Главная
АИ #43 (278)
Статьи журнала АИ #43 (278)
Совершенствование системы мотивации персонала образовательной организации (на пр...

Совершенствование системы мотивации персонала образовательной организации (на примере филиала ФГБОУ ВО «ВГТУ» в городе Борисоглебске)

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

мотивация
система мотивации
мотивация персонала
проблемы мотивации

Аннотация статьи

В статье проведен анализ существующей системы мотивации персонала в образовательной организации – филиале ФГБОУ ВО «ВГТУ» в городе Борисоглебске, выявлены основные проблемы, а также предложены практические рекомендации по ее улучшению.

Текст статьи

В условиях глобализации и стремительного развития технологий образовательные учреждения сталкиваются с новыми вызовами, требующими адаптации и переосмысления традиционных подходов к управлению. Филиал Воронежского государственного технического университета в городе Борисоглебске (БФ ВГТУ) не является исключением в этой динамичной среде. Важнейшим аспектом успешного функционирования образовательной организации становится мотивация персонала, которая непосредственно влияет на качество образовательного процесса и уровень удовлетворенности студентов.

Под мотивацией персонала будем понимать совокупность внутренних и внешних побудительных факторов, направленных на стимулирование сотрудников к эффективному выполнению трудовых обязательств, достижению целей организации и личностному развитию.

Большинство исследователей под мотивацией персонала понимают целенаправленное воздействие на отдельного сотрудника и весь коллектив в целом, направленное на обеспечение поставленных задач [10, с. 60-62].

Мотивация сотрудников в образовательной сфере включает в себя не только финансовые стимулы, но и создание благоприятной рабочей атмосферы, возможности для профессионального роста и развития, а также признание заслуг и достижений. Важно понимать, что качественное образование невозможно без высокомотивированного и вовлеченного в процесс преподавательского состава [4, с. 34-40].

Актуальность исследования системы мотивации персонала в БФ ВГТУ обусловлена необходимостью адаптации к современным требованиям и ожиданиям как со стороны студентов, так и со стороны общества. В условиях постоянных изменений в законодательстве, образовательных стандартах и потребностях рынка труда, важно создать такую мотивационную среду, которая будет способствовать не только повышению профессиональной активности сотрудников, но и их личностному развитию. Кроме того, недостаток мотивации может привести к снижению качества образовательного процесса, повышению текучести кадров и ухудшению репутации учебного заведения [6]. Поэтому исследование проблем мотивации персонала и разработка эффективных рекомендаций по ее совершенствованию становятся важными задачами для руководства БФ ВГТУ.

Одной из главных проблем, с которыми сталкиваются образовательные организации, является недостаточная адаптация традиционных мотивационных моделей к специфике педагогической деятельности и особенностям работы в вузовской среде. В отличие от коммерческих структур, мотивация в образовательной сфере требует комплексного подхода, учитывающего не только материальные вознаграждения, но и нематериальные факторы – профессиональное признание, возможности для развития, творческую свободу и социальную значимость труда. Недооценка этих аспектов часто приводит к снижению уровня вовлеченности преподавателей и административного персонала, что негативно сказывается на качестве образовательного процесса и имидже учреждения [5, с. 56-62].

Кроме того, в последние годы наблюдается тенденция к увеличению нагрузки на сотрудников вузов - как в части учебной и научной деятельности, так и административной работы. Это создает дополнительный стресс и риски профессионального выгорания, которые прямо влияют на мотивацию и производительность труда. В таких условиях традиционные методы стимулирования оказываются недостаточно эффективными, что требует поиска новых, более гибких и персонализированных решений [7].

Существует множество теорий мотивации, которые могут быть применены в образовательной среде. Классические теории, такие как иерархия потребностей А. Маслоу и двухфакторная теория Ф. Герцберга, подчеркивают важность как материальных, так и нематериальных факторов.

Однако, существующие модели мотивации часто не учитывают специфику работы в образовательных учреждениях, что приводит к недостаточной эффективности применяемых методов и инструментов [4, с. 34-40]. Так, например, в контексте образовательных организаций важно учитывать не только финансовые стимулы, но и такие аспекты, как признание, возможность карьерного роста и создание комфортной рабочей среды [1; 2, с. 45-52].

Филиал Воронежского государственного технического университета в городе Борисоглебске (БФ ВГТУ) функционирует в условиях высокой конкуренции, возрастающих требований к качеству образовательных услуг и динамично меняющегося рынка труда, что обуславливает необходимость постоянного совершенствования внутренних управленческих процессов, включая систему мотивации сотрудников.

Особое значение мотивация приобретает в контексте стратегических задач, стоящих перед БФ ВГТУ, связанных с привлечением и удержанием талантливых кадров, формированием конкурентоспособной образовательной среды и обеспечением высокого уровня подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям рынка труда. Усиление мотивационной составляющей способствует не только повышению удовлетворенности сотрудников и снижению текучести кадров, но и стимулирует инновационную активность, улучшает качество преподавания и способствует развитию научных исследований.

