Главная
АИ #44 (279)
Статьи журнала АИ #44 (279)
Интерактивные формы работы, используемые в музыкально-патриотическом воспитании ...

Интерактивные формы работы, используемые в музыкально-патриотическом воспитании дошкольников старшего возраста

5 ноября 2025

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

интерактивный
праздники
проекты

Аннотация статьи

Исследования показывают низкий уровень знаний дошкольников об истории и культуре свое страны. Статья содержит информацию о разнообразии современных интерактивных форм работы, используемых музыкальным руководителем в музыкально-патриотическом воспитании, которые помогают эффективному и увлекательному воспитанию патриотических чувств дошкольников, осознанию детьми своей причастности к обществу граждан России. Приведены примеры патриотических проектов. Описаны принципы использования интерактивных форм работы. Информация может быть полезна музыкальным руководителям, воспитателям.

Текст статьи

Президент В. В. Путин говорит о том, как актуальна проблема патриотизма в России. С 1 января 2021 года стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование». От Педагогов требуется особое внимание к проблемам воспитания патриотизма в маленьких гражданах страны. Ребёнок с малых лет испытывает любовь к родным и близким людям, дому, Отечеству. Но, к сожалению, дети мало знают об истории и культуре своей страны.

В наше время сложилась чёткая система работы по патриотическому воспитанию. Интерактивные формы работы – это ключ к эффективному и увлекательному воспитанию.

Как помочь ребёнку осознать свою причастность к обществу граждан России? В рамках плана образовательной программы ДОУ традиционно отмечаются государственные и общественные праздники. Для решения поставленных задач музыкальные руководители обращаются к таким интерактивным формам, как проекты, музыкальные гостиные, активное слушание музыки, квесты, и т. п.

Традиционными и очень любимыми стали мероприятия, в основе которых лежит русский фольклор. Почему именно обращение к народным истокам считается важным? Уникальность фольклора заключена в эмоциональном контакте ребёнка и педагога. Народный календарь дарит нам множество интересных праздников. Среди них Проводы Масленицы, Праздник берёзки (Троица), День фольклора и т. п., на которых водят хороводы, играют в народные музыкальные игры, дети узнают новое о русских традициях. Такие мероприятия являются примером интерактивной формы работы и взаимодействия взрослых и детей.

Один из самых любимых видов деятельности - инсценировка русских народных сказок, мюзикл. Почему театрализация является интерактивной формой? Театрализация погружает ребёнка в мир сказочных образов и способствует самовыражению, решает комплекс воспитательных и образовательных задач. Также делаются постановки на военную тематику к праздникам, инсценируются песни о войне и победе.

Задача патриотического воспитания – воспитать настоящего патриота и будущего защитника своей Родины. Народная педагогика говорит о том, что прежде всех ценностей взращение мальчика – будущей опоры, защитника Отечества закладывались сызмальства, передавались из поколения в поколение. Музыкальный руководитель работает в тандеме с воспитателями, инструктором по физкультуре и стараются воспитать в ребёнке гордость за свой народ, любовь к Отечеству, желание его защищать. 

Используется такая интерактивная форма как музыкально-спортивная военная игра Зарничка, направленная на воспитание патриотизма, развитие интереса к спорту, на формирование представлений о службе в армии. Вначале игры дети в командах представляют песни своего отряда, учатся быть командирами, сдавать рапорт. Такой квест помогает детям приобрести начальные знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях.

Совместно с инструктором по физкультуре проводятся праздники «День народного единства», «День защитника Отечества», «День Победы» и другие.

В истории Отечества есть не только праздничные даты, но и трагические. Нужно ли говорить детям о печальных страницах истории Отечества? Да, такие факты обладают сильным эмоциональным воздействием. Они нужны для решения воспитательных задач.

