональности и вариативности, повышают мотивацию и интерес к коррекционным занятиям, помогают преодолеть апатию и неуверенность в себе [1, 2]. В процессе работы с моделями активно развивается не только речь, но и высшие психические функции: зрительная и ассоциативная память, мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и классификации, а также мелкая моторика, когда дети обводят контуры, штрихуют или выкладывают модели из различных материалов [2]. Использование метода на групповых или подгрупповых занятиях, например, способствует развитию социальных навыков, инициативности и взаимодействия между детьми, создавая благоприятные условия для коммуникации.

Таким образом, метод наглядного моделирования зарекомендовал себя как мощный и эффективный инструмент в арсенале педагога, работающего с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Его системное и гибкое применение позволяет выстроить коррекционно-образовательный процесс таким образом, чтобы он был адекватен возможностям и потребностям каждого ребенка, обеспечивая не только преодоление конкретных речевых трудностей, но и целостное личностное развитие. Визуальные модели создают доступную и понятную образовательную среду, которая способствует активизации компенсаторных механизмов, формированию полноценных языковых средств общения и успешной подготовке детей к дальнейшему школьному обучению. Перспективы дальнейшего исследования видятся в разработке и апробации конкретных дидактических комплексов на основе метода моделирования для различных возрастных групп и уровней речевого развития.

Список литературы

  1. Сунко Е.П. Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР [Электронный ресурс]. – Инфоурок. – URL: [https://infourok.ru/metod-naglyadnogo-modelirovaniya-v-korrekcionno-obrazovatelnoj-deyatelnosti-s-detmi-s-tnr7492065.html] (https://infourok.ru/metod-naglyadnogo-modelirovaniya-v-korrekcionno-obrazovatelnoj-deyatelnosti-s-detmi-s-tnr-7492065.html).
  2. Землянская И.В. Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР [Электронный ресурс] // Время развития. – URL: [https://vremyarazvitiya.ru/ispolzovanie-metoda-naglyadnogo-modelirovaniya-v-korrekczionno-obrazovatelnoj-deyatelnosti-s-detmi-s-tnr/] (https://vremyarazvitiya.ru/ispolzovanie-metoda-naglyadnogo-modelirovaniya-v-korrekczionno-obrazovatelnoj-deyatelnosti-s-detmi-s-tnr/).
  3. Наглядное моделирование как эффективный метод повышения уровня развития умственных способностей у детей [Электронный ресурс] // Дефектология Проф.–URL: [https://www.defectologiya.pro/ zhurnal/naglyadnoe _modelirovanie_kak_effektivnyj_metod_povyisheniya_urovnya_razvitiya_umstvennyix_sposobnostej_u_detej/] (https://www.defectologiya.pro/zhurnal/naglyadnoe_modelirovanie_kak_effektivnyj_metod_povyisheniya_urovnya_razvitiya_umstvennyix_sposobnostej_u_detej/).

Поделиться

10

Евдокимова И. В., Мишурова Г. В., Погореленко А. П. Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Актуальные исследования. 2025. №43 (278). URL: https://apni.ru/article/13381-ispolzovanie-metoda-naglyadnogo-modelirovaniya-v-korrekcionno-obrazovatelnoj-deyatelnosti-s-detmi-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#43 (278)

Прием материалов

25 октября - 31 октября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября