Главная
АИ #44 (279)
Статьи журнала АИ #44 (279)
Формирование основ медиакультуры у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ медиакультуры у детей старшего дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

блогер
медиакультура
медиапространство
старший дошкольный возраст

Аннотация статьи

Активное вовлечение современных детей в медиатворчество чрезвычайно актуально в современных условиях и требует осознанного медиаповедения, медиавоспитания, медиаобразования. Однако у детей старшего дошкольного возраста отсутствуют умения формулировать информационную потребность, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать смысловые итоги поиска и представлять их в виде нового медиаинформационного продукта своей точки зрения. Так, поиск новых форм и методических приемов привел к необходимости создания образовательного медиапространства в дошкольном образовательном учреждении, в котором каждый ребенок сможет раскрыть и развить свои способности на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Текст статьи

Успешное самоопределение личности, с одной стороны, является важным для общества и государства в целом, с другой стороны, является значимым фактором успешной жизнедеятельности самого человека. В связи с этим, в рамках Национального проекта

«Образование» успешно реализуются Федеральные проекты «Успех каждого ребёнка» и «Цифровая образовательная среда», цель которых – формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды.

Современные дошкольники родились в цифровую эпоху и активно интересуются информационно-коммуникативными технологиями. Они ловко управляются с различными электронными устройствами, не читая пособия и руководства; всевозможные Iphone, Ipad, смартфоны и т. д. стали неотъемлемой частью их жизни. Всё это указывает не только на рост их самостоятельности, огромный прорыв в развитии науки и техники, но и на изменение отношения современных родителей к выполнению своих обязанностей по воспитанию ребенка: их также интересует блогерство, digital, профессии удаленной работы.

В условиях современных вызовов «гаджетовского» сознания и компьютерной зависимости ребёнка, мы обязаны направить интерес ребенка в правильное русло: чтобы дети не зависали в гаджетах, а понимали весь потенциал этих устройств, который, конечно, не ограничивается играми, YouTube-каналом, мобильными приложениями TikTok, Like, Telegram и др.

Так, поиск новых форм и методических приемов привел нас к необходимости создания образовательного медиапространства в дошкольном образовательном учреждении, которое станет привлекательным и трендовым для дошкольников, в котором каждый ребенок сможет раскрыть и развить свои способности на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Проект «Детский взгляд на мир через объектив» по формированию основ медиакультуры у детей старшего дошкольного возраста» в полной мере соответствует приоритетным направлениям государственной политики.

Идея инновационного проекта «Детский взгляд на мир через объектив» по формированию основ медиакультуры у детей старшего дошкольного возраста является одной из форм реализации основного направления государственной и региональной политики развития образования в сфере активного включения информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательный процесс образовательного учреждения.

Инновация состоит в том, что в ходе проектной деятельности старшими дошкольниками создается практический медиаинформационный продукт для детей младшего дошкольного возраста. Так, внедрение медиатехнологий, электронных устройств, а также передача информации не в форме монолога «педагог-воспитанник», а в монолого-диалогической форме «воспитанник-воспитанник» улучшает понимание материала, вызывает дополнительный интерес, что ведет к повышению общей мотивации в обучении.

Умение использовать мультимедийные, интерактивные, цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, умение создавать собственные медиатексты, а главное применять их в своей профессиональной деятельности являются основополагающими приоритетами нового медиаинформационного стиля педагогической деятельности, предполагающего владение адекватным уровнем медиакультуры.

Уникальность проекта заключается не только в том, что материал прорабатывается более интенсивно, помимо этого воспитанники приобретают умения работы в группе, планирования деятельности, презентации изученной темы.

Содержанием проекта является то, что дошкольникам сообщаются не только знания, их готовят к самостоятельной практической деятельности, к умению добывать знания, получать радость от проделанной работы и достигнутого успеха, к умению творчески представлять результаты своего труда.

Намеченные планы по реализации этапов проекта обеспечивают возможность планомерной целенаправленной работы с отслеживанием ее результативности.

