Главная
АИ #43 (278)
Статьи журнала АИ #43 (278)
Внедрение информационного моделирования в проектирование трубопроводного транспо...

Внедрение информационного моделирования в проектирование трубопроводного транспорта углеводородов: анализ структуры и бизнес-процессов

Научный руководитель

Рубрика

Нефтяная промышленность

Ключевые слова

информационное моделирование
проектирование
трубопроводный транспорт
бизнес-процесс
проект

Аннотация статьи

В статье проведено исследование применения методологии информационного моделирования в проектной деятельности для объектов трубопроводного транспорта углеводородов. Основное внимание направлено на системный анализ организационной структуры и ключевых бизнес-процессов проектных организаций. Целью исследования является оценка готовности и разработка предложений по интеграции информационного моделирования в проектные институты.

Текст статьи

Трубопроводный транспорт углеводородов играет ключевую роль в нефтегазовой отрасли, обеспечивая эффективную доставку нефти и газа от мест добычи до потребителей. Проектирование и строительство трубопроводных систем требует комплексного подхода, учитывающего геологические, технологические и экономические аспекты. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 963 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», проектные организации обязаны внедрять современные методы и технологии для повышения качества и эффективности работ. Анализ организационной структуры и типовых бизнес-процессов проектных организаций позволяет выявить уязвимости и оптимизировать процессы, особенно в сегменте трубопроводного транспорта углеводородов. В данной статье рассматривается, как информационное моделирование (BIM) может быть интегрировано в эти процессы для улучшения проектирования трубопроводных систем, сокращения сроков и затрат.

Организационная структура проектных организаций в нефтегазовой отрасли, ориентированных на трубопроводный транспорт, строится как гибридная модель, сочетающая элементы функциональной и проектной структур. Это обеспечивает гибкость в управлении множеством проектов различного масштаба – от локальных магистралей до транснациональных нефтепроводов, сохраняя глубокую экспертизу в области гидравлики, прочности и безопасности трубопроводов. Ключевые элементы структуры включают:

  1. Руководство: генеральный директор, технический директор и бюро главных инженеров координируют работу, участвуют в тендерах и взаимодействуют с заказчиками, такими как нефтегазовые компании (например, «Роснефть» или «Газпром»).
  2. Функциональные подразделения: технологический отдел (разработка схем транспорта углеводородов), отдел трубопроводных систем (проектирование магистралей, компрессорных станций), отделы КИПиА (контрольно-измерительные приборы и автоматика для мониторинга давления и утечек), строительный отдел (учет грунтовых условий), сметный отдел (расчет стоимости строительства и эксплуатации).
  3. Централизованный аппарат управления: отделы стратегического планирования, финансового контроля и управления рисками обеспечивают единую политику, включая оценку экологических рисков в трубопроводном транспорте.

Такая структура способствует тесному взаимодействию отделов на всех этапах жизненного цикла проекта трубопроводного транспорта – от геологоразведки и проектирования до эксплуатации и мониторинга. Постановление №963 подчеркивает необходимость внедрения инноваций, что делает BIM-технологии релевантными для каждого проектного института, специализирующегося на углеводородных трубопроводах.

Бизнес-процессы проектных организаций фокусируются на сегменте трубопроводного транспорта и имеют четкую последовательность, связанную с жизненным циклом проекта. Они делятся на две группы:

  1. Процессы управления проектами: организация работ, планирование ресурсов, управление сроками и рисками в проектах трубопроводов (например, прокладка нефтепровода через сложный рельеф).
  2. Процессы, ориентированные на продукт: спецификация и производство элементов трубопроводной системы, включая расчеты прочности, гидравлики и материалов для предотвращения аварий.

Проектные организации одновременно ведут множество проектов для разных заказчиков, что требует механизмов для мониторинга сроков, трудозатрат и качества. В трубопроводном транспорте это особенно важно из-за высоких требований к безопасности и экологической устойчивости. Для визуализации процессов используется карта бизнес-процессов, отражающая этапы проектирования трубопроводов. Рассмотрим ключевые процессы в таблице.