Например, 22 июня – день памяти и скорби, 3 сентября – день солидарности в борьбе с терроризмом в детском саду проходят флешмобы «Пусть всегда будет солнце», акции, музыкально-литературные гостиные с исполнением стихов и песен военных лет, о детях войны, о мире, дружбе. Воспитываются чувство сопереживания, уважения памяти погибших, стремление к миру и добру. Акцентируется внимание детей на героизме, любви к Родине.

В музыкальные занятия включаются игры «Узнай мелодию», «Военные песни», «Русские народные инструменты» – дети слушают звучание русских народных инструментов и отгадывают.

Проводятся музыкальные викторины и конкурсы «Знатоки русской музыки», «Лучший исполнитель народной песни». Дети показывают свои таланты сверстникам и младшим детям.

Проектная деятельность. С целью формирования у детей интереса к народной песне как части русской культуры и исторического наследия реализуются проекты «Народные песни моего края». С помощью родителей собирается альбом фольклорных песен своего района. Предварительно дети знакомятся с русским костюмом региона, проводятся различные беседы об устном народном творчестве, прослушиваются народные песни разных жанров, проходит знакомство с русскими народными инструментами, разучивание песен. Итог – выступление детей перед родителями. Такой проект помогает детям узнать больше о русской народной песне, почувствовать себя частью великого русского народа, прикоснуться к его истории и культуре.

Проект «Народные музыкальные инструменты своими руками». В нём активно участвуют родители и дети, которые собственноручно мастерят инструменты для народного оркестра детского сада и домашнего использования. Предварительно проводятся практикум для родителей по изготовлению и приёмам игры на разнообразных самодельных шумовых инструментах. С детьми проводятся беседы, игры на самодельных инструментах и предметах заместителях, творческая деятельность – роспись самодельных инструментов в детском саду и дома. Итогом становится выставка самодельных народных инструментов, сопровождаемая рассказом детей, как и из чего они изготавливали свои инструменты. Этот проект позволяет детям не только расширить знания о русских народных инструментах, но и почувствовать себя настоящими мастерами, создающими красоту своими руками.

Широкое применение в работе музыкального руководителя находит использование мультимедийных технологий. На занятиях, применяя презентацию, дети знакомятся с русскими композиторами и их репертуаром, народными инструментами с их звучанием. Знакомятся с государственными и народными праздниками, историческими событиями.

Для музыкальных игр и викторин используется интерактивный стол.

Детская школа искусств, взаимодействуя с детским садом демонстрирует концерты для дошкольников к патриотическим праздникам, народные выступления очно, а также на сайте организации. Мы видим детей, в том числе и своих бывших воспитанников, которые показывают свой талант в пении, игре на музыкальных инструментах, в танцах.

Принципы использования интерактивных форм:

  • учёт возрастных особенностей – задания и игры доступны и интересны для детей старшего возраста;
  • наглядность и образность – использование картинок, видео, костюмов, атрибутов;
  • эмоциональность – создание позитивной и радостной атмосферы;
  • активность и самостоятельность – предоставление детям возможности проявлять свою инициативу и творчество;
  • связь с реальной жизнью – примеры и задания связаны с окружающей действительностью.

Использование интерактивных форм работы делает процесс патриотического воспитания детей в детском саду более эффективным и увлекательным, помогает формировать у них чувство гордости за свою Родину, уважение к её истории и культуре. 

Список литературы

  1. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2018.
  2. Комбарова Л.Г., Егорова И.В. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  3. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Уроки патриотизма в детском саду: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: Аркти, 2009.
  5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  6. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Программа музыкального образования дошкольников. – М.: Гном-Пресс, 2000–2009.
  7. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздники каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 2000–2015.

Поделиться

147

Матчина Ю. А. Интерактивные формы работы, используемые в музыкально-патриотическом воспитании дошкольников старшего возраста // Актуальные исследования. 2025. №44 (279). Ч.II. С. 93-95. URL: https://apni.ru/article/13443-interaktivnye-formy-raboty-ispolzuemye-v-muzykalno-patrioticheskom-vospitanii-doshkolnikov-starshego-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (286)

Прием материалов

20 декабря - 26 декабря

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января