Дискуссия в школьном курсе биологии

Дискуссия в школьном курсе биологии

В статье рассмотрено значение применения дискуссионного метода в школьном курсе биологии. Раскрыто понятие «дискуссия», дана характеристика приемов организации подготовки и проведения учебной дискуссии на уроках биологии. Дается характеристика одного из дискуссионных занятий.

Аннотация статьи
образование
дискуссия
активные формы обучения
биология
методика
Ключевые слова

На рынке труда сейчас четко определены требования к выпускникам школы. Как сотрудники они должны уметь работать в команде, проявлять инициативу и быть способными к самостоятельным решениям. К тому же от работника требуется психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам, к стрессовым ситуациям и умение из них выходить [1, с. 67].

Согласно современной педагогической парадигме, современный смысл образования заключается в развитии у обучаемых в способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт учащихся. Таким образом, мы наблюем согласованность между требованиями рынка и современной педагогической задачей.

В практике преподавания биологии сложились различные методы обучения, наиболее признанными являются те, в основу которых положены источники знаний, характер деятельности учителя и характер деятельности ученика [1, с. 111].

К одному из традиционных словесных методов относится дискуссионный, являющийся предметом нашего обсуждения. Дискуссия (от лат. discussion рассмотрение, обсуждение, исследование) – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. Дискуссия, это исследовательская форма обучения, представляет собой коллегиальное обсуждение темы, имеет важное значение для развития критичности ума школьников, способствует развитию диалектического мышления. В основе формирования личности ребенка лежит умение проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение получаемых знаний о биологических объектах и явлениях, развитие познавательного интереса к изучению живой природы, развитие речи, памяти, внимания и интеллектуальных качеств [3, с. 93]. Лапыгин Ю.Н. свидетельствует, что в условиях общения у учащихся наблюдается повышение точности восприятия, увеличение результативности работы памяти, более интенсивное развитие интеллектуальных и эмоциональных свойств личности [2, c. 83].

На занятиях, посвященных дискуссиям, качественно изменяется роль учителя – из информатора он превращается в организатора. Обучаемые же, наоборот примеряют на себя роль преподавателя, ученого, философа, политолога. К воспитательной роли дискуссии относится развитие этического поведения и умений сотрудничества [4, c. 46]. Подобная форма деятельности определяет активное использование школьниками выработанных обществом правил: это обращение друг к другу по имени, смотреть на говорящего или на того, к кому обращаешься, выслушивать ответ собеседника до конца, не перебивая, отвечать коротко и емко, оценку деятельности собеседника начинать с выделения положительных моментов и др.

Дискуссия – дебаты как форма обучения проходит по принципу решения интриги, т.е. рассматривается с двух противоположных точек зрения. Поэтому тематика дискуссий носит межпредметный характер. На уроках биологии в таких случаях наиболее применимыми являются экологические, общебиологические темы. Форма работы учащихся может быть организована в виде подготовки реферата, доклада или сообщения, выступления по конспектам или без опоры на конспект. Требуется указать школьникам дополнительные источники.

Дискуссия требует предварительной подготовки, поэтому занятию задается четкая цель, разрабатываются проблемные задания, что позволит обсудить их с разных точек зрения, сделать выводы.

Для качественного проведения дискуссии рекомендуется памятка учащимся.

  1. Приступайте к подготовке за неделю – полторы до начала занятия.
  2. Внимательно прочтите тему и вопросы к занятию.
  3. Начинайте подготовку небольшой группой в 2-4 человека?
  4. Проверьте рекомендуемую литературу в библиотеке школы, в городской библиотеке, в т.ч. в электронных ресурсах?
  5. Проработайте указанную литературу, определите основной источник по каждому вопросу, делая выписки, нумеруя их пунктом вопроса, к которому они относятся.
  6. Оформляя выписки, запишите автора, название, год, место издания, страницу.
  7. Перед, защитой реферата или доклада составьте короткий план.
  8. Проверьте, на все ли вопросы у Вас есть ответы.
  9. На полях конспекта запишите возникшие вопросы.
  10. В случаях затруднения обратитесь за помощью к учителю.
  11. Прочтите свои выписки. Выделите основные идеи, положения, отберите аргументы, установите смысловую связь между ними.
  12. Сформулируйте свои сомнения и вопросы, не совпадающие с мнением первоисточника.
  13. Помните, что на ваш ответ дается не более 3 минут, старайтесь выражать свою мысль лаконично, связно, четко.

