Формирование государственного задания на региональном уровне тесно связано с основами социально-экономического планирования и программно-целевого управления.
Социально-экономическое планирование лежит в основе разработки государственных программ, которые включают в себя комплекс мер и мероприятий, направленных на решение первостепенных проблем с заданными временными рамками. Такие программы разрабатываются на основе долгосрочных целей социально-экономического развития страны и региона.
Программно-целевой подход – инструмент стратегического управления развитием экономики. Его суть заключается в отборе приоритетных направлений социального и экономического развития, разработке мероприятий по достижению поставленных целей в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами [2, с. 10-25].
Государственное задание представляет собой документ, устанавливающий задачи, которые должны быть выполнены в рамках государственной программы, с учётом особенностей региона. Его формирование требует учёта экономических, социальных и экологических факторов, а также технологических изменений, в том числе цифровизации.
В современных условиях социально-экономическое планирование в регионах сталкивается с новыми вызовами – быстро меняющейся экономической ситуацией, ростом цифровизации и повышенными требованиями к прозрачности и эффективности государственных программ. В таких условиях формирование государственного задания становится не просто бюрократической процедурой, а важным инструментом, который помогает выстроить чёткие ориентиры развития региона и эффективно распределить ресурсы.
Модернизация планирования требует от органов власти применять новые подходы и технологии, чтобы государственные задания отражали реальные потребности и возможности региона. Это позволяет повысить управляемость и добиться лучших результатов в реализации программ социально-экономического развития [1, с. 15-25].
Государственное задание – это инструмент, с помощью которого органы исполнительной власти планируют и контролируют выполнение мероприятий в различных сферах, включая социальную политику, экономику, образование и здравоохранение. В региональном контексте это задание отражает приоритеты и цели, направленные на развитие территории с учётом ее уникальных особенностей.
Теоретической основой является концепция программно-целевого планирования, которая предполагает формирование целей, задач и показателей эффективности государственных программ в едином цикле планирования и контроля. Такой подход способствует повышению прозрачности и подотчетности органов власти [3].
В условиях современной экономики важна адаптация государственного задания к изменениям в экономической среде и социальном контексте. Это требует не только своевременного обновления целей и задач, но и внедрения новых методик оценки эффективности, в том числе с использованием цифровых инструментов анализа данных.
Сегодня региональные органы власти сталкиваются со многими вызовами, влияющими на формирование государственного задания, например вопросы цифровизации и развития информационных технологий, общей экономической обстановки, роль общественного влияния, необходимость переподготовки кадров и др.
Для наглядности вызовы, их описание и возможные инструменты решения представлены в таблице.
Таблица
Вызовы при формировании государственного задания и инструменты их преодоления (составлено автором на основе [4, с. 28-38])
Вызовы  | Описание  | 
Цифровизация и информационные технологии  | Внедрение цифровых платформ для сбора и обработки данных позволяет получать более точные и своевременные показатели эффективности программ, что улучшает процесс планирования и корректировки заданий. Инструменты, применяемые для решения, например: 
  | 
Изменение экономической конъюнктуры  | Экономическая нестабильность и внешние вызовы требуют гибкости в планировании, чтобы оперативно перенаправлять ресурсы и адаптировать приоритеты развития. Для решения данной проблемы применяется: 
  | 
Повышение требований к прозрачности  | Общественный контроль и растущая роль гражданского общества делают необходимым обеспечение открытости и доступности информации о ходе реализации государственных заданий. Основными направлениями для преодоления вызова являются: 
  | 
Интеграция межведомственного взаимодействия  | Эффективное планирование требует координации между различными ведомствами и уровнями власти для исключения дублирования и повышения эффективности использования ресурсов. Для данной проблемы можно выделить решения в виде: 
  | 
Кадровые и организационные вызовы  | Недостаток компетенций управленческого персонала и сопротивление изменениям замедляют модернизацию планирования. Среди инструментов можно выделить: 
  | 
Представленная таблица отражает основные вызовы, с которыми сталкиваются региональные органы власти при формировании государственного задания в современных условиях, а также ключевые инструменты и подходы для их преодоления. Использование цифровых технологий, гибких методик планирования, обеспечение прозрачности и развитие межведомственного взаимодействия являются необходимыми условиями для повышения эффективности и адаптивности социально-экономического планирования. Кроме того, внимание к кадровым и организационным аспектам способствует успешной реализации нововведений и укреплению управленческого потенциала региона.
Процесс формирования государственного задания включает несколько этапов:
- Анализ текущей социально-экономической ситуации и выявление приоритетных направлений развития региона;
 - Формирование целей и задач, основанных на стратегии регионального развития и федеральных нормативных актах;
 - Определение ключевых показателей эффективности (KPI) для оценки достижения целей;
 - Распределение ресурсов и установление сроков выполнения мероприятий;
 - Мониторинг и корректировка задания на основе текущих результатов и изменений внешних условий.
 
Для повышения эффективности используются современные цифровые платформы, позволяющие автоматизировать сбор и анализ данных, а также повысить взаимодействие между органами власти и общественностью [6, с. 45-53].
Для успешной модернизации формирования государственного задания рекомендуется [5, с. 50-60]:
- Внедрять цифровые инструменты управления и анализа данных, которые помогут более точно формировать задания и оценивать их выполнение.
 - Усилить межведомственное взаимодействие и обеспечить обмен информацией между различными структурами;
 - Обеспечить прозрачность и доступность информации о государственных заданиях для населения и заинтересованных сторон;
 - Адаптировать государственные задания к изменениям экономической ситуации, сохраняя гибкость и оперативность корректировок.
 
Формирование государственного задания в современных условиях требует переосмысления подходов к планированию и управлению. Модернизация социально-экономического планирования с учётом цифровизации, изменяющейся экономической ситуации и растущих требований к прозрачности позволяет сделать процесс более гибким, эффективным и ориентированным на реальные потребности региона. Внедрение инновационных методов и технологий становится важным фактором успешной реализации государственных программ и достижения стратегических целей развития.

.png&w=640&q=75)