Главная
Конференции
Практическая синергия: от фундаментальных исследований к прорывным технологиям
Трудовая деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольник...

Трудовая деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольный возраст
творческие способности
продуктивное воображение
трудовая деятельность
ручной труд
художественное творчество
коллективный труд

Аннотация статьи

В статье раскрывается значимость дошкольного возраста как ключевого этапа становления продуктивного воображения и творческих способностей, определяющих готовность к школе. Обосновывается, что ведущим средством развития творческого потенциала выступает трудовая деятельность в ее разных форматах: ручной труд и художественное творчество, коллективные и индивидуальные поручения, включение трудовых задач в игровые ситуации, а также хозяйственно-бытовой труд. Показано, что системное вовлечение детей в труд способствует формированию трудолюбия, ответственности, инициативности и самостоятельности, развивает когнитивные процессы (мышление, речь, память, внимание), мелкую моторику и художественно-конструктивные умения.

Текст статьи

Дошкольный возраст – ответственный период формирования творческих способностей ребенка. В это время формируется продуктивное воображение – основной индикатор готовности к школе. Благодаря различным видам деятельности активно формируются творческие способности ребенка. По мнению многих ученых эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, является продуктивные виды деятельности. Одним из наиболее эффективных средств развития творческого потенциала является труд, прежде всего трудовая деятельность через ручное и художественное творчество. На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит довольно важная задача, развития творческого потенциала нынешнего поколения. Без развития творческих способностей уже с раннего возраста, невозможно развитие уникальной и творческой личности. Детский труд играет ключевую роль в становлении личностных характеристик, таких как трудолюбие, чувство ответственности, предприимчивость, независимость и энергичность. Развитие позитивного восприятия труда не представляется возможным без обучения детей базовым трудовым умениям, навыкам, простейшему ручному труду, а также без вовлечения каждого ребенка в творческий процесс. Трудовая деятельность играет важную роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Она способствует развитию жизненных навыков, самостоятельности, ответственности, а также помогает раскрыть творческие способности у детей дошкольного возраста. Для маленьких детей важно заниматься различными видами деятельности, например такими как помощь родителям в домашних делах, участие в чистке игрушек, выращивание и уход за растениями, уход за животными и многое другое. Эти занятия помогают детям почувствовать себя полезными членами семьи и общества, формированию позитивного отношения к труду и развитию чувства ответственности. Творчество проявляется в исполнении производственных заданий, когда ребенок изобретает новые способы решения порученных ему задач. Например, ребёнок может предложить необычный способ прибраться в комнате или придумать оригинальный дизайн для строительства дома из кубиков. Поэтому творчество можно найти не только в традиционном искусстве, но и в повседневной работе. Труд создает условия для комплексного развития аналитического и синтетического мышления; речи, памяти, внимания; воображения и художественно-конструктивных способностей; тонких двигательных навыков рук, влияющих на сложность мысленных процессов. Сегодня мы наблюдаем растущую потребность в развитии творческого потенциала и самосовершенствовании детей дошкольного возраста. Активное стимулирование творчества на этом этапе жизни не только улучшает способность к обучению, но и готовит ребенка к успешному школьному обучению, что является ключевым фактором для формирования многогранной личности. Существуют различные формы организации трудовой деятельности дошкольников в образовательной способствующих развитию творческих способностей:

  • коллективный труд: (дети работают вместе, делят обязанности и учатся работать вместе);
  • индивидуальный труд: (каждый ребёнок справляется с задачей, поставленной перед ним, развивает личную инициативу и творчество);
  • форма игры: (использование игровых элементов дает возможность сделать процесс работы захватывающим и интересным для ребенка);
  • хозяйственно-бытовой труд: (оказание помощи взрослым в организации процессов безопасности в помещении и на площадке).

Взрослый человек должен создать обстановку, способствующую развитию творческих способностей ребенка. Сюда относятся предоставление творческих материалов и инструментов, создание атмосферы поддержки и поощрения инициативы, обсуждение результатов проделанной работы, а также демонстрация успешного опыта других детей. В образовательном процессе дошкольных учреждений педагоги традиционно придают труду существенное значение. Ключевыми компонентами в формировании у детей положительного отношения к труду являются освоение ими элементарных трудовых навыков и умений, включая ручной труд, а также проявление их творческой активности. Трудовая деятельность дошкольников становится более увлекательным и продуктивным занятием, при использовании игровых ситуаций (например, «одевание» дымковской игрушки, организация выставки народного творчества). Педагог демонстрирует образец, объясняет сложные элементы и использует наглядные пособия (магнитную доску, слайды и другие). В дошкольном учреждении трудовая деятельность может быть включена в абсолютно любой вид занятия, ведь на этом этапе развитие творческих способностей у дошкольников в образовательном учреждении, в большей степени реализуется, через совместную деятельность. Таким образом, трудовая деятельность, является мощным средством, позволяющим раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста. Регулярное привлечение детей к различным видам трудовой деятельности способствует формированию важных личных качеств, в том числе творческих способностей ребенка. Трудовая деятельность является эффективным инструментом для развития творческого потенциала у дошкольников. В детском саду для этого используются различные формы труда, включая дежурства, работу в природе, коллективные проекты, а также художественную и ручную работу. Особое значение имеет ручной труд, который способствует всестороннему развитию ребенка: от когнитивных способностей и психических процессов до мелкой моторики. Через ручной труд дети осваивают базовые трудовые навыки, создавая уникальные изделия, будь то аппликации, рисунки, оригами или поделки из природных материалов. Такая деятельность стимулирует инициативность, самостоятельность и позволяет дошкольникам видеть плоды своего труда, что напрямую влияет на развитие их творческой активности. Усердие и трудовые навыки не являются врожденными качествами, а формируются с первых лет жизни. Труд должен носить творческий характер, поскольку именно творческая деятельность способствует духовному обогащению личности. Физическое развитие также является следствием трудовой деятельности. И наконец, труд должен приносить удовлетворение, радость и способствовать развитию ребенка, в том числе и развитию его творческих способностей.

Список литературы

  1. Алексеева Е.М. Учить детей творчеству // Дополнительное образование. – 2003. – № 7. – С. 64.
  2. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4–7лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  3. Васильева М., Юнг Т.О. Развитие творческого потенциала дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С. 127.
  4. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995 г.

Поделиться

10

Канищева А. В. Трудовая деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников // Практическая синергия: от фундаментальных исследований к прорывным технологиям : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13418-trudovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostej-u-doshkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (279)

Прием материалов

1 ноября - 7 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

12 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 ноября