Главная
АИ #44 (279)
Статьи журнала АИ #44 (279)
Методики диагностики темперамента ребёнка и его социальной позиции в коллективе

Методики диагностики темперамента ребёнка и его социальной позиции в коллективе

Рубрика

Психология

Ключевые слова

темперамент
социальная позиция
подростки
коллектив
психодиагностика
Айзенк
коммуникативные навыки.

Аннотация статьи

В работе исследуется взаимосвязь между типами темперамента младших подростков и их социальной позицией в коллективе. Используются психодиагностические методики, такие как опросник Айзенка и методика диагностики коммуникативных навыков. Результаты исследования показывают, что тип темперамента влияет на социальный статус подростков, что важно для создания гармоничной образовательной среды и эффективной работы с детьми.

Текст статьи

Изучение темперамента и социальной позиции детей в коллективе представляет собой важную область в психологии. Понимание взаимосвязи этих факторов позволяет не только лучше понять поведение детей, но и выработать эффективные стратегии взаимодействия и обучения. В данной статье рассматривается, как темперамент влияет на социальную позицию младших подростков в коллективе, с использованием результатов эмпирического исследования, проведенного среди учащихся детского технопарка Кванториум.

Темперамент — это индивидуальные особенности психической активности, которые влияют на поведение, эмоциональные реакции и восприятие окружающего мира. В психологии выделяются четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов имеет уникальные особенности, которые могут влиять на социальные взаимодействия в коллективе.

Социальная позиция в коллективе определяется местом человека в системе отношений внутри группы. Важно отметить, что социальная позиция не ограничивается только статусом (например, "лидер" или "отверженный"), но включает в себя и степень признания в группе, количество и качество межличностных контактов, а также уровень удовлетворенности этими контактами.

Для исследования взаимосвязи между темпераментом и социальной позицией подростков в коллективе были использованы следующие методы:

Личностный опросник Г.Ю. Айзенка (EPI) – для диагностики экстраверсии и нейротизма подростков.

Методика диагностики коммуникативных навыков Дж. Морено – для оценки уровня коммуникативной активности подростков и их межличностных связей в группе.

Социометрический опрос – для определения статуса детей в коллективе, включая статус «лидер» и «отверженный».

По результатам исследования, проведенного среди 20 подростков, были получены следующие данные о типах темперамента и социальной позиции подростков в группе. В результате анализа были выявлены различные типы темперамента среди подростков (рис.1).

Рисунок 1 - Типы темперамента подростков, %

Сангвиники составляют 25% группы, характеризуются высокой социальной активностью и легко находят общий язык с окружающими. Они занимают более высокие социальные позиции, такие как «предпочитаемые» или «лидеры».

Холерики, также составляющие 25% группы, характеризуются высокой эмоциональной возбудимостью и импульсивностью. Несмотря на свою энергичность, они могут столкнуться с трудностями в установлении долговременных социальных связей из-за своей неуравновешенности.

Интроверты, составляющие 25% подростков, характеризуются сдержанностью, склонностью к самоанализу и предпочитают ограниченный круг общения. Их социальная активность ниже, что влияет на их позицию в коллективе.

Флегматики, как и интроверты, составляют 25% группы. Эти подростки характеризуются низким уровнем активности и медленным темпом реакций, что также влияет на их социальное положение, делая их менее заметными в коллективе.

Меланхолики, также составляющие 25%, характеризуются высокой чувствительностью и эмоциональной уязвимостью. Эти подростки часто остаются на периферии социальной жизни коллектива.

По шкале нейротизма (для оценки эмоциональной устойчивости подростков) результаты показали, что у 55% подростков был высокий уровень нейротизма, что проявлялось в эмоциональной неустойчивости, тревожности и склонности к депрессии. Оставшиеся 45% подростков продемонстрировали низкий уровень нейротизма, что характеризуется высокой эмоциональной стабильностью. Результаты эмпирического исследования по шкале «Нейротизм» методики «Личностный опросник Айзенка (EPI)» отражены на рисунке 2.

 

Рисунок 3 – Результаты опроса старших подростков по шкале «Нейротизм» методики «Личностный опросник Айзенка (EPI)», %

Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что тип темперамента оказывает значительное влияние на социальную позицию подростка в коллективе. Например, подростки с сангвиническим типом темперамента занимают более высокие социальные позиции, такие как «лидер» или «предпочитаемые», что связано с их высокой социальной активностью и легкостью в установлении контактов. В то же время подростки с флегматическим или меланхолическим типом темперамента имеют более низкий статус в коллективе, что связано с их меньшей активностью и сдержанностью в социальном взаимодействии.

Эти данные также согласуются с теорией, согласно которой экстраверты и люди с высокой эмоциональной устойчивостью склонны занимать более высокие социальные позиции. В то время как интроверты и те, кто проявляет большую чувствительность и тревожность, часто оказываются на периферии социального взаимодействия.

Понимание взаимосвязи между темпераментом и социальной позицией подростков может быть полезным для педагогов и психологов в работе с детьми. Знание о том, как темперамент влияет на социальные взаимодействия, позволяет выработать индивидуальные стратегии работы с детьми, что способствует улучшению их адаптации в коллективе, снижению уровня тревожности и конфликтных ситуаций.

Также результаты исследования могут быть использованы для оптимизации образовательного процесса, например, для формирования групп в классе с учетом темперамента учащихся. Это позволит повысить эффективность взаимодействия между учащимися и снизить уровень изоляции для детей с более замкнутыми типами темперамента.

Темперамент оказывает значительное влияние на социальную позицию подростков в коллективе. Эмпирическое исследование показало, что подростки с экстравертированными типами темперамента (сангвиники и холерики) занимают более высокие социальные позиции, в то время как интроверты, флегматики и меланхолики часто оказываются в группе «отверженных». Важно учитывать темперамент в процессе работы с детьми, чтобы создать гармоничную образовательную среду, способствующую их личностному развитию и улучшению межличностных отношений.

Список литературы

  1. Агафонова, М. С. Темперамент и его влияние на организационное поведение/ М.С. Агафонова, О.И. Уразова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 321–325. URL: http://e-koncept.ru/2017/970391.htm.
  2. Данилова, Е.М. Влияние типов темперамента на межличностные отношения в коллективе/ Е.М. Данилова // Теория и практика управления: ответы на вызовы инновационного развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых – Москва, 2018. – С. 269-271. – Электрон. копия доступна на сайте Рос. экон. ун-та им. Г.В. Плеханова. URL: (открыть ссылку (дата обращения: 14.06.2025).
  3. Драгунова, Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология/ Т.В. Драгунова. — М.: Академия, 2021. — 356 с.

 

Поделиться

5

Кулягина П. И. Методики диагностики темперамента ребёнка и его социальной позиции в коллективе // Актуальные исследования. 2025. №44 (279). URL: https://apni.ru/article/13445-metodiki-diagnostiki-temperamenta-rebyonka-i-ego-socialnoj-pozicii-v-kollektive

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (279)

Прием материалов

1 ноября - 7 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

12 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 ноября