Главная
АИ #43 (278)
Статьи журнала АИ #43 (278)
Реестр как последний аргумент: зачем РФ публичный реестр неплательщиков алименто...

Реестр как последний аргумент: зачем РФ публичный реестр неплательщиков алиментов

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

Алименты
реестр должников по алиментам
исполнительное производство
уклонение от уплаты алиментов
Федеральная служба судебных приставов (ФССП)
защита прав ребенка
взыскание задолженности.

Аннотация статьи

В статье проводится анализ Федерального закона от 29 мая 2024 года № 114-ФЗ, который вводит в Российской Федерации публичный реестр должников по алиментам. Автор рассматривает данный реестр как новую меру принудительного исполнения и оценивает его потенциальную эффективность. Отмечается, что создание реестра является скорее формальной мерой, дублирующей уже существующие информационные ресурсы и инструменты воздействия Федеральной службы судебных приставов. В статье высказываются сомнения в том, что публичность сведений станет значимым стимулом для лиц, умышленно уклоняющихся от уплаты алиментов. Автор указывает на возможные риски, такие как ошибки в данных и побуждение должников к переходу в теневую экономику. В качестве альтернативы приводятся более действенные зарубежные практики, включающие государственные гарантии выплат. Делается вывод, что без комплексной реформы всей системы взыскания, включающей совершенствование процедур и внедрение новых механизмов, изолированное введение реестра не приведет к существенному улучшению защиты прав детей и других получателей алиментов.

Текст статьи

В пояснительной записке к Федеральному закону от 29 мая 2024 года № 114-ФЗ, предусматривающему внесение изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», отмечается, что ключевая цель нововведений – обеспечение действенных инструментов принудительного исполнения судебных актов и усиление воздействия на лиц, умышленно уклоняющихся от исполнения алиментных обязательств перед несовершеннолетними детьми и нетрудоспособными родителями.[1]

В рамках реализации данных задач планируется формирование самостоятельного реестра граждан, обязанных уплачивать алименты. Данный реестр будет структурно интегрирован в действующий банк данных исполнительных производств, поддерживаемый Федеральной службой судебных приставов (ФССП) России. В него будут включаться данные об алиментных должниках, привлечённых к административной или уголовной ответственности, а также лицах, объявленных в розыск. Порядок создания и ведения реестра, а также алгоритм включения и исключения из него субъектов, подлежит дальнейшему нормативному урегулированию путем внесения соответствующих изменений в приказ ФССП России от 12 мая 2012 г. № 248, регулирующий формирование электронного банка данных исполнительных производств. На момент подготовки текста такой приказ еще не одобрен, однако его проект (ID 01/02/11-24/00152799) опубликован в системе общественного обсуждения правовых актов и предполагает введение новаций с мая 2025 года.[2]

Ввиду необходимости технической модернизации автоматизированных систем ФССП и интеграции их с ресурсами Фонда пенсионного и социального страхования, а также внесения изменений в соответствующий приказ ФССП, законом предусмотрено отложенное вступление новых правил в силу. Это позволит избежать сбоев и обеспечить надлежащее взаимодействие между федеральными ведомствами.

Законопроект также предполагает создание услуги по автоматическому обмену сведениями о трудоустройстве должников – благодаря межведомственному электронному взаимодействию с фондами пенсионного и социального страхования обмен данными должен стать регулярным и оперативным.

Вопрос особого значения — механизм оспаривания включения в реестр. Учитывая, что ошибки допускаются даже органами принудительного исполнения, возможность актуализации информации либо исключения из реестра по факту погашения задолженности должна быть чётко прописана и доступна для реализации. Пока основной способ прекратить статус должника — исполнить алиментные обязательства в полном объёме, однако необходим и легальный инструмент для обжалования некорректных записей, с учётом соблюдения процессуальных прав гражданина.

В настоящее время судебные приставы уже располагают широкими полномочиями по поиску и понуждению должников к исполнению решений судов: к типичным мерам относятся временный запрет на выезд из страны, ограничение специальных прав (например, водительских), розыск самого должника и его имущества, арест активов, обращение взыскания на доходы. Ведение отдельного алиментного реестра на первый взгляд может привести лишь к росту информационных ресурсов, не сопровождённому реальным повышением эффективности.

Относительно оценки эффективности создаваемого реестра стоит отметить, что публичность информации о задолженности и сегодня достигается иными мерами, а меры административного характера – такие как ограничение права выезда и управления автомобилем – уже демонстрируют заметный результат в виде взыскания значительных сумм. Возникает логичный вопрос: насколько эффективным окажется новый институт реестра, будет ли им пользоваться общественность, и способен ли он выступить реальным стимулом для должников?

