Главная
АИ #44 (279)
Статьи журнала АИ #44 (279)
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательной а...

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии
мультимедийные технологии
познавательный интерес
дошкольники
педагогический опыт

Аннотация статьи

В статье представлен педагогический опыт применения информационно-коммуникационных технологий в системе дошкольного образования, раскрыты их цели, виды и преимущества.

Текст статьи

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования, к которому современное общество предъявляет все более высокие требования. Современная стратегия развития информационного общества рассматривает компьютерные технологии как приоритет в образовании, которые позволяют предъявлять новые требования к управлению в дошкольном учреждении и к педагогам. В наше время трудно себе представить педагога, не использующего информационные ресурсы. Одним из требований к педагогам ФГОС ДО определяет владение ИКТ-компетенциями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста. При этом главным является не результат, а создание необходимых условий для всестороннего развития ребенка.

В современном образовательном пространстве педагогу просто необходимо уметь пользоваться современными информационными средствами обучения к таким относятся: мультимедийное оборудование, при этом он может создавать собственные образовательные ресурсы и применять их в своей педагогической практике.

К информационно-коммуникационным технологиям (далее ИКТ) можно отнести использование интернета, TV, видео, мультимедийных технологий, DVD, CD, аудиовизуального оборудования и т. д., то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития дошкольников. Главной целью ИКТ является повышение качества образования.

По мнению И. Г. Захаровой «использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников».

В своей практике мы применяем наиболее знакомые мультимедийные технологии (мультимедиа от анг. Multi – много, Media – среда), такие, как мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, интерактивные дидактические игры.

Преимуществами данных технологий является то, что информация, предъявляемая на экране компьютера, вызывает огромный интерес у ребенка, движения, звук, мультипликация привлекает внимание детей, а также способствуют индивидуализации обучения. Кроме того, используемые технологии позволяют моделировать ситуации, которые сложно встретить в повседневной жизни.

Воспитатели в своей педагогической деятельности могут применять готовые мультимедийные презентации в различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», а также создавать новые, вставлять новые слайды, нужные в данный момент в определенной возрастной группе.

Также развитию познавательной активности способствует показ виртуальных экскурсий. Виртуальная экскурсия представляет собой один из вариантов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников. Основным преимуществом данных экскурсий является то, что дети в ДОУ могут посетить и познакомиться с различными объектами, расположенными за не только за пределами детского сада и родного города, но и своей страны.

Данная форма может быть использована в воспитательно-образовательном процессе, а также при организации итоговых мероприятий по темам недели, позволяя закрепить уже изученный материал. Показ видеофрагментов дает возможность увидеть и услышать звуки природы, животных, совершить путешествие в различные объекты архитектуры, музеи, посмотреть произведения искусства, побывать в других странах.

Е. Н. Силина говорит о том, что «по форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов: фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд – шоу; видеоэкскурсия, комментариями к которой служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет».

Основываясь на вышеизложенном нами, была создана видеоэкскурсия по теме «Птицы нашего города» для средней группы детского сада. Основной целью которой было знакомство детей с птицами, живущими в нашем городе. При этом задачами данной экскурсии являлось воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе родного края, а также воспитание бережного отношения к природе. Дети с интересом рассматривали птиц и слушали их голоса. Показ птиц, их «пение» позволяют увидеть детям красоту родной природы, вызывают у них трепетные чувства и пробуждает желание оберегать ее.

Ведущим видом деятельности у дошкольников является – игра, поэтому ИКТ в ДОУ применяется в качестве средства позволяющее ребенку во время игры решать разнообразные игровые задачи, а также активизирует познавательный интерес дошкольника. Еще одним новым интересным видом мультимедийных технологий является создание и использование интерактивных дидактических игр. Воспитатель может использовать уже готовую игру, а может придумать и создать свой вариант игры, используя те материалы, которые интересны именно детям этого возраста в соответствии с календарно-тематическим планированием. Они также способствуют развитию познавательного интереса у детей. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

В своей педагогической деятельности мы применяем такие интерактивные игры, как «Перелетные птицы», «Дикие и домашние животные», «Профессии». Эти дидактические игры содержат элементы анимации, звуковые эффекты. Мультимедийная игра активизирует любознательность, привлекает внимание ребенка своим оформлением, анимацией. Все заданные эффекты запускаются по щелчку и возможно управление игрой непосредственно играющим ребенком.

Таким образом, применение ИКТ в детском саду возможно и необходимо, оно способствует повышению познавательного интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что использование ИКТ как средства способствует повышению качества образовательного процесса, выводит усвоение знаний детей дошкольного возраста на более высокий уровень.

Список литературы

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Г. Захарова / – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  2. Коваль А.Н. Использование ИКТ-технологий в детском саду / А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина // Молодой ученый, 2016. – № 7. – С. 648-650. – URL https://moluch.ru/archive/111/27863/ (дата обращения: 5.08.2018).
  3. Силина Е.Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений / Е.Н. Силина // Молодой ученый, 2016. – № 7.6. – С. 213-214. – URL https://moluch.ru/archive/111/27760 / (дата обращения: 5.08.2018).

Поделиться

97

Молчанова Л. Е., Бережная В. И., Иньякова Н. П. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников // Актуальные исследования. 2025. №44 (279). Ч.II. С. 96-98. URL: https://apni.ru/article/13413-informacionno-kommunikacionnye-tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoj-aktivnosti-doshkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (281)

Прием материалов

15 ноября - 21 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

26 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря