Президент В. В. Путин говорит о том, как актуальна проблема патриотизма в России. С 1 января 2021 года стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование». От Педагогов требуется особое внимание к проблемам воспитания патриотизма в маленьких гражданах страны. Ребёнок с малых лет испытывает любовь к родным и близким людям, дому, Отечеству. Но, к сожалению, дети мало знают об истории и культуре своей страны.
В наше время сложилась чёткая система работы по патриотическому воспитанию. Интерактивные формы работы – это ключ к эффективному и увлекательному воспитанию.
Как помочь ребёнку осознать свою причастность к обществу граждан России? В рамках плана образовательной программы ДОУ традиционно отмечаются государственные и общественные праздники. Для решения поставленных задач музыкальные руководители обращаются к таким интерактивным формам, как проекты, музыкальные гостиные, активное слушание музыки, квесты, и т. п.
Традиционными и очень любимыми стали мероприятия, в основе которых лежит русский фольклор. Почему именно обращение к народным истокам считается важным? Уникальность фольклора заключена в эмоциональном контакте ребёнка и педагога. Народный календарь дарит нам множество интересных праздников. Среди них Проводы Масленицы, Праздник берёзки (Троица), День фольклора и т. п., на которых водят хороводы, играют в народные музыкальные игры, дети узнают новое о русских традициях. Такие мероприятия являются примером интерактивной формы работы и взаимодействия взрослых и детей.
Один из самых любимых видов деятельности - инсценировка русских народных сказок, мюзикл. Почему театрализация является интерактивной формой? Театрализация погружает ребёнка в мир сказочных образов и способствует самовыражению, решает комплекс воспитательных и образовательных задач. Также делаются постановки на военную тематику к праздникам, инсценируются песни о войне и победе.
Задача патриотического воспитания – воспитать настоящего патриота и будущего защитника своей Родины. Народная педагогика говорит о том, что прежде всех ценностей взращение мальчика – будущей опоры, защитника Отечества закладывались сызмальства, передавались из поколения в поколение. Музыкальный руководитель работает в тандеме с воспитателями, инструктором по физкультуре и стараются воспитать в ребёнке гордость за свой народ, любовь к Отечеству, желание его защищать.
Используется такая интерактивная форма как музыкально-спортивная военная игра Зарничка, направленная на воспитание патриотизма, развитие интереса к спорту, на формирование представлений о службе в армии. Вначале игры дети в командах представляют песни своего отряда, учатся быть командирами, сдавать рапорт. Такой квест помогает детям приобрести начальные знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях.
Совместно с инструктором по физкультуре проводятся праздники «День народного единства», «День защитника Отечества», «День Победы» и другие.
В истории Отечества есть не только праздничные даты, но и трагические. Нужно ли говорить детям о печальных страницах истории Отечества? Да, такие факты обладают сильным эмоциональным воздействием. Они нужны для решения воспитательных задач.
Например, 22 июня – день памяти и скорби, 3 сентября – день солидарности в борьбе с терроризмом в детском саду проходят флешмобы «Пусть всегда будет солнце», акции, музыкально-литературные гостиные с исполнением стихов и песен военных лет, о детях войны, о мире, дружбе. Воспитываются чувство сопереживания, уважения памяти погибших, стремление к миру и добру. Акцентируется внимание детей на героизме, любви к Родине.
В музыкальные занятия включаются игры «Узнай мелодию», «Военные песни», «Русские народные инструменты» – дети слушают звучание русских народных инструментов и отгадывают.
Проводятся музыкальные викторины и конкурсы «Знатоки русской музыки», «Лучший исполнитель народной песни». Дети показывают свои таланты сверстникам и младшим детям.
Проектная деятельность. С целью формирования у детей интереса к народной песне как части русской культуры и исторического наследия реализуются проекты «Народные песни моего края». С помощью родителей собирается альбом фольклорных песен своего района. Предварительно дети знакомятся с русским костюмом региона, проводятся различные беседы об устном народном творчестве, прослушиваются народные песни разных жанров, проходит знакомство с русскими народными инструментами, разучивание песен. Итог – выступление детей перед родителями. Такой проект помогает детям узнать больше о русской народной песне, почувствовать себя частью великого русского народа, прикоснуться к его истории и культуре.
Проект «Народные музыкальные инструменты своими руками». В нём активно участвуют родители и дети, которые собственноручно мастерят инструменты для народного оркестра детского сада и домашнего использования. Предварительно проводятся практикум для родителей по изготовлению и приёмам игры на разнообразных самодельных шумовых инструментах. С детьми проводятся беседы, игры на самодельных инструментах и предметах заместителях, творческая деятельность – роспись самодельных инструментов в детском саду и дома. Итогом становится выставка самодельных народных инструментов, сопровождаемая рассказом детей, как и из чего они изготавливали свои инструменты. Этот проект позволяет детям не только расширить знания о русских народных инструментах, но и почувствовать себя настоящими мастерами, создающими красоту своими руками.
Широкое применение в работе музыкального руководителя находит использование мультимедийных технологий. На занятиях, применяя презентацию, дети знакомятся с русскими композиторами и их репертуаром, народными инструментами с их звучанием. Знакомятся с государственными и народными праздниками, историческими событиями.
Для музыкальных игр и викторин используется интерактивный стол.
Детская школа искусств, взаимодействуя с детским садом демонстрирует концерты для дошкольников к патриотическим праздникам, народные выступления очно, а также на сайте организации. Мы видим детей, в том числе и своих бывших воспитанников, которые показывают свой талант в пении, игре на музыкальных инструментах, в танцах.
Принципы использования интерактивных форм:
- учёт возрастных особенностей – задания и игры доступны и интересны для детей старшего возраста;
- наглядность и образность – использование картинок, видео, костюмов, атрибутов;
- эмоциональность – создание позитивной и радостной атмосферы;
- активность и самостоятельность – предоставление детям возможности проявлять свою инициативу и творчество;
- связь с реальной жизнью – примеры и задания связаны с окружающей действительностью.
Использование интерактивных форм работы делает процесс патриотического воспитания детей в детском саду более эффективным и увлекательным, помогает формировать у них чувство гордости за свою Родину, уважение к её истории и культуре.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)