научный журнал «Актуальные исследования» #20 (23), октябрь '20

Использование технологии развития критического мышления на уроках физики как инструмента для реализации принципов ФГОС

В статье рассмотрены типы и этапы уроков по федеральному образовательному стандарту с использованием приемов технологии развития критического мышления на уроках физики.

Аннотация статьи
приемы технологии развития критического мышления
типы и этапы уроков по федеральному государственному образовательному стандарту
естественнонаучный цикл дисциплин
Ключевые слова

Главная задача преподавателя – организовать деятельность на уроке так, чтобы запустить механизмы развития обучающегося. Процесс самого развития зависит от того, как эта деятельность будет осуществляться. Л.С. Выгодский замечает, что никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка [3]. Тем не менее, традиционное обучение наряду с деятельностью ученика на уроке, отводило главенствующую роль объяснению преподавателем материала.

Что же нам говорит современный стандарт образования? Теперь преподаватель должен не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание. То есть процесс развития будет запускаться через самодвижение ребенка к цели через реализацию задач, но не в одиночку, а используя взаимодействие и конструктивный диалог как с преподавателем, так и с остальными участниками образовательного процесса.

Реализуя принципы ФГОС можно выбирать любые приемы и методы обучения, которые приводили к формированию УУД. Учитывая данные требования, преподавателю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо, предполагает реализацию трех этапов (вызов, осмысление и рефлексия), а по ФГОС рекомендуется выстраивать урок, используя 12 этапов. Стоит отметить, что они являются универсальными и легко внедряются в любую технологию, какую использует преподаватель на уроке. Одним из принципов технологии РКМЧП является опора на опыт обучаемых, что как раз согласуется с требованиями ФГОС, поэтому на начальной стадии (вызов) мотив к обучению создается через известный материал, проанализировав его, у кадета создается собственный мотив к дальнейшему изучению темы.

Данная технология богата различными приемами, используя которые преподаватель может организовать как индивидуальную, так и групповую деятельность кадет. Приемы технологии можно подобрать для любого этапа урока или воспользоваться стратегиями, которые структурируют урок для решения проблемного вопроса [1, 2]. В данной методической разработке приведены примеры технологических карт уроков, проводимых преподавателем в разных параллелях, с использованием всех типов урока согласно ФГОС.

Чтобы у кадета возник мотив к деятельности, необходимо затронуть его личные интересы или интересы общества, которые одновременно являются и его интересами как члена общества. Естественнонаучный цикл дисциплин, к которому относится физика, как раз затрагивает решение научных задач для удовлетворения социальные потребности общества и, если поставить кадета в роль исследователя, от которого зависит будущее развитие научных результатов, то мы создадим тот самый мотив, подтолкнув его к деятельности. Стоит обратить внимание и на имеющийся личный опыт и знания кадета по предмету. Следующей задачей стадии вызова является активизация кадет, осуществляемая при помощи приемов, техник и стратегий технологии. Однако, не все они универсальны, их стоило бы разделить по возрастному и предметному критериям. На уроке физики стоит обратить внимание на приемы, представленные в таблице (табл.1).

Таблица 1

Распределение приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в соответствии с этапами

Этапы

Задачи

Приемы/Способы

Педагогические средства

1 этап

1. Пробуждение познавательного интереса к теме

2. Определение направления изучения

3. Актуализация имеющихся знаний

- Беседа

- Прием «вопросы, очерчивающие содержательное поле проблемы»

- Эссе

- Ключевые фразы темы

- Сводная таблица «Плюс минус интересно»

-кубики Блума

-ЗХУ

- Корзина идей

Задания и упражнения на умение актуализации знаний

2 этап

1. Соотнесение имеющихся знаний с новой информацией

2. Активное восприятие нового материала

3. Выявление противоречий

- Инсёрт

- Толстые и тонкие вопросы

- Прием «Понятийно-терминологическая карта»

- Личностно-ориентированный текст

- Ключевые фразы темы

- Денотатный граф

- Прием Фишбоум

- Информационный лабиринт (баскетметод)

- Кластер

Задания и упражнения на умение объединять информацию, отображение взаимосвязи

3 этап

1. Самостоятельное обобщения изученного материала

2. Определение направлений развития изучаемой темы, предложение альтернативного способа

- Синквейн

- Дискуссия

- Кластеры

- ЗХУ

- 5 шляп мышления

- Кубики Блума

- Эссе

Задания и упражнения на умение интегрировать понятия, визуализировать мысли, принимать решения, умения самоанализа, самокорректировки

Как видно многие приемы направлены сразу на несколько стадий, что является несомненным плюсом, так как преподаватель, не нагружая кадет правилами применения приема, может работать с ним на всех трех стадиях. С другой стороны, в виду содержания той или иной стадии можно использовать наиболее подходящий прием, не нарушая технологии.

Рассмотрим, какие ресурсы урока предлагает задействовать преподавателю новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Во-первых, уроки предлагается разделить по целеполаганию на:

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности);
  • уроки развивающего контроля.

Во-вторых, изменения коснулись и структуры урока, который рекомендуется проводить, реализуя следующие этапы:

  1. Мотивирование на учебную деятельность.
  2. Актуализация знаний.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта решения проблемы.
  5. Реализация проекта.
  6. Коррекция.
  7. Первичное закрепление.
  8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  9. Включение в систему знаний.
  10. Рефлексия учебной деятельности.
  11. Объяснение домашнего задания.
  12. Оценивание.

В зависимости от типа урока представлены в таблице (табл. 2), этапы могут быть скорректированы преподавателем.

Таблица 2

Структура урока по типам уроков ФГОС [4]

Тип урока

Этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС

Урок открытия новых знаний

· Мотивационный этап.

· Этап актуализации знаний по теме.

· Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

· Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

· Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

· Первичное закрепление нового знания.

· Самостоятельная работа и проверка по эталону.

· Включение в систему знаний и умений.

Урок рефлексии

· Мотивационный этап.

· Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

· Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

· Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

· Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

· Обобщение выявленных затруднений.

· Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

· Включение в систему знаний и умений.

· Осуществление рефлексии.

Урок систематизации знаний

· Самоопределение.

· Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

· Постановка учебной задачи, целей урока.

· Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

· Реализация выбранного проекта.

· Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

· Этап рефлексии деятельности.

Урок развивающего контроля

· Мотивационный этап.

· Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

· Фиксирование локальных затруднений.

· Создание плана по решению проблемы.

· Реализация на практике выбранного плана.

· Обобщение видов затруднений.

· Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

· Решение задач творческого уровня.

· Рефлексия деятельности.

В-третьих, обучение по ФГОС нацелено на формирование универсальных учебных действий (УУД): личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Степень сформированности УУД влияет на выбор преподавателем учебной ситуации, так в старших классах можно опираться на уже накопленные знания по физике, а в среднем звене учебные ситуации нужно выстраивать на основе наблюдений, жизненного опыта, эмоционального восприятия.

Главное – адаптировать эту технологию к современным целям и задачам ФГОС.

Способы формирования критического мышления и особенности их внедрения в учебный процесс отражены в статье Т.В. Климовой [5]. Одним из принципов технологии является опора на опыт обучаемых, поэтому на начальной стадии (вызов) мотив к обучению создается через известный материал. Возвращаясь к стандарту ФГОС, в котором результатом урока является приобретаемые УУД кадетами, следует отметить, что также как в технологии развития критического мышления, здесь акцентируется внимание на способности использовать полученные знания. В статье [6] нами распределены приемы технологии, которые помогают формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Теперь мы знаем, что отличает традиционный урок от урока современного, ниже приведем пример фрагмента урока с применением данной технологии.

Стратегия, которая позволяет разбить общую тему на ряд причин и аргументов – это стратегия «Fishbone», используемая в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. При изучении темы «Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея» кадеты на основе результатов эксперимента (факты) объясняли причины, вызывающие появление электрического тока в замкнутом контуре (рисунок), а в конце урока сформулировали закон электромагнитной индукции. В ходе диалога участники

Рис. Стратегия «Fishbone» при изучении электромагнитной индукции на уроке физики

обогащают друг друга различными подходами к объяснению проблемы, разным ее видением и, следовательно, выступают друг для друга как определенная ценность.

Применяя на уроках физики современные образовательные технологии педагог, активизируя самостоятельную работу и стимулируя на конструктивный диалог, не остаются без внимания вопросы кадет такие как: «От чего зависит цвет неба?», «Почему возникает радуга?», «Почему мыльная пленка переливается всеми цветами радуги?», «Как разогревается пища на индукционной плите?», «Можно ли жить в вакууме?» и другие. Изучая тему на уроке, кадеты приводят множество примеров, задают вопросы. Любознательные кадеты получают творческое домашнее задание: состоящее в описании физических явлений в быту. Нередко из таких заданий получаются исследовательские проекты.

Ценность научных творческих работ не только в удовлетворении интересов кадета, но и в том, что, занимаясь ими, он вовлекается в активный процесс общения, приобретает бесценные знания и учится работать с различными источниками информации, а также правильно излагать свои мысли, делиться знаниями. Своим примером он активизирует познавательную деятельность сверстников и повышает интерес к изучаемым предметам.

Текст статьи
  1. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003. 284 с.
  2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие. / И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2009. 144 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991.
  4. Шутова Г. Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков. URL: https://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos (дата обращения: 09.08.2020).
  5. Климова Т.В. Способы формирования критического мышления студента / Т.В. Климова // Вестник Оренбургского гос. ун-та. - Оренбург, 2012. № 2. С. 55-62.
  6. Климова. Т.В. Формирование критического мышления обучаемых при изучении физики в свете новых стандартов / Т.В. Климова, Т.В., Ильясова // Вестник науки Сибири. 2014. № 4 (14). С.162-166.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября