Главная
Конференции
Практическая синергия: от фундаментальных исследований к прорывным технологиям
Региональное управление государственным заданием в условиях модернизации социаль...

Региональное управление государственным заданием в условиях модернизации социально-экономического планирования

Секция

Политология

Ключевые слова

государственное задание
социально-экономическое планирование
модернизация
региональное развитие
цифровизация
государственные программы

Аннотация статьи

Формирование государственного задания в условиях модернизации социально-экономического планирования региона представляет собой совокупность инструментов, обеспечивающих реализацию приоритетов регионального развития с учетом современных вызовов – цифровизации, изменения экономической ситуации и необходимости эффективного межведомственного взаимодействия. В статье анализируются подходы к адаптации государственных программ к новым условиям, направленные на повышение качества управленческих решений и оптимизацию использования ресурсов. Особое внимание уделено внедрению цифровых технологий и обеспечению прозрачности процессов, что способствует устойчивому социально-экономическому развитию регионов. Рассматриваются также механизмы преодоления вызовов, связанных с межведомственным взаимодействием, кадровыми вопросами и необходимостью повышения гибкости планирования в изменяющейся внешней среде.

Текст статьи

Формирование государственного задания на региональном уровне тесно связано с основами социально-экономического планирования и программно-целевого управления.

Социально-экономическое планирование лежит в основе разработки государственных программ, которые включают в себя комплекс мер и мероприятий, направленных на решение первостепенных проблем с заданными временными рамками. Такие программы разрабатываются на основе долгосрочных целей социально-экономического развития страны и региона.

Программно-целевой подход – инструмент стратегического управления развитием экономики. Его суть заключается в отборе приоритетных направлений социального и экономического развития, разработке мероприятий по достижению поставленных целей в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами [2, с. 10-25].

Государственное задание представляет собой документ, устанавливающий задачи, которые должны быть выполнены в рамках государственной программы, с учётом особенностей региона. Его формирование требует учёта экономических, социальных и экологических факторов, а также технологических изменений, в том числе цифровизации.

В современных условиях социально-экономическое планирование в регионах сталкивается с новыми вызовами – быстро меняющейся экономической ситуацией, ростом цифровизации и повышенными требованиями к прозрачности и эффективности государственных программ. В таких условиях формирование государственного задания становится не просто бюрократической процедурой, а важным инструментом, который помогает выстроить чёткие ориентиры развития региона и эффективно распределить ресурсы.

Модернизация планирования требует от органов власти применять новые подходы и технологии, чтобы государственные задания отражали реальные потребности и возможности региона. Это позволяет повысить управляемость и добиться лучших результатов в реализации программ социально-экономического развития [1, с. 15-25].

Государственное задание – это инструмент, с помощью которого органы исполнительной власти планируют и контролируют выполнение мероприятий в различных сферах, включая социальную политику, экономику, образование и здравоохранение. В региональном контексте это задание отражает приоритеты и цели, направленные на развитие территории с учётом ее уникальных особенностей.

Теоретической основой является концепция программно-целевого планирования, которая предполагает формирование целей, задач и показателей эффективности государственных программ в едином цикле планирования и контроля. Такой подход способствует повышению прозрачности и подотчетности органов власти [3].

В условиях современной экономики важна адаптация государственного задания к изменениям в экономической среде и социальном контексте. Это требует не только своевременного обновления целей и задач, но и внедрения новых методик оценки эффективности, в том числе с использованием цифровых инструментов анализа данных.

Сегодня региональные органы власти сталкиваются со многими вызовами, влияющими на формирование государственного задания, например вопросы цифровизации и развития информационных технологий, общей экономической обстановки, роль общественного влияния, необходимость переподготовки кадров и др.

Для наглядности вызовы, их описание и возможные инструменты решения представлены в таблице.

Таблица

Вызовы при формировании государственного задания и инструменты их преодоления (составлено автором на основе [4, с. 28-38])

Вызовы

Описание

Цифровизация и информационные технологии

Внедрение цифровых платформ для сбора и обработки данных позволяет получать более точные и своевременные показатели эффективности программ, что улучшает процесс планирования и корректировки заданий.

Инструменты, применяемые для решения, например:

  1. Разработка и внедрение региональных цифровых платформ для сбора и анализа данных;
  2. Использование искусственного интеллекта и машинного обучения для анализа больших данных;
  3. Обучение специалистов по работе с большими данными;
  4. Интеграция информационных систем для улучшения межведомственного обмена.

Изменение экономической конъюнктуры

Экономическая нестабильность и внешние вызовы требуют гибкости в планировании, чтобы оперативно перенаправлять ресурсы и адаптировать приоритеты развития.

Для решения данной проблемы применяется:

  1. Адаптация госпрограмм к изменениям экономической ситуации;
  2. Разработка механизмов быстрого реагирования на кризисные явления;
  3. Оценка рисков и возможности их минимизации.

Повышение требований к прозрачности

Общественный контроль и растущая роль гражданского общества делают необходимым обеспечение открытости и доступности информации о ходе реализации государственных заданий.

Основными направлениями для преодоления вызова являются:

  1. Усиление общественного контроля;
  2. Повышение доступности данных о государственных программах;
  3. Разработка системы обратной связи с гражданами.

Интеграция межведомственного взаимодействия

Эффективное планирование требует координации между различными ведомствами и уровнями власти для исключения дублирования и повышения эффективности использования ресурсов.

Для данной проблемы можно выделить решения в виде:

  1. Устранения дублирования функций между ведомствами;
  2. Повышения координации между уровнями власти;
  3. Развития межведомственного обмена информацией.

Кадровые и организационные вызовы

Недостаток компетенций управленческого персонала и сопротивление изменениям замедляют модернизацию планирования.

Среди инструментов можно выделить:

  1. Обучение и повышение квалификации кадров в области программно-целевого планирования;
  2. Привлечение экспертов для внедрения лучших практик;
  3. Преодоление сопротивления изменениям через эффективную коммуникацию.

Представленная таблица отражает основные вызовы, с которыми сталкиваются региональные органы власти при формировании государственного задания в современных условиях, а также ключевые инструменты и подходы для их преодоления. Использование цифровых технологий, гибких методик планирования, обеспечение прозрачности и развитие межведомственного взаимодействия являются необходимыми условиями для повышения эффективности и адаптивности социально-экономического планирования. Кроме того, внимание к кадровым и организационным аспектам способствует успешной реализации нововведений и укреплению управленческого потенциала региона.

Процесс формирования государственного задания включает несколько этапов:

  1. Анализ текущей социально-экономической ситуации и выявление приоритетных направлений развития региона;
  2. Формирование целей и задач, основанных на стратегии регионального развития и федеральных нормативных актах;
  3. Определение ключевых показателей эффективности (KPI) для оценки достижения целей;
  4. Распределение ресурсов и установление сроков выполнения мероприятий;
  5. Мониторинг и корректировка задания на основе текущих результатов и изменений внешних условий.

Для повышения эффективности используются современные цифровые платформы, позволяющие автоматизировать сбор и анализ данных, а также повысить взаимодействие между органами власти и общественностью [6, с. 45-53].

Для успешной модернизации формирования государственного задания рекомендуется [5, с. 50-60]:

  • Внедрять цифровые инструменты управления и анализа данных, которые помогут более точно формировать задания и оценивать их выполнение.
  • Усилить межведомственное взаимодействие и обеспечить обмен информацией между различными структурами;
  • Обеспечить прозрачность и доступность информации о государственных заданиях для населения и заинтересованных сторон;
  • Адаптировать государственные задания к изменениям экономической ситуации, сохраняя гибкость и оперативность корректировок.

Формирование государственного задания в современных условиях требует переосмысления подходов к планированию и управлению. Модернизация социально-экономического планирования с учётом цифровизации, изменяющейся экономической ситуации и растущих требований к прозрачности позволяет сделать процесс более гибким, эффективным и ориентированным на реальные потребности региона. Внедрение инновационных методов и технологий становится важным фактором успешной реализации государственных программ и достижения стратегических целей развития.

Список литературы

  1. Захаров Д.Ю. Автоматизация государственного планирования: современные цифровые решения // Информационные технологии в экономике. – 2023. – № 1. – С. 15-25. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infotech-economy.ru/article/view/78910 (дата обращения: 21.10.2025).
  2. Иванов А.П. Современные подходы к социально-экономическому планированию регионов // Региональная экономика и управление. – 2022. – № 1. – С. 10-25. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journals.hse.ru/regionec/article/view/98765 (дата обращения: 21.10.2025).
  3. Козлова Е.И. Инновационные стратегии развития регионов в условиях цифровой экономики. – М.: Инфра-М, 2022. – 280 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infra-m.ru/books/65432 (дата обращения: 21.10.2025).
  4. Лебедев С.К. Гибкость планирования в условиях экономических вызовов // Экономика и управление. – 2021. – № 5. – С. 28-38. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://econmanage.ru/article/view/23456 (дата обращения: 21.10.2025).
  5. Орлов А.П. Межведомственное взаимодействие в условиях цифровой трансформации регионального управления // Журнал региональной политики. – 2022. – № 4. – С. 50-60. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regionpolicy.ru/article/view/34567 (дата обращения: 21.10.2025).
  6. Петров И.В. Внедрение информационных технологий в социально-экономическое развитие регионов // Экономика региона. – 2022. – № 3. – С. 45-53. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://econregion.ru/article/view/78901 (дата обращения: 21.10.2025).

Поделиться

10

Вифлянцева Е. А. Региональное управление государственным заданием в условиях модернизации социально-экономического планирования // Практическая синергия: от фундаментальных исследований к прорывным технологиям : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13429-regionalnoe-upravlenie-gosudarstvennym-zadaniem-v-usloviyah-modernizacii-socialno-ekonomicheskogo-planirovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Политология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (279)

Прием материалов

1 ноября - 7 ноября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

12 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 ноября