Ранние годы жизни человека являются ключевым этапом для формирования основных способностей, которые определяют его дальнейшее развитие. Речь играет важную роль не только в когнитивном развитии, но и в формировании поведения детей. В первые три года жизни формирование речи представляет собой сложный нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающим миром и под влиянием взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству: ребенок осваивает ее, наблюдая и повторяя за взрослыми, что подчеркивает важность речевой среды для его развития. Поэтому крайне важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную и грамотную речь.
В дошкольный период ребенок активно осваивает разговорный язык, развивает все аспекты речи: фонетику, лексику и грамматику. Хорошее владение родным языком в этом возрасте является ключевым для успешного умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Исследования отечественных ученых Л. А. Венгера и Л. А. Выготского, а также педагогов Н. А. Саккулиной и Е. А. Флёриной подчеркивают, что дошкольный возраст — это время интенсивного творческого развития личности ребенка. В этот период совершенствуются все психические процессы, такие как восприятие, мышление и воображение, развивается произвольное внимание и память, формируется связная речь. Владение русским языком в дошкольный период положительно влияет на интеллектуальное, нравственное и художественно-эстетическое развитие детей в этот сензитивный период.
Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается. К году в его активном словарном запасе насчитывается 10-15 слов, к двум годам — уже 250-300, а к трём — от 1000 до 1500 слов. В этот период ребёнок активно осваивает грамматические структуры и начинает строить простые предложения. В общении со взрослыми он использует практически все части речи.
С возрастом физическое развитие замедляется, а психическое, наоборот, ускоряется. Однако процесс развития в раннем детстве происходит неравномерно, с резкими скачками. Уровень физического и психического развития у каждого ребёнка индивидуален. Слуховое восприятие, особенно фонематический слух, совершенствуется. К трём годам дети способны различать все звуки родного языка, хотя произносят их не всегда правильно.
Речь воспитателя должна соответствовать определенным требованиям. Она должна быть:
- направленной на каждого ребенка, что способствует привлечению внимания малыша и его готовности отвечать;
- выразительной и эмоционально насыщенной, так как эмоциональная окраска, передаваемая через тон, часто бывает более доступной для понимания маленьким ребенком, чем смысл слов;
- четкой, ясной и неторопливой;
- содержательно понятной и касающейся тем, которые интересны ребенку, что помогает вовлечь его в общение;
- более сложной, чем речь самого ребенка, так как взрослый должен предлагать ему более сложные языковые образцы, чем те, которыми ребенок уже владеет.
Воспитатель должен ежедневно общаться с детьми, обсуждая события, которые происходят в течение дня. Он задает вопросы, побуждая детей делиться своими наблюдениями и впечатлениями. Во время выполнения повседневных задач, таких как умывание, одевание или кормление, воспитатель сопровождает свои действия комментариями. Он использует присказки, стишки и песенки, чтобы сделать процесс более увлекательным. Таким образом, воспитатель помогает детям не только выполнять необходимые действия, но и обогащает их словарный запас, учит воспринимать речь и следовать инструкциям.
Для развития речи у детей крайне важно общение с ровесниками. Необходимо побуждать малышей задавать друг другу вопросы, обращаться с просьбами и делиться идеями.
Дети способны говорить только о том, что они видят и делают в данный момент, поэтому использование слов в контексте конкретных действий является ключевым для формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть доступно для понимания ребенка, нести определенное значение и быть связано с конкретной ситуацией.
В своей профессиональной деятельности мы активно используем разнообразные игры и занятия, направленные на всестороннее развитие речи у детей. Эти методики помогают стимулировать развитие различных аспектов речевой деятельности:
- Фольклорные игры и хороводы: они полезны тем, что дети могут слушать речь взрослого, опираясь на свои собственные действия и движения. В таких играх часто используются повторы слов с четкой концовкой, например, «топ-топ», «да-да», что способствует запоминанию и повторению. Также проводятся звукоподражательные игры, которые развивают фонематический слух, интонационную сторону речи и четкость произношения.