Таблица

Карта бизнес-процессов в проектировании трубопроводного транспорта углеводородов

Процесс

Вход

Выход

Проблемы

1. Подготовка и начало проекта

Техническое задание (ТЗ) от заказчика, исходные данные (геологические карты, технологические схемы, модели оборудования от генпроектировщика)

Утвержденный план проекта, распределение ресурсов

Неполные или противоречивые данные, длительное согласование ТЗ с учетом экологических норм

2. Разработка и расчеты

Утвержденные исходные данные

Согласованная технологическая схема, расчеты прочности/гидравлики трубопроводов, ведомости материалов (трубы, арматура)

Итерационные согласования с заказчиком, ручные расчеты в Excel, риски ошибок при моделировании потерь давления

3. Выполнение монтажных чертежей

Результаты расчетов, данные по оборудованию (насосы, клапаны)

Подготовка заданий смежным отделам, корректировка коллизий (например, пересечения с другими инфраструктурами), отработка замечаний

Задержки в выдаче заданий, поздние изменения, проблемы с подготовкой документации для строительства

4. Выпуск рабочей документации

Утвержденные чертежи

Комплект чертежей (изометрии трубопроводов, общие виды), спецификации оборудования и материалов

Ручное оформление, несоответствия в данных, длительные правки для соответствия ГОСТам

5. Согласование и сдача проекта

Комплект рабочей документации

Согласованный и подписанный комплект документов

Длительные циклы согласований, особенно на бумажных носителях, с учетом экспертизы Ростехнадзора

Карта бизнес-процессов выявляет слабые места, характерные для трубопроводного транспорта: отсутствие единого хранения данных, слабое взаимодействие отделов, высокая трудоемкость и зависимость от ключевых специалистов. Эти проблемы приводят к увеличению времени и стоимости проектов, что критично для магистральных трубопроводов, где задержки могут стоить миллиарды рублей.

Информационное моделирование (BIM) решает ключевые проблемы в проектировании трубопроводного транспорта. Основные слабые места и решения:

  1. Отсутствие единого места хранения данных: данные рассеяны по файлам (Excel, DWG). BIM создает единую среду, где все данные о трубопроводе (от геологии до эксплуатации) хранятся централизованно.
  2. Слабое взаимодействие отделов: коллизии (например, пересечения с другими линиями) выявляются поздно. BIM позволяет визуализировать 3D-модель трубопровода, обнаруживая коллизии на ранних этапах.
  3. Высокая трудоемкость документации: ручное оформление занимает время. BIM автоматизирует генерацию чертежей, спецификаций и ведомостей из 3D-модели.
  4. Зависимость от кадров: уход специалиста парализует проект. BIM стандартизирует процессы, снижая риски.
  5. Сложность отслеживания ревизий: BIM обеспечивает версионность данных, синхронизируя изменения в реальном времени.

Внедрение BIM ускоряет выпуск документации, снижает трудозатраты и стоимость проектов трубопроводного транспорта. Например, в 3D-модели можно моделировать потоки углеводородов, прогнозировать износ и оптимизировать маршруты.

Однако BIM требует изменений в структуре:

  1. Создание роли BIM-менеджера: специалист управляет ПО, настраивает ГОСТы для трубопроводов и обучает персонал.
  2. Переквалификация специалистов: чертежники становятся BIM-моделерами, с постепенным обучением.
  3. Усиление отдела 3D-моделирования: он становится центром компетенции по трубопроводным системам.

Заключение

Анализ организационной структуры и бизнес-процессов проектных организаций показывает, что внедрение BIM в трубопроводном транспорте углеводородов – это не просто инструмент, а стратегия повышения эффективности. Для узкоспециализированных институтов это возможность стать лидерами в проектировании безопасных и экономичных трубопроводов.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2022 г. № 963 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию и признании утратившими силу отдельных положений» // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 23. – Ст. 4321.
  2. ГОСТ Р 21.1101–2020. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации. – Введ. 2021-01-01. – М.: Стандартинформ, 2020. – 56 с.
  3. Айроян З.А., Коркишко А.Н. Управление проектами нефтегазового комплекса на основе технологий информационного моделирования (BIM-технологий) // Нефтяное хозяйство. – 2016. – № 8. – С. 104-107.
  4. Горлов И.В. Необходимость внедрения BIM-технологии в нефтегазовую отрасль // Вестник магистратуры. – 2021. – № 11-2 (122). – С. 45-48.
  5. Luo S. et al. A sustainable BIM-based multidisciplinary framework for underground pipeline clash detection // Automation in Construction. – 2022. – Vol. 136. – P. 104142.

Поделиться

5

Гапоненко И. А. Внедрение информационного моделирования в проектирование трубопроводного транспорта углеводородов: анализ структуры и бизнес-процессов // Актуальные исследования. 2025. №43 (278). URL: https://apni.ru/article/13401-vnedrenie-informacionnogo-modelirovaniya-v-proektirovanie-truboprovodnogo-transporta-uglevodorodov-analiz-struktury-i-biznes-processov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Нефтяная промышленность»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (279)

Прием материалов

1 ноября - 7 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

12 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 ноября