Углубленная реализация национальной стратегии возрождения сельских районов и развитие новых методов сельскохозяйственного производства повысили требования к финансовым услугам в сельской местности. Провинция Хэйлунцзян, являясь «балластным камнем» национальной продовольственной безопасности, занимает особенно важное стратегическое положение в сельском хозяйстве.
Однако традиционная сельская финансовая система сталкивается с такими проблемами, как фрагментированность услуг, недостаточные механизмы координации и низкая эффективность услуг, что затрудняет её полную адаптацию к разнообразным потребностям современного развития сельского хозяйства.
Значимость данного исследования заключается в его способности обогатить теорию сельских финансовых систем и совместного управления на теоретическом уровне; а на практическом уровне оно предоставляет рекомендации по принятию решений для построения современной системы сельских финансовых услуг, соответствующей особенностям сельского хозяйства в холодном черноземном регионе Хэйлунцзяна и повышающей эффективность финансовой поддержки возрождения сельских районов.
Отечественные и зарубежные учёные провели обширные исследования систем сельских финансовых услуг, механизмов финансовой координации и инклюзивного финансирования. Однако существующие исследования в основном сосредоточены на макроэкономической политике или общем анализе моделей. Систематических исследований, изучающих, как различные финансовые институты могут сотрудничать и формировать синергию, особенно в таких крупных сельскохозяйственных провинциях, как Хэйлунцзян, пока недостаточно. Этот пробел в исследованиях служит важной отправной точкой и пространством для дальнейшего изучения в рамках данного исследования.
Создание диверсифицированного и основанного на сотрудничестве механизма финансирования сельских районов в провинции Хэйлунцзян направлено на достижение взаимовыгодной ситуации «доступных затрат, коммерческой устойчивости и контролируемых рисков» и следует четырем основным принципам: государственное руководство, доминирование на рынке, дополнительные преимущества и распределение рисков. Механизм разъясняет роли и обязанности различных субъектов: правительство отвечает за разработку на высшем уровне, политические стимулы и формирование кредитной среды; финансирование, основанное на политике, фокусируется на долгосрочных проектах общественного благосостояния для компенсации сбоев рынка; коммерческое финансирование способствует внедрению инноваций в сфере продуктов и услуг для достижения коммерческой устойчивости; кооперативное финансирование играет капиллярную роль, обслуживая фермеров на местах; а страховые и гарантийные организации выполняют функции снижения рисков и повышения кредитного качества. Для достижения эффективного сотрудничества механизм предусматривает четыре ключевых метода работы: во-первых, создание информационной платформы сельскохозяйственного кредитования на провинциальном уровне для устранения барьеров в данных между правительством, банками и предприятиями и создания механизма обмена информацией; во-вторых, продвижение моделей сотрудничества «банк-государственное страхование» и «банк-гарантия», создание фонда компенсации рисков и формирование механизма распределения рисков; в-третьих, развитие комбинированных услуг, таких как «кредит + страхование + фьючерсы» и «финансирование цепочки поставок», для внедрения инновационных механизмов взаимосвязи продуктов; и, в-четвертых, совершенствование механизмов совместимости стимулов посредством дифференцированного надзора, фискальных субсидий, налоговых льгот и других инструментов политики. Например, провинция Хэйлунцзян интегрирует многомерные данные через свою платформу «Умная деревня» для обеспечения быстрого онлайн-одобрения кредитов; осуществляет кредитование под залог скота в секторе животноводства, динамически отслеживая залоговые активы с помощью технологии Интернета вещей; и использует технологию блокчейн для регистрации информации о транзакциях в сфере финансирования цепочки поставок, повышая эффективность передачи кредитов. Эти практики показывают, что механизмы сотрудничества могут значительно повысить эффективность финансовых услуг. К 2025 году совокупный объём освоения соответствующих инновационных продуктов превысил 180 млрд юаней, что позволило охватить 310 000 сельскохозяйственных предприятий, при этом процентные ставки по кредитам примерно на 20% ниже, чем по традиционным офлайн-продуктам. В настоящее время по-прежнему необходимо решать такие проблемы, как неравномерный охват сельской цифровой инфраструктурой и межведомственные барьеры в области передачи данных. В будущем необходима дальнейшая оптимизация политического руководства для содействия глубокой интеграции технологических приложений с характерными сельскохозяйственными отраслями, что позволит комплексно повысить эффективность финансовой поддержки возрождения сельских районов.
Практика провинции Хэйлунцзян показывает, что чёткое определение ролей и распределение труда между различными субъектами, такими как правительство, финансирование на основе политики, коммерческое финансирование, кооперативное финансирование, страховые и гарантийные учреждения, а также разработка четырёх ключевых механизмов: обмена информацией, распределения рисков, увязки продуктов и совместимости стимулов, – позволяет существенно повысить эффективность и охват финансовых услуг. Например, продвижение модели «сельскохозяйственные большие данные + финансирование», внедрение ипотечных кредитов для животноводства и птицеводства, а также применение технологии блокчейн в финансировании цепочек поставок – всё это позволило добиться значительных результатов, выдав большое количество кредитов и эффективно обслуживая многочисленных сельскохозяйственных операторов. Однако неравномерный охват сельской цифровой инфраструктуры и межведомственные барьеры в области данных остаются проблемами, которые необходимо решить в будущем.
В перспективе развитие сельского финансирования в провинции Хэйлунцзян требует дальнейшего укрепления политического руководства, содействия глубокой интеграции финансовых технологий и характерных сельскохозяйственных отраслей, а также постоянной оптимизации механизмов сотрудничества. Только путём непрерывного углубления структурной реформы в сфере финансового предложения можно комплексно повысить эффективность финансовой поддержки возрождения сельских районов, обеспечив «хэйлунцзянское решение», которое можно использовать для развития сельского финансирования в Хэйлунцзяне и других аналогичных сельскохозяйственных регионах по всей стране.

.png&w=640&q=75)