Для эффективного повышения мотивации сотрудников БФ ВГТУ необходимо разработать комплексный подход, который будет учитывать как материальные, так и нематериальные аспекты. Вот несколько ключевых рекомендаций, которые были разработаны на обобщении теоретических подходов, представленных в учебной и научной литературе:

1. Разработка индивидуализированных мотивационных программ:

  • Проведение регулярных опросов и анкетирований среди сотрудников для выявления их потребностей и ожиданий в отношении системы мотивации.
  • Создание индивидуальных планов развития для каждого сотрудника, которые будут включать как карьерные цели, так и личные интересы, что позволит учитывать уникальные мотивационные факторы.

2. Внедрение системы нематериальных стимулов:

  • Организация мероприятий, направленных на признание достижений сотрудников, таких как «Сотрудник месяца», награды за вклад в научные исследования или преподавание.
  • Создание платформы для обмена опытом и идеями между преподавателями, что будет способствовать укреплению профессионального сообщества и повышению уровня вовлеченности.

3. Повышение качества профессионального обучения и развития:

  • Регулярные тренинги и семинары по актуальным темам, включая методики преподавания, управление временем и стрессом, что позволит сотрудникам развивать свои навыки и повышать конкурентоспособность.
  • Поддержка участия сотрудников в конференциях, курсах повышения квалификации и научных исследованиях, что не только улучшит их навыки, но и повысит уровень удовлетворенности работой [8, с. 22-29].

4. Создание благоприятной рабочей среды:

  • Обеспечение комфортных условий труда, включая доступ к современным технологиям и ресурсам, необходимым для выполнения образовательных и административных задач.
  • Разработка гибкого графика работы, который позволит сотрудникам лучше балансировать между профессиональными обязанностями и личной жизнью, что снизит уровень стресса и повысит общую удовлетворенность.

5. Формирование культуры обратной связи:

  • Регулярные встречи с сотрудниками для обсуждения их мнений и предложений по улучшению работы, что позволит создавать атмосферу доверия и открытости.
  • Внедрение системы 360-градусной обратной связи, где сотрудники могут получать конструктивную оценку своей работы от коллег, студентов и руководства, что способствует их профессиональному росту.

6. Участие в принятии решений:

  • Вовлечение сотрудников в процесс принятия решений, касающихся их работы и развития учреждения. Это может быть реализовано через создание рабочих групп, комитетов или советов, где сотрудники смогут высказывать свои идеи и предложения.
  • Прозрачность управления и информирование сотрудников о стратегических целях и планах развития БФ ВГТУ, что поможет им чувствовать свою значимость и вовлеченность в общий процесс [3].

7. Мониторинг и оценка эффективности мотивационных программ:

  • Регулярный анализ результативности внедренных мотивирующих мероприятий через показатели удовлетворенности сотрудников, текучести кадров и качества образовательных услуг.
  • Корректировка мотивационных программ на основе полученных данных и обратной связи от сотрудников, что позволит поддерживать актуальность и эффективность системы мотивации [9].

Совершенствование системы мотивации персонала в БФ ВГТУ является актуальной задачей, требующей комплексного подхода. Внедрение предложенных рекомендаций позволит не только повысить уровень удовлетворенности сотрудников, но и улучшить качество образовательных услуг, что в конечном итоге скажется на репутации и конкурентоспособности института. Эффективная система мотивации – это залог успешной работы образовательной организации в условиях современного рынка образования.

Список литературы

  1. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – М.: Питер, 2011. – 320 с.
  2. Герцберг Ф. Теория мотивации и гигиены // Управление персоналом. – 2010. – № 3. – С. 45-52.
  3. Иванов С.В. Управление человеческими ресурсами в образовании: теория и практика. – М.: Академия, 2018. – 280 с.
  4. Петрова Е.А. Мотивация и стимулирование труда в образовательных учреждениях // Вестник образования. – 2020. – № 4. – С. 34-40.
  5. Смирнов Д.И. Современные подходы к мотивации преподавательского состава вузов // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 12. – С. 56-62.
  6. Кузнецова Н.В. Психология мотивации и личностного развития в образовательной среде. – СПб.: Питер, 2017. – 256 с.
  7. Баранов П.А. Управление персоналом: современные технологии и методы. – М.: Юрайт, 2021. – 400 с.
  8. Лебедева М.С. Инновационные методы мотивации в системе образования // Педагогика и психология. – 2022. – № 2. – С. 22-29.
  9. Козлова Т.В. Управленческие решения в образовательных организациях: мотивация и развитие персонала. – М.: Наука, 2019. – 312 с.
  10. Дудина О.Н. Мотивация и психологическая поддержка персонала в контексте управленческой деятельности / О.Н. Дудина. – Текст: непосредственный // Вопросы экономики и управления. – 2016. – № 1 (3). –С. 60-62.

Поделиться

10

Бажова Н. А. Совершенствование системы мотивации персонала образовательной организации (на примере филиала ФГБОУ ВО «ВГТУ» в городе Борисоглебске) // Актуальные исследования. 2025. №43 (278). URL: https://apni.ru/article/13394-sovershenstvovanie-sistemy-motivacii-personala-obrazovatelnoj-organizacii-na-primere-filiala-fgbou-vo-vgtu-v-gorode-borisoglebske

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (279)

Прием материалов

1 ноября - 7 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

12 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 ноября