Особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников
научный журнал «Актуальные исследования» #20 (23), октябрь '20

Особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников

В статье раскрыты основные положения понятия «эмоциональный интеллект». Выделены функции эмоционального интеллекта. Раскрыты психолого-педагогические особенности младших школьников. Обобщены эмпирические исследования, направленные на изучение особенностей развития эмоционального интеллекта у младших школьников современной школы Республики Татарстан. Определены уровни развития компонентов эмоционального интеллекта.

Аннотация статьи
эмоции
младший школьник
идентификация эмоций
интеллект
эмоциональный интеллект
Ключевые слова

В современной психолого-педагогической науке изучение природы и составляющих эмоционального интеллекта и особенностей его развития в младшем школьном возрасте является востребованной и актуальной. Сложность и противоречивость данного направления исследования проявляется, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Это обусловлено тем, что понятие «эмоциональный интеллект» – впервые появляется в зарубежной психологической науке в работах Дж.Мейера, Д. Гоулмэна, П. Сэловея в ХХ веке и после используется в отечественной науке [1]. Однако исследования последних десятилетий в разработку самого понятия так и не внесли ясности. В современном обществе понятие «эмоциональный интеллект» несет скорее коммерционализированное понятие, некий бренд, чем научное понятие, требующее детального исследования [1, 5]. Однако теоретический анализ позволяет выдвинуть иную точку зрения на данное понимание. Понятие «эмоциональный интеллект» возникает при разработке социального интеллекта, который согласно трудам Э.Трондайка представляет собой способность человека понимать других людей, поступать мудро в отношении других. Основной функцией эмоционального интеллекта является прогнозирование поведения, наиболее вероятных реакций других людей.

 Способность выстраивания информации, формировать заключение при минимуме информации – это функция интеллекта, при этом, если информация относится к эмоциональной сфере, то можно выделить отдельно эмоциональный интеллект как самостоятельный психологический феномен. В своих трудах Д. Гоулмэн выделял, что эмоциональный интеллект напрямую влияет на успешность человека в жизни [5].

Так, эмоциональный интеллект – это способность воспринимать и понимать проявляемые человеком эмоции, а также управлять своими эмоциями на основе интеллектуальных процессов; способность определять свои эмоциональные состояния и эмоции других людей, для успешного использования полученной информации в реализации собственных целей (Д. Гоулмен) [5]. Таким образом, можно выделить, что эмоциональный интеллект – системное интегративное образование.

В эмоциональном интеллекте выделены следующие компоненты: восприятие, понимание, идентификация эмоций, поведение в соответствии с эмоциональными переживаниями. Развитие эмоционального интеллекта позволяет личности осознавать собственные эмоции, управлять ими. А также распознавать эмоциональные проявления других людей. Так, способность понимать эмоции позволяет устанавливать факт наличия переживания эмоциональных состояний. Идентификация эмоций позволяет определять, какая эмоция переживается человеком и подобрать соответствующее для этого словесное выражение. Понимание эмоций предполагает понимание причин, которые вызвали данную эмоцию и к каким следствиям приведет данная эмоция. Способность управлять эмоциональными состояниями предполагает контроль человека интенсивности их проявления, способность приглушать чрезмерно сильные их проявления, контроль внешнего их проявления, произвольное проявление данных эмоций [1].

Актуальность развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте обусловлено психолого-педагогическими особенностями детей на данном этапе онтогенеза. В этот период происходит активное развитие эмоциональной сферы младших школьников, совершенствуется самосознание, возможности к рефлексии, умение принимать сторонний взгляд на ситуацию, а также учитывать чувства и потребности другого человека. В начальной школе постепенно развивается саморегуляция поведения в процессе ежедневного выполнения школьных обязанностей, соблюдения норм поведения в школе, соответствие предъявляемым требованиям от учителя учащимся, а позже со стороны коллектива [3].

В рамках нашего исследования было проведено эмпирическое изучение особенностей развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Цель – провести анализ развития компонентов эмоционального интеллекта младших школьников. Выборку составили 60 учащихся 3 классов, средний возраст испытуемых – 9,5 лет.

Были применены следующие методики: «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, диагностическая серия №2 для определения сформированности процессов распознавания и понимания эмоциональных состояний, а также определения уровня идентификаций эмоций младшими школьниками [2]. «Эмоциональная пиктограмма» в модификации М.А, Кузьмищевой для выявления когнитивно-аффективного компонента эмоционального интеллекта младших школьников и методика «Что-почему-как» по М.А. Нгуен [4]. В ходе исследования эмоционального интеллекта младшим школьникам предлагалось рассмотреть предложенные картинки и рассказать про изображенных на них людей. Люди изображены в разных эмоциональных ситуациях: «день рождения», «нападение», «драка», «расставание».

Результаты по компонентам восприятия, понимания и идентификации эмоциональных состояний младшими школьниками: среди учащихся 3 классов восприятие эмоциональных состояний высокий уровень имеют 19%, средний уровень – 45% и низкий уровень выявлен у 36% учащихся. Понимание эмоциональных состояний выявлено на низком уровне у 60% исследуемых, на среднем уровне выявлено у 33% исследуемых и только 17% исследуемых имеют высокий уровень. Идентификация эмоциональных состояний на низком уровне выявлено у 35% исследуемых, 52% исследуемых имеют средний уровень и только 13% исследуемых имеют высокий уровень идентификации эмоциональных состояний.

По методике «Эмоциональная пиктограмма» были получены следующие результаты: 58% имеют средний уровень восприятия эмоций. Исследуемые испытали затруднения в вербализации таких сложных эмоций, как ревность, удивление, презрение и зависть. Высокий уровень выявлен у 15% исследуемых, которые распознали и назвали сложные эмоциональные состояния. Низкий уровень выявлен у 27% исследуемых, которые из 10 предложенных модальностей смогли распознать 4-6 эмоции и испытывали сложности при их назывании.

По методике «Что-почему-как» по М.А. Нгуена были получены следующие результаты исследования эмоционального интеллекта младших школьников. Средний уровень решения проблемных ситуаций выявлен у 58% исследуемых, 29% имеют низкий уровень развития эмоционального интеллекта и 13% исследуемых показали высокий уровень восприятия и объяснения ситуации по картинкам, верно объяснили сложившуюся ситуацию и смогли опираться на эмоции участников, сами принимали решения на основе распознанных эмоциональных состояний.

Таким образом, эмпирическое изучение особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников показало, что большинство исследуемых имеют средний и низкий уровень развития восприятия, распознавания и понимания своих и у других людей эмоциональных состояний. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости подбора психолого-педагогических условий для эффективного развития эмоционального интеллекта.

Текст статьи
  1. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57-65.
  2. Изотова М.А. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учебн. Заведений / М.А. Изотова, Е.В. Никифорова. – М., 2004. – 288 с.
  3. Завьялова, Ж. Эмоциональный интеллект EQ / Ж. Завьялова // Управление персоналом. – 2006. – № 7. – С. 40-42.
  4. Нгуен М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника / М.А. Нгуен // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 83-85.
  5. Goleman D. Emotional intelligence / D. Goleman. – New York: Bantam Books, 2005. – 358 p.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 06 марта по 12 марта
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
16 марта
Загрузка в elibrary
16 марта
Рассылка печатных экземпляров
22 марта