Главная
АИ #44 (279)
Статьи журнала АИ #44 (279)
Патриотическое воспитание подростков: концепция и методика реализации проекта «Я...

Патриотическое воспитание подростков: концепция и методика реализации проекта «Я люблю свою Родину»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

педагогика
психология
патриотическое воспитание

Аннотация статьи

Проблема патриотического воспитания несовершеннолетних приобрела особую остроту в эпоху цифровизации и модернизации традиционных ценностей. Сегодня молодежь зачастую испытывает дефицит истинных идеалов, заменяя их материальной выгодой и потребительскими предпочтениями. В условиях массового распространения западных культурных стандартов возникает угроза утраты уникальности русской культуры и потери исторической памяти. Таким образом, восстановление интереса к собственной истории и воспитанию гражданских добродетелей становится важнейшей задачей современности.

Текст статьи

Актуальность и цель исследования

В настоящее время патриотизм обретает особую значимость в контексте современного российского общества. В условиях трансформирующейся системы ценностей и образовательных парадигм, одной из приоритетных задач становится формирование духовно-нравственных качеств у граждан Российской Федерации. Проблема патриотизма обостряется в условиях активного распространения западных ценностей и нарастающего влияния информационно-коммуникационных технологий, что ведет к изменению традиционных взглядов и снижению уровня сознательного отношения к исторической памяти и гражданским обязанностям.

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности управления проектом по патриотическому воспитанию подростков «Я люблю свою Родину».

Научно-теоретические основания исследования

Российский исторический опыт подтверждает, что патриотическое воспитание всегда занимало важное место в образовании. Педагоги и философы, такие как Белинский, Герцен, Ушинский, Ломоносов, Ильин, Радищев, Добролюбов, Чернышевский, Огарев, подчеркивали важность формирования ответственности и обязательств перед обществом и государством. После Великой Отечественной войны советское образование сделало особый упор на патриотизме, создавая инфраструктуру военных клубов, юнармейских движений и организовывая массовые мероприятия («Юнармия», пионерская организация и др.).

Современные российские исследователи продолжают развивать эти традиции в новых формах, используя технологические новшества и межведомственное сотрудничество.

Современная политика и нормативно-правовая база

Сегодня государственные органы активно занимаются разработкой и реализацией федеральных и региональных программ патриотического воспитания. Ключевые положения содержатся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Национальном проекте «Молодежь и Дети»

Основная цель – воспитание граждан, готовых защищать независимость и целостность своего государства, укрепляющих чувство национальной гордости и чести.

Методы и технология патриотического воспитания

Современные подходы и техники

Инновационные методы

Современные методы патриотического воспитания основаны на сочетании классических техник и новейших технологий. Важнейшие практики включают:

  • Использование цифровых платформ и мобильных приложений для изучения истории и культуры родного края.
  • Организация виртуальных музеев и онлайн-экскурсий, позволяющих подросткам соприкоснуться с героическими страницами отечественной истории.
  • Практикум военно-полевых игр и военно-прикладных тренировок, развивающих физическую выносливость и морально-психологические качества будущих защитников отечества.
  • Участие в школьных проектах и акциях, вдохновляемых лучшими традициями прошлого и актуальных тенденций современности.

Комплексный подход

Формирование патриотических качеств невозможно без комплексного подхода, который сочетает образовательную, воспитательную и досуговую деятельность. Примером такого подхода являются всероссийские акции, проекты и соревнования, созданные для укрепления духа патриотизма среди молодых поколений. Среди успешных примеров стоит упомянуть проект «Парта Героя», призванный увековечить память героев и напомнить молодому поколению о великой цене Победы

Методология исследования

Диагностические процедуры и пилотное исследование

Постановка задачи и отбор методов

Диагностика патриотической воспитанности проходила в форме количественно-качественного исследования, включавшего анкетирование, тестирование и наблюдение. Использовались следующие инструменты:

  • Анкетирование, нацеленное на выявление когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов патриотизма.
  • Наблюдение за поведением учащихся в ситуациях, демонстрирующих их причастность к общим делам.
  • Тестирование на предмет глубоких знаний о родном крае, истории и культурных особенностях России.

Эксперимент проводился на базе КОГОБУ СШ пгт Арбаж с участием 47 пятиклассников, разделённых на две группы: экспериментальную и контрольную. Данные обрабатывались методами математической статистики, включая t-тест Стьюдента, для проверки статистической значимости различий между группами.

Основные выводы и рекомендации

По результатам исследования можно заключить следующее:

  • В большинстве случаев учащиеся проявляли низкие уровни патриотической воспитанности, что свидетельствует о необходимости усиления воспитательной работы в учебных заведениях.
  • Опыт, полученный в ходе пилотного проекта «Я люблю свою Родину», доказал эффективность использования игровой и проектной деятельности, встреч с ветеранами и участия в мемориальных акциях.
  • Потребуется дальнейшее распространение положительного опыта в образовательных организациях с привлечением родителей и общественности.

Заключение

Патриотическое воспитание является важнейшей задачей современного российского общества. Благодаря гармоничному сочетанию традиционной и инновационной педагогики возможно формирование стойкого чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодого поколения. Эффективное управление такими проектами требует строгого соблюдения научного подхода, учета региональной специфики и взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Список литературы

  1. Бережная Ю.С. Учебно-проектная деятельность младших школьников / Ю.С. Бережная // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 4. – С. 20-23.
  2. Волков Б.С. Психология юности, молодости и взрослого возраста: Учебное пособие / Б.С. Волков. – Москва: Академический проспект, 2014. – 368 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: Просвещение, 2013. – 479 с.
  4. Давыдова М.А. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб.-методич. пособие / М.А. Давыдова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 318 с.
  5. Демакова И.Д. Воспитание в контексте современных педагогических исследований / И.Д. Демакова // Народное образование. – 2015. – № 3. – С. 15-21.

Поделиться

12

Гагаринова Ю. К. Патриотическое воспитание подростков: концепция и методика реализации проекта «Я люблю свою Родину» // Актуальные исследования. 2025. №44 (279). URL: https://apni.ru/article/13435-patrioticheskoe-vospitanie-podrostkov-koncepciya-i-metodika-realizacii-proekta-ya-lyublyu-svoyu-rodinu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (279)

Прием материалов

1 ноября - 7 ноября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

12 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 ноября