Кадровое и методическое обеспечение проекта позволяет обеспечить эффективную образовательную деятельность по формированию медиакультуры у детей старшего дошкольного возраста и качественную реализацию основного и заключительного этапов проекта.

Актуален вопрос решения проблемы развития медиаграмотности дошкольников в семье. Семейное чтение, совместные просмотры, обсуждение материалов средств массовой информации могут оказать ребенку действенную помощь в отборе, полноценном восприятии медиаинформации, использовании развивающего и образовательного потенциала средств массовой коммуникации. Создание медиаобразовательного союза семьи и дошкольного учреждения – залог формирования информационной культуры личности, способной активно и грамотно существовать в современном медиаинформационном обществе.

It-технологии – это уникальный инструмент, овладение которым даст возможность ребенку органично вписаться в контекст новой экономики и новой жизни. Фундаментальными составляющими образовательного медиапространства являются:

  • воспитание разносторонне развитой личности;
  • реализация творческих интересов;
  • развитие коммуникативных навыков.

Важную роль в медиадеятельности играет грамотность юного медийщика, которому нужно быть разносторонней личностью, иметь широкий кругозор, стремиться к постоянному саморазвитию и самообразованию. Важны знания о природе и обществе, о человеке, технике, науке, культуре своей страны, региона, особенностях других стран и народов, умения быть честным, порядочным, ответственным в информационном пространстве. При передаче знаний другим ребенок должен быть уверен в достоверности и надёжности передаваемой информации, в доверии и социальном признании, а также в самореализации. Исходя из подготовленной, но ещё не систематизированной информации, воспитанники стоят перед задачей преобразовать эту информацию путём оценивания, взвешивания и систематизации в знания. Такой процесс может произойти только на основе интенсивной коммуникации.

Как показывает имеющийся опыт, у детей старшего дошкольного возраста отсутствуют умения формулировать информационную потребность, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать смысловые итоги поиска и представлять их в виде нового медиаинформационного продукта своей точки зрения. По нашему мнению, создание медиаобразовательного пространства служит развитию мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.

Таким образом, для способных и одаренных детей проект «Детский взгляд на мир через объектив» особенно продуктивен, так как он предполагает обширный кругозор и довольно большой уровень знаний из различных областей. Дошкольники, не имеющие наличия большого уровня знаний, включаются в работу благодаря эмоциональному заряду, исходящему от других, более активных сверстников

Внешними положительными эффектами от внедрения данного проекта являются создание собственных и коллективных продуктов деятельности; участие в реализации творческих медиапроектов как альтернатива компьютерной зависимости детей; создание системы взаимодействия «Детский сад – семья – социум» как залога формирования информационной культуры личности; формирование у детей дошкольного возраста эмоционального комфорта, радости от участия в совместной со взрослыми деятельности.

Список литературы

  1. Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: материалы VII Международной научно-практической конференции / Забайкальский государственный университет; отв. ред. А.И. Улзытуева. – Чита: ЗабГУ, 2020 – 297 с.
  2. Инновационные методы управления образовательной организацией: учебно-методическое пособие [Текст] / А.В. Коптелов, Т.А. Абрамовских и др.; под. ред. В.Н. Кеспикова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017 – 112 с.
  3. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении дошкольного образования / сост. Н.А. Ковтун, Е.Н. Шутова. – Гомель: ГОИРО, 2017. ‒ 51 с.
  4. Смолер Е., Титовец Т. Концептуальные основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования Е. Смолер, Т. Титовец // Пралеска – 2018. – № 9. – С. 16-20.
  5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).

Поделиться

206

Ильченко Е. А., Давиденко Н. Ю. Формирование основ медиакультуры у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2025. №44 (279). Ч.II. С. 90-92. URL: https://apni.ru/article/13414-formirovanie-osnov-mediakultury-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#50 (285)

Прием материалов

13 декабря - 19 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января