Главная
АИ #43 (278)
Статьи журнала АИ #43 (278)
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Научный руководитель

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

дыхательная гимнастика
дети дошкольного возраста
дыхание
газообмен
профилактика заболеваний
развитие речи
работоспособность
психоэмоциональное состояние
упражнения
диафрагма
восстановление дыхания

Аннотация статьи

В работе рассматривается важность дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Подчеркивается, что дыхательная гимнастика является комплексом упражнений, направленных на укрепление дыхательной мускулатуры и улучшение газообмена. Обосновывается необходимость ее применения для улучшения работоспособности, развития речи, профилактики заболеваний и регуляции психоэмоционального состояния детей. Особое внимание уделено особенностям проведения дыхательных упражнений с учетом возрастных особенностей дошкольников. Приведены конкретные примеры упражнений по методике Стрельниковой А. Н., демонстрирующие практическую ценность представленного материала. Работа акцентирует внимание на важности разумного подхода к дыхательным практикам, подчеркивая противопоказания и необходимость наблюдения за состоянием ребенка во время занятий.

Текст статьи

Что такое дыхательная гимнастика?

Дыхание – это важнейший фактор в жизнедеятельности каждого человека. Для обеспечения успешного газообмена нужно понимать, как правильно использовать свою дыхательную систему и развивать ее. Поэтому, чтобы поддерживать и развивать здоровье человеческой дыхательной системы, врачи рекомендуют использование дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика – это набор упражнений, который способствует укреплению и развитию дыхательной мускулатуры, обеспечивающий совершенствование газообмена.

В данной статье значимое внимание хотелось бы посвятить дыхательной гимнастике именно для детей дошкольного возраста. Для чего она нужна? Думаю что многие люди знают, как слаб детский организм и его иммунная система. Дети нуждаются не только в поддержании здоровья, но его укреплении и становлении. И чтобы помочь в решении данной проблемы, рекомендуется использование дыхательной гимнастики. Так как дыхательные упражнения помогают в профилактике от простудных заболеваний, а также укреплении иммунитета ребенка. При постоянных занятиях дыхательными упражнениями повышается выносливость организма во время физической нагрузки, совершенствуется деятельность мозга и увеличивается объем легких.

Необходимость дыхательной гимнастики:

  1. Улучшение работоспособности ребенка. Дыхательные упражнения помогают доставлять большее количество кислорода в артериальную кровь, которая благодаря этому активно насыщает клетки мозга кислородом. Этот процесс улучшает работоспособность мозга ребенка, так как нейронам требуется непрерывная подача кислорода для активной деятельности. Таким образом, благодаря дыхательной гимнастике, ребенок лучше запоминает информацию и активно участвует в образовательном процессе! Это интересно: необходимый для формирования клеток азот люди получают не только из пищи, но и из воздуха. Определенные микробы и бактерии, живущие в нашем теле, из атмосферного азота вырабатывают те же аминокислоты, которые мы поглощаем с пищей и из которых потом формируются новые клетки. То есть оказывается, что при дыхании мы еще успеваем и подкрепиться!
  2. Развитие речи. Для того чтобы речь ребенок была правильно поставлена, нужно иметь соответствующее дыхание. Это объясняется тем, что дыхание принимает непосредственное участие в речевом процессе, а потому правильное и четкое произношение звуков во многом зависит от силы и направления воздушного потока. Необходимо научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи.
  3. Профилактика после заболеваний. Специалисты считаю дыхательную гимнастику одним из способов восстановления после перенесения коронавируса. Благодаря насыщению клеток кислородом, вследствие дыхательных упражнений, происходит предотвращение развития различных тяжелых осложнений после пневмонии и других инфекционных заболеваний. Помните, что здоровому человеку также полезно использовать дыхательные упражнения в своей повседневной жизни для поддержания здоровья! Но, не забывайте, что дыхательная гимнастика не заменит необходимого лечения при наличии острого заболевания или обострении хронического!
  4. Регуляция психоэмоционального состояния организма. Дыхание является единственной вегетативной функцией организма, на которую способен влиять человек. Произвольное влияние на дыхание помогает управлять функционированием физиологических систем. И в зависимости от типа упражнения, можно по-разному влиять на психоэмоциональное состояние: активизировать или успокаивать. Дыхание с более продолжительным вдохом приводит к активации (стимуляции) организма, а дыхание с более продолжительным выдохом, наоборот, вызывает успокаивающий эффект. Это интересно: любой стресс влияет на наше дыхание. Когда человек или животное испытывает стресс – оно замедляется. Это как раз тот случай, когда мы делаем что-то затаив дыхание. В этот момент организм фиксирует повышение уровня углекислого газа в крови и выбрасывает кортизол и адреналин (гормоны стресса) в кровь.

Особенности проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Как мы выяснили раннее, дыхательная гимнастика имеет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Но учитывая возраст, особенности поведения и неусидчивость ребенка, нужно уметь правильно проводить дыхательные упражнения, чтобы они действительно приносили пользу и не утомляли детей.

Поэтому при проведении дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Перед тем, как начать выполнять дыхательные упражнения Вам необходимо протереть пыль в помещении и проветрить его. Кстати, если погода за окном теплая и солнечная, смело проводите занятие на природе, так будет еще полезнее! Это интересно: исследования показали, что при занятиях на воздухе давление и пульс ниже, чем при такой же нагрузке в помещении, поэтому упражнения переносятся легче. К тому же Ваш организм получает намного больше кислорода!
  2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи. Самый лучший вариант – это проводить дыхательные занятия натощак. В другом случае, подождите минимум час после последнего приема пищи и далее, смело проводите занятие. Ведь физическая нагрузка приводит к неудобствам в желудке, тошноте и даже рвоте. Это связано с тем, что организм направляет большое количество крови в мышцы, которые используются во время занятий, тем самым уменьшая кровоток и энергию, необходимую для переваривания.
  3. Не стоит выполнять сразу много упражнений. Нагрузку постепенно увеличивают, увеличивая количество повторений и повышая сложность повторений. Так дети не будут быстро переутомляться и скучать на занятиях. Для более эффективной включенности детей в работу можно выполнять дыхательные упражнения в игровой форме или включить музыкальное сопровождение.
  4. Во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе. Так же важно учесть, что перед началом занятия, дети должны успокоиться, восстановить дыхание и иметь хорошее самочувствие. Но: дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
  5. Немедленно прекращайте выполнять упражнения, если ребенок: дышит слишком часто; резко побледнел или покраснел; жалуется, что у него онемели ручки или ножки; начали дрожать кисти его рук. Возможно, произошла гипервентиляция легких. В этом случае попросите ребёнка сложить ладошки лодочкой, окунуть в нее лицо и глубоко и выдохнуть в ладони несколько раз (2-3 обычно достаточно).

Статья подчеркивает важность этой практики для развития и укрепления здоровья маленьких детей. Дыхательные упражнения помогают улучшить непосредственно само дыхание, развить речь, расслабить организм и укрепить его от различных заболеваний. Кроме того, такие занятия помогают развитию навыков координации и двигательной активности. Таким образом, дыхательная гимнастика помогает не только физически, но и поддерживает здоровое психоэмоциональное состояние ребенка. Вы можете использовать доступные комплексы упражнений Стрельниковой и Бутейко для поддержания здоровья дыхательной системы. Начните выполнять эти упражнения регулярно, соблюдая все рекомендации, и вы почувствуете положительные изменения в своем самочувствии. Помните о важности консультации с врачом перед началом занятий, чтобы убедиться в отсутствии противопоказаний.

Список литературы

  1. Серазетдинова Л.И., Утегенова Н.Р., Шайдуллина Г.Г. Учебно-методическое пособие. Техника дыхательных упражнений как компонента системы оздоровления. Казань. 2016 г.
  2. Бутейко К.П. Дыхание по Бутейко. Москва. 2017 г.
  3. Пенькова С.Н. Формирование правильного речевого дыхания у детей-дошкольников. Москва. 2021 г.
  4. А.Н. Стрельниковой», Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика. Москва. 2010 г.
  5. Авторская методика Н.К. Новиковой «Комплекс дыхательной гимнастики с элементами полного дыхания», Москва. 2020 г.
  6. Лукашкова И.Л., Мискевич Т.В., Савицкая О.В. Методические рекомендации «Дыхательная гимнастика». Москва. 2008 г.

Поделиться

10

Свистелина Д. М. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2025. №43 (278). URL: https://apni.ru/article/13402-dyhatelnaya-gimnastika-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (279)

Прием материалов

1 ноября - 7 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

12 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 ноября