- Игры с сюжетными игрушками и инсценировки: эти методики помогают детям развертывать диалоги и обогащать словарный запас. Воспитатели используют различные сюжетные сценарии, которые стимулируют речевую активность малышей.
- Чтение и рассказывание: активно включаем в работу чтение сказок, стихов и историй. Во время чтения показываем иллюстрации, задаём вопросы и при необходимости сами называем предметы, персонажей и их действия. Это помогает детям лучше понимать и воспроизводить речевые образцы.
- Игры с предметными и сюжетными картинками: используем такие игры, как «Угадай, что на картинке», «Разложи по порядку» и «Найди половинку». Рассматривая картинки, дети узнают персонажей, называют их и вспоминают ранее изученную информацию.
- Игры для развития мелкой моторики: эти игры включают движение кистей рук и пальцев, сопровождаемое ритмической, несложной речью. Упражнения для кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения речью и двигательного центра мозга.
Родители играют ключевую роль в речевом развитии ребенка. Особое внимание следует уделить речевой среде. Для полноценного речевого развития малыша необходимо создать благоприятную речевую среду. Многие родители ошибочно считают, что ребенок не нуждается в их поддержке и что излишнее внимание к общению с ним не имеет значения. Таким образом, не учитывая особенности детской речи, родители лишают ребенка важного аспекта его развития.
Одним из наиболее негативных аспектов воспитания является так называемое «сюсюканье». Стремясь выразить свою нежность, родители часто начинают подражать речи ребенка, намеренно искажая свои слова. Малыш быстро понимает, что такое общение ему нравится, и не спешит исправлять свою речь.
Родители нередко упускают важные сенситивные периоды, когда патологии можно было бы устранить гораздо быстрее и проще. В эти моменты ребенку достаточно лишь небольшой помощи в освоении материала, а не интенсивной коррекционной работы.
Одной из главных проблем современного общества является ограниченный речевой опыт детей. Они редко общаются, им сложно выразить свои мысли и описать события. Жизнь в больших городах накладывает свой отпечаток, и один из них — катастрофическая нехватка времени. Родители, перегруженные работой, часто устают и не находят времени на общение с детьми.
Технический прогресс также играет свою роль. Родителям легче включить ребенку телевизор или компьютер, дать в руки телефон, чем почитать ему книгу или спросить, как прошел его день. Удивительно, но родителей не беспокоит тот факт, что дети, не освоив речь, уже умеют включать технику.
Подводя итог, можно выделить несколько ключевых рекомендаций, которые помогут ребенку преодолеть речевые проблемы и развить полноценную речь. К ним относятся:
- Пример правильной, грамотной и выразительной речи со стороны взрослых.
- Использование речевых ситуаций для формирования пассивного словаря у детей раннего возраста.
- Создание условий, побуждающих ребенка выражать свои желания и потребности словесно.
- Корректное повторение неправильно произнесенных ребенком слов с акцентом на правильное произношение.
- Формирование благоприятной речевой среды через игры и другие виды деятельности, стимулирующие речевую активность детей.
- Создание в семье атмосферы, способствующей общению и взаимодействию всех членов семьи.
- Обращение за профессиональной помощью при выявлении отклонений в речевом развитии.
- Комплексный и своевременный подход к решению речевых проблем на протяжении всего дошкольного периода.
Развитие речевых навыков у детей естественным образом происходит в благоприятной среде, которая обеспечивает все условия для их роста и обучения. В младенческом и раннем детстве ключевую роль играют родители, которые обеспечивают малыша вниманием, поддержкой и активным общением.
Важно помнить, что для развития ребенка необходимо ежедневное общение, не только во время специально организованных занятий, но и в любой момент совместного времяпрепровождения. Это станет основным стимулом для его прогресса.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)