Структура дискуссии может быть заимствована из структуры семинара. Она заключается в выступлении преподавателя, обсуждении темы дискуссии, задания классу. Во вступительном слове преподаватель выделяет главную идею занятия.

Чтобы весь класс принимал участие в работе, учитель использует следующие педагогические приемы:

  • Какие дополнения необходимо внести в ответ?
  • Согласны ли слушатели с точкой зрения, высказанном в выступлении?
  • Оцените ответ с точки зрения его полноты, доказательности, формы изложения и т.д.

Искусственно возникшую, не нужную дискуссию следует прервать.

Участники дискуссии в качестве арсенала доказательств используют ранее полученные знания, логичные рассуждения, наблюдения, жизненный опыт, сравнение, сопоставление, анализ и др. Каждое выступление необходимо завершить кратким выводом.

В заключительном выступлении учителя должен быть дан краткий логический анализ темы, с оценкой работы участников дискуссии.

Ход дискуссии

Тема. Биологическое разнообразие в биосфере [5, с. 64].

Цель дискуссии: оценить биологическое разнообразие в биосфере как необходимость сохранения жизни на планете; научиться применению приемов ведения научной дискуссии.

Задание 1. Изучите тему, разработайте одно или несколько выступлений по предлагаемой тематике.

  1. Понятие экологической нравственности и его применение в деятельности человека.
  2. Биологическое разнообразие как основа жизни на Земле.
  3. Количественное описание биологического разнообразия.
  4. Причины изменения видового состава обитателей Земли.
  5. Элементы стратегии по сохранению биологического разнообразия.
  6. Биологическое разнообразие в России и его динамика в XX-XXI вв.
  7. Человек – преобразователь природы.
  8. Человеческая деятельность – единственная причина процесса дестабилизации биосферы.
  9. Другие причины нарушения стабильности биосферы.
  10. Темпы создания социально-экономических объектов и их значение в жизни общества и отдельного человека.
  11. Необходимость обеспечения каждому жителю планеты благоприятной социальной среды.
  12. Понятие в жизни человека "Что такое хорошо и что такое плохо?".
  13. Дайте теоретическое обоснование основным требованиям и условиям устойчивого развития общества: забота о людях, рациональное использование природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия.

Задание 2. Принять участие в дискуссии на тему «Экосогласие». Для этого необходимо внимательно выслушать выступления участников дискуссии и выступить в качестве оппонентов.

Интрига (проблема) дискуссии: «Улучшение социально экономических условий человечества с сохранением экологической среды».

Участники дискуссии должны создать две равноценные группы.

Обучаемые первой группы предварительно готовятся к решению задачи № 1: Раскрыть смысл понятия «Строительство социально экономических объектов». Для этого необходимо уметь обосновать реализацию проекта, рассмотреть возможные варианты проекта и вопросы необходимости строительства подобных объектов, разрабатывая вопросы № 7-13.

Вторая группа участников дискуссии разрабатывает вопросы № 1-6 и № 13 для решения задачи № 2. Рассмотреть эволюцию понятия благоприятной экологической среды для человека; значения техносферных изменений в жизни человека; компонентов, составляющих здоровье человека; доказательств нарушений в биосфере, опасных для живых организмов.

В результате применения на занятиях дискуссионных методов школьники получают первые навыки исследований из литературных источников и применяют полученный материал рассмотренном занятии. С позиции теории деятельности общение учащихся в диалоге является важнейшей составляющей современного образования. Диалог образует и поддерживает совместную учебную деятельность, способствует переводу индивидуальных видов деятельности в деятельность совместную, объединенную единой целью. С помощью дискуссий школьники осваивают нормы ведения делового разговора, методы совместного нахождения лучшего решения.

Текст статьи
  1. Арбузова, Е.Н. Теория и методика обучения. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Е.Н. Арбузова. – 2 – изд., испр. и доп. М .: Издательство Юрайт, 2019. – 295 с.
  2. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения : учебник и практикум для вузов / Ю.Н. Лапыгин. – М .: Издательство Юрайт, 2017. 248 с.
  3. Никишов, А.И. Методика обучения биологии в школе : учебное пособие для вузов / А.И. Никишов. – 3 – изд., испр. и доп. – М .: Издательство Юрайт, 2019. – 193 с.
  4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 368 с.
  5. Учение о биосфере : Учебно-методическое пособие / Сост. О.Н. Скоробогатова. – Нижневартовск: Издательство Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. 263 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 12 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря