Стремительное развитие Сети Интернет и Искусственного Интеллекта в ходе Индустрии 4.0. привели к трансформации восприятия информации. С одной стороны, мы наблюдаем многократное увеличение её объёмов и скорости потребления, а, с другой, недостоверные источники. Неспособность человека к длительной концентрации породило целый феномен «клипового мышления». В связи с этим способность выявлять в потоке информации наиболее важные сведения и проводить скептическую оценку стали высоко востребованными. Особенно остро эта проблема встала в сфере образования. Неспроста эксперты Всемирного экономического форума 2017 г. заключили, что «комплексное решение проблем, критическое мышление и креативность – это три наиболее важных навыка, необходимых ребенку для процветания (в условиях Индустрии 4.0. – В.В.)» [1].
Российская система образования также не смогла обойти стороной данный вопрос. Индустрия 4.0. выводит на первый план экономическую сферу и человеческий капитал, важнейшим ресурсом которого стало среднее профессиональное образование, отличающееся практической направленностью, адаптивностью, быстрым выходом на рынок труда: «современный колледж – это не просто место, где получают среднее профессиональное образование, а передовая площадка, отражающая вызовы времени» [2]. Соответственно, именно в СПО началась достаточно серьёзная проработка адаптации образования Индустрии 4.0., которая заставила по-новому взглянуть на гуманитарные науки и де-факто переосмыслить их важность в т. ч. в контексте развития мышления. Одной из важнейших гуманитарных наук является история, заставляющая мыслить через изучение прошлого. Критическое мышление достаточно ярко представлено в истории как учебной дисциплине, например, противодействие фальсификации исторических фактов [3].
Одним из примеров развития критического мышления на занятиях истории является диалог с авторами эпохи. К таковым можно отнести задание «Мир после Второй мировой войны (на примере художественной литературы)».
Задание представляет собой анализ художественной литературы через призму истории и обществоведческих наук (что придаёт ему междисциплинарный характер). Его выполняет группа студентов (по 3-4 человека). Это даёт им возможность «внутренней» дискуссии. Добавляет это и мотивации для прочтения книги. Группа выбирает из перечня, предоставленного преподавателем, одну книгу (табл. 1). Важно, чтобы литература не была слишком объёмной и сложной для первого понимания. Жанры литературы могут быть выбраны на усмотрение преподавателя.
Таблица 1
Примеры художественной литературы из перечня
| Произведение | Исторические мотивы | Обществоведческие мотивы | 
| Олдос Хаксли. О дивный новый мир (1932). | «Ревущие» 1920-е гг. и становление тоталитарных режимов в Европе в 1930-е гг. | Общество потребления. | 
| Джордж Оруэлл. 1984 (1948). | Становление тоталитарных режимов в Европе в 1930-е гг., Вторая мировая война, «холодная война». | Идеология, информационная война. | 
| Борис Стругацкий, Аркадий Стругацкий. Пикник на обочине (1972). | «Космическая гонка» между СССР и США, НТР. | Духовные искания, наука, знание. | 
| Эрнест Хемингуэй. Старик и море (1952). | Вторая мировая война. Послевоенная Куба. | Экзистенциализм. Теория поколений. | 
| Николай Носов. Незнайка на Луне (1965). | Оттепель в СССР. НТР. | Социальное неравенство. Идеология. Мораль. | 
В данном задании есть сложность и для самого педагога – он должен быть ознакомлен с сюжетом и контекстом всех произведений.
Продуктом является эссе и презентация PowerPoint. Обязательным пунктом выполнения задания является его защита.
В общей сумме, анализ произведения должен занимать 4-5 страницы (не считая рефлексию).
Для анализа произведения возможна следующая структура (табл. 2):
Таблица 2.
Структура и задачи задания
| Структура задания | Задачи | 
| 1. Проблемная ситуация (1 предложение). | 1. Выявить проблемную ситуацию. | 
| 2. Краткая биография автора произведения (1/3 страницы). | 2. Определить исторический и общественный контекст созданного произведения. | 
| 3. Краткий сюжет книги (2/3 страницы). | |
| 4. Какие исторические события, персоналии и общественные процессы отражает в книге автор? Аргументируйте свой ответ. (2-3 страницы). | |
| 5. Как автор осмысляет их? Какие пути их решения он видит? (1/2 страницы). | 3. Дать анализ системы образов и идей автора. | 
| 6. Согласны ли вы с позицией автора? Почему? (1/2 страницы). | 4. Сформулировать личную позицию. | 
| 7. Рефлексия. | 5. Провести самоанализ. | 
Эссе начинается с постановки проблемной ситуации, которая связана с интерпретацией и отражением автором социально-исторических процессов и событий. Она также может быть отражена в 3 пункте – краткий сюжет книги.
Во втором пункте из основных требований – годы жизни, настоящее имя автора, страна рождения и основного проживания. Это помогает понять, свидетелями каких исторических событий мог лично стать автор.
Пункт четыре может включать как биографии исторических личностей, так и исторические события, процессы, направления общественного развития. Это позволяет увидеть, насколько точно и глубоко видят контекст эпохи студенты.
Пятый пункт предполагает прослеживание позиции автора по затронутым в предыдущем пункте историческим и общественным моментам. Фактически здесь идёт моделирование студентами авторской позиции в контексте истории.
Шестой пункт, как правило, вызывает дискуссию – далеко не всегда взгляд студента совпадает с мнением автора или его аргументами. Например, у многих студентов широкую критику в контексте истории вызывает роман Дж. Оруэлла «1984». Затруднением является то, что свою позицию необходимо не просто аргументировать, но и попытаться понять, почему именно такое мнение транслирует автор. Фактически, с помощью анализа, студенты могут развенчать мифологическую конструкцию, созданную писателем.
После выполнения задания и его защиты, студенты делятся рефлексией.
Данное задание было апробировано нами дважды, поэтому уже есть возможность дать некоторую оценку. Несмотря на отличный друг от друга взгляд из-за прочтения разных произведений, студентами было достигнуто взаимопонимание в следующих моментах:
- Многие студенты впервые за долгие годы (или впервые) полностью прочли книгу.
- Ожидание VS Реальность (сюжетные повороты для многих студентов были неожиданными, однако, по мере выполнения задания, они понимали, почему это было логично либо с точки зрения автора, либо в контексте исторических и общественных процессов того времени).
- Взгляд на сюжет через призму истории и обществоведческих наук открыл для них новые грани и смыслы.
- Наличие глубоких эмоциональных переживаний по мере прочтения книги (по признаю студентов, во многом эффект был достигнут за счёт прослеживания исторической и обществоведческой подоплёки произведения), при этом, по мере углубления анализа книги, постепенно начинал доминировать более объективный взгляд.
- Развитие критического мышления (многие студенты отмечали, что стали критичнее относится к информации, замечали причинно-следственные связи, обращали внимание на детали).
- Обогащение личного опыта (чтение и анализ произведений помогли им иначе взглянуть на мир, лучше понимая современность и даже самих себя).
Таким образом, задание сочетание в себе исследовательский и проектный подход. С одной стороны, студенты проводят социально-исторический анализ, а, с другой, воссоздают интерпретацию автора исторических событий и общественных процессов, де-факто пытаются конструировать историю как часть исторической ментальности.
Полученные результаты демонстрирую формирование у студентов способности к критическому и междисциплинарному осмыслению истории через художественную литературу.

.png&w=640&q=75)