Успешное самоопределение личности, с одной стороны, является важным для общества и государства в целом, с другой стороны, является значимым фактором успешной жизнедеятельности самого человека. В связи с этим, в рамках Национального проекта
«Образование» успешно реализуются Федеральные проекты «Успех каждого ребёнка» и «Цифровая образовательная среда», цель которых – формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды.
Современные дошкольники родились в цифровую эпоху и активно интересуются информационно-коммуникативными технологиями. Они ловко управляются с различными электронными устройствами, не читая пособия и руководства; всевозможные Iphone, Ipad, смартфоны и т. д. стали неотъемлемой частью их жизни. Всё это указывает не только на рост их самостоятельности, огромный прорыв в развитии науки и техники, но и на изменение отношения современных родителей к выполнению своих обязанностей по воспитанию ребенка: их также интересует блогерство, digital, профессии удаленной работы.
В условиях современных вызовов «гаджетовского» сознания и компьютерной зависимости ребёнка, мы обязаны направить интерес ребенка в правильное русло: чтобы дети не зависали в гаджетах, а понимали весь потенциал этих устройств, который, конечно, не ограничивается играми, YouTube-каналом, мобильными приложениями TikTok, Like, Telegram и др.
Так, поиск новых форм и методических приемов привел нас к необходимости создания образовательного медиапространства в дошкольном образовательном учреждении, которое станет привлекательным и трендовым для дошкольников, в котором каждый ребенок сможет раскрыть и развить свои способности на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Проект «Детский взгляд на мир через объектив» по формированию основ медиакультуры у детей старшего дошкольного возраста» в полной мере соответствует приоритетным направлениям государственной политики.
Идея инновационного проекта «Детский взгляд на мир через объектив» по формированию основ медиакультуры у детей старшего дошкольного возраста является одной из форм реализации основного направления государственной и региональной политики развития образования в сфере активного включения информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательный процесс образовательного учреждения.
Инновация состоит в том, что в ходе проектной деятельности старшими дошкольниками создается практический медиаинформационный продукт для детей младшего дошкольного возраста. Так, внедрение медиатехнологий, электронных устройств, а также передача информации не в форме монолога «педагог-воспитанник», а в монолого-диалогической форме «воспитанник-воспитанник» улучшает понимание материала, вызывает дополнительный интерес, что ведет к повышению общей мотивации в обучении.
Умение использовать мультимедийные, интерактивные, цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, умение создавать собственные медиатексты, а главное применять их в своей профессиональной деятельности являются основополагающими приоритетами нового медиаинформационного стиля педагогической деятельности, предполагающего владение адекватным уровнем медиакультуры.
Уникальность проекта заключается не только в том, что материал прорабатывается более интенсивно, помимо этого воспитанники приобретают умения работы в группе, планирования деятельности, презентации изученной темы.
Содержанием проекта является то, что дошкольникам сообщаются не только знания, их готовят к самостоятельной практической деятельности, к умению добывать знания, получать радость от проделанной работы и достигнутого успеха, к умению творчески представлять результаты своего труда.
Намеченные планы по реализации этапов проекта обеспечивают возможность планомерной целенаправленной работы с отслеживанием ее результативности.
Кадровое и методическое обеспечение проекта позволяет обеспечить эффективную образовательную деятельность по формированию медиакультуры у детей старшего дошкольного возраста и качественную реализацию основного и заключительного этапов проекта.
Актуален вопрос решения проблемы развития медиаграмотности дошкольников в семье. Семейное чтение, совместные просмотры, обсуждение материалов средств массовой информации могут оказать ребенку действенную помощь в отборе, полноценном восприятии медиаинформации, использовании развивающего и образовательного потенциала средств массовой коммуникации. Создание медиаобразовательного союза семьи и дошкольного учреждения – залог формирования информационной культуры личности, способной активно и грамотно существовать в современном медиаинформационном обществе.
It-технологии – это уникальный инструмент, овладение которым даст возможность ребенку органично вписаться в контекст новой экономики и новой жизни. Фундаментальными составляющими образовательного медиапространства являются:
- воспитание разносторонне развитой личности;
- реализация творческих интересов;
- развитие коммуникативных навыков.
Важную роль в медиадеятельности играет грамотность юного медийщика, которому нужно быть разносторонней личностью, иметь широкий кругозор, стремиться к постоянному саморазвитию и самообразованию. Важны знания о природе и обществе, о человеке, технике, науке, культуре своей страны, региона, особенностях других стран и народов, умения быть честным, порядочным, ответственным в информационном пространстве. При передаче знаний другим ребенок должен быть уверен в достоверности и надёжности передаваемой информации, в доверии и социальном признании, а также в самореализации. Исходя из подготовленной, но ещё не систематизированной информации, воспитанники стоят перед задачей преобразовать эту информацию путём оценивания, взвешивания и систематизации в знания. Такой процесс может произойти только на основе интенсивной коммуникации.
Как показывает имеющийся опыт, у детей старшего дошкольного возраста отсутствуют умения формулировать информационную потребность, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать смысловые итоги поиска и представлять их в виде нового медиаинформационного продукта своей точки зрения. По нашему мнению, создание медиаобразовательного пространства служит развитию мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.
Таким образом, для способных и одаренных детей проект «Детский взгляд на мир через объектив» особенно продуктивен, так как он предполагает обширный кругозор и довольно большой уровень знаний из различных областей. Дошкольники, не имеющие наличия большого уровня знаний, включаются в работу благодаря эмоциональному заряду, исходящему от других, более активных сверстников
Внешними положительными эффектами от внедрения данного проекта являются создание собственных и коллективных продуктов деятельности; участие в реализации творческих медиапроектов как альтернатива компьютерной зависимости детей; создание системы взаимодействия «Детский сад – семья – социум» как залога формирования информационной культуры личности; формирование у детей дошкольного возраста эмоционального комфорта, радости от участия в совместной со взрослыми деятельности.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)