Профилактический эффект данного ресурса вызывает сомнения, поскольку лица, годами уклоняющиеся от уплаты алиментов, часто уже не скрываются от общества и не реагируют на информационные воздействия. К тому же матери и прочие заинтересованные лица, как правило, уже осведомлены о статусе неисполняющего обязательства.

Таким образом, отвечая на основной вопрос о том, приведёт ли введение реестра к более эффективной защите прав ребёнка на содержание, приходится признать, что практическая значимость такого шага сомнительна: закон скорее фиксирует статус-кво, чем изменяет его; это, скорее, формальная мера, чем инструментальный прорыв.

Сравнительный анализ зарубежных подходов подтверждает: в ряде европейских стран и в США работают модели, ориентированные не только на принуждение, но и на гарантированные выплаты ребёнку со стороны государственных органов с последующим добровольным либо принудительным поэтапным взысканием с должника; активно применяются ограничения прав, аресты счетов, автоматизированное списание долгов из зарплаты (garnishment).[3] Эти механизмы действительно повышают эффективность алиментных выплат и стимулируют соблюдение прав ребёнка.

Возвращаясь к идее российского реестра, отметим, что потенциальные плюсы заключаются в облегчении работы ФССП и информировании контрагентов о неблагонадёжности лица. Однако минусов и рисков не меньше: возможны ошибки и затяжка в обновлении данных, что, в свою очередь, негативно сказывается на правах должника (например, даже при полном погашении задолженности человек может продолжать числиться в базе). Кроме того, гласность реестра может побудить часть должников уйти в неформальный сектор, сменить место жительства или отказаться от официального трудоустройства, что приведёт к снижению собираемости алиментов.

Юридический анализ применения статьи 157 УК РФ за последние годы подтверждает наличие похожих проблем: суды и следственные органы стали строже относиться к доказыванию злостности, более тщательно исследуют обстоятельства неуплаты, однако общая эффективность применения уголовно-правовой ответственности по-прежнему невысока – реальные лишения свободы назначаются редко, чаще применяются условные сроки или обязательные работы. Не всегда надлежащим образом исследуются причины неуплаты, иногда не проводится достаточная оценка мотивов и обстоятельств жизни должника.

Исходя из изложенного, появление специального реестра лиц, систематически уклоняющихся от выплат алиментов, потенциально способно повысить транспарентность и упростить поиск необходимой информации для взыскателей и государственных органов. Однако изолированное внедрение данного механизма, без комплексной реформы системы взыскания алиментов, без реальной защиты интересов ребенка (например, через государственные гарантии выплат и последующее взыскание с должника) и без надёжной регламентации процедуры внесения и обжалования сведений, вряд ли окажет ощутимый положительный эффект на уровень исполнения алиментных обязательств в стране.[4]

В заключение, следует признать, что реестр алиментных должников как самостоятельная мера не может коренным образом изменить ситуацию с неисполнением решений суда. Достижение реального прогресса потребует более широкого комплекса мер: совершенствования процедур уведомления, повышения ответственности должностных лиц ФССП, модернизации информационных систем, внедрения зарубежных практик и усиления правовых гарантий как для получателей алиментов, так и для должников. Только в сочетании с такими изменениями новый реестр может стать эффективным инструментом правовой политики в сфере защиты интересов детей и иных получателей алиментов.

 


 

Список литературы

  1. О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве”: Федеральный закон от 29.05.2024 N 114-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  2. О внесении изменений в Порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде, утвержденный приказом Федеральной службы судебных приставов от 12.05.2012 N 248: Проект Приказа ФССП России (подготовлен ФССП России, ID проекта 01/02/11-24/00152799 // СПС КонсультантПлюс
  3. Завриев С.С., Белякова А.В. Проблемы исполнения судебных актов в национальном правопорядке (в контексте развития концепции судебного права) // Вестник арбитражной практики. 2024. – N 4. – С. 43 - 51.
  4. Леканова Е.Е. Минимальный размер алиментов и алиментный фонд: история и современность // Актуальные проблемы российского права. – 2023. – N 2. – С. 79 - 93.

Поделиться

5

Ядров А. А. Реестр как последний аргумент: зачем РФ публичный реестр неплательщиков алиментов // Актуальные исследования. 2025. №43 (278). URL: https://apni.ru/article/13390-reestr-kak-poslednij-argument-zachem-rf-publichnyj-reestr-neplatelshikov-alimentov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#43 (278)

Прием материалов

25 октября - 31 октября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

5 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября