В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Именно игра создает необходимые психологические условия для всестороннего развития ребенка, формирования его личности.
С помощью подвижных игр решается множество задач. Они увеличивают двигательную активность, развивают память, мышление, речь, внимание, мелкую и общую моторику, воспитывают нравственно-волевые качества, повышают познавательную активность детей. Подвижные игры необходимо проводить как в помещении, так и на свежем воздухе в любое время года.
Содержание и организация подвижных игр разнообразны и многогранны. Их можно классифицировать по нескольким параметрам: по возрасту, по основным видам движений, по степени подвижности детей.
Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания, они воспитывают организованность, доброжелательность, стремление к взаимопомощи. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с положительным эмоциональным всплеском, ощущением свободы и радости.
Великое воспитательное значение заложено в правилах игры, так как ими определяется весь дальнейший ход игры. Сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, умение контролировать свое поведение. Выполняя правила игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, соперничать, помогать друг другу
Подвижные игры предполагают ознакомление с новым познавательным материалом, расширяющим кругозор ребенка. Именно поэтому необходимо, чтобы они содержали увлекательные упражнения в движении, игровой образ, сюрпризные моменты. Войдя в процесс игры, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его, он забывает о своих страхах и стеснении. Игровая ситуация разжигает интерес ребенка, а также несет воспитательный характер. Игра дает ребенку новые социальные представления, которые в дальнейшем возможно будет применить на практике.
Проводя анализ игры вместе с детьми, можно заметить, что они готовы к рефлексии: самостоятельно высказывают свое мнение об игре, положительно оценивают поступки своих товарищей, определяют проявление значимых качеств, таких как ловкость, смелость, выдержка и, главное, помощь товарищу.
Нельзя не оценить важность социальных функций, которые дает игра. Именно в игре ребенок становится участником субъект-объектных отношений. Он учится как самостоятельному, так и коллективному принятию решений. В этом процессе педагог нужен лишь для обучения воспитанников активной и самостоятельной игре. Только при соблюдении этих условий ребята научатся в игровых ситуациях быстро принимать решение и приводить его в исполнение, находить выход из критических ситуаций приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, а также регулировать степень внимания и мышечного напряжения при выполнении физических упражнений. Другими словами, ребята приобретут важные качества, которые будут необходимы им в дальнейшей жизни.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)