Главная
АИ #44 (279)
Статьи журнала АИ #44 (279)
Методики диагностики темперамента ребёнка и его социальной позиции в коллективе

Методики диагностики темперамента ребёнка и его социальной позиции в коллективе

Рубрика

Психология

Ключевые слова

темперамент
социальная позиция
подростки
коллектив
психодиагностика
Айзенк
коммуникативные навыки

Аннотация статьи

В работе исследуется взаимосвязь между типами темперамента младших подростков и их социальной позицией в коллективе. Используются психодиагностические методики, такие как опросник Айзенка и методика диагностики коммуникативных навыков. Результаты исследования показывают, что тип темперамента влияет на социальный статус подростков, что важно для создания гармоничной образовательной среды и эффективной работы с детьми.

Текст статьи

Изучение темперамента и социальной позиции детей в коллективе представляет собой важную область в психологии. Понимание взаимосвязи этих факторов позволяет не только лучше понять поведение детей, но и выработать эффективные стратегии взаимодействия и обучения. В данной статье рассматривается, как темперамент влияет на социальную позицию младших подростков в коллективе, с использованием результатов эмпирического исследования, проведенного среди учащихся детского технопарка Кванториум.

Темперамент – это индивидуальные особенности психической активности, которые влияют на поведение, эмоциональные реакции и восприятие окружающего мира. В психологии выделяются четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов имеет уникальные особенности, которые могут влиять на социальные взаимодействия в коллективе.

Социальная позиция в коллективе определяется местом человека в системе отношений внутри группы. Важно отметить, что социальная позиция не ограничивается только статусом (например, «лидер» или «отверженный»), но включает в себя и степень признания в группе, количество и качество межличностных контактов, а также уровень удовлетворенности этими контактами.

Для исследования взаимосвязи между темпераментом и социальной позицией подростков в коллективе были использованы следующие методы:

  • Личностный опросник Г. Ю. Айзенка (EPI) – для диагностики экстраверсии и нейротизма подростков.
  • Методика диагностики коммуникативных навыков Дж. Морено – для оценки уровня коммуникативной активности подростков и их межличностных связей в группе.
  • Социометрический опрос – для определения статуса детей в коллективе, включая статус «лидер» и «отверженный».

По результатам исследования, проведенного среди 20 подростков, были получены следующие данные о типах темперамента и социальной позиции подростков в группе. В результате анализа были выявлены различные типы темперамента среди подростков (рис. 1).

image.png

Рис. 1. Типы темперамента подростков, %

Сангвиники составляют 25% группы, характеризуются высокой социальной активностью и легко находят общий язык с окружающими. Они занимают более высокие социальные позиции, такие как «предпочитаемые» или «лидеры».

Холерики, также составляющие 25% группы, характеризуются высокой эмоциональной возбудимостью и импульсивностью. Несмотря на свою энергичность, они могут столкнуться с трудностями в установлении долговременных социальных связей из-за своей неуравновешенности.

Интроверты, составляющие 25% подростков, характеризуются сдержанностью, склонностью к самоанализу и предпочитают ограниченный круг общения. Их социальная активность ниже, что влияет на их позицию в коллективе.

Флегматики, как и интроверты, составляют 25% группы. Эти подростки характеризуются низким уровнем активности и медленным темпом реакций, что также влияет на их социальное положение, делая их менее заметными в коллективе.

Меланхолики, также составляющие 25%, характеризуются высокой чувствительностью и эмоциональной уязвимостью. Эти подростки часто остаются на периферии социальной жизни коллектива.

По шкале нейротизма (для оценки эмоциональной устойчивости подростков) результаты показали, что у 55% подростков был высокий уровень нейротизма, что проявлялось в эмоциональной неустойчивости, тревожности и склонности к депрессии. Оставшиеся 45% подростков продемонстрировали низкий уровень нейротизма, что характеризуется высокой эмоциональной стабильностью. Результаты эмпирического исследования по шкале «Нейротизм» методики «Личностный опросник Айзенка (EPI)» отражены на рисунке 2.

image.png

Рис. 2. Результаты опроса старших подростков по шкале «Нейротизм» методики «Личностный опросник Айзенка (EPI)», %

Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что тип темперамента оказывает значительное влияние на социальную позицию подростка в коллективе. Например, подростки с сангвиническим типом темперамента занимают более высокие социальные позиции, такие как «лидер» или «предпочитаемые», что связано с их высокой социальной активностью и легкостью в установлении контактов. В то же время подростки с флегматическим или меланхолическим типом темперамента имеют более низкий статус в коллективе, что связано с их меньшей активностью и сдержанностью в социальном взаимодействии.

Эти данные также согласуются с теорией, согласно которой экстраверты и люди с высокой эмоциональной устойчивостью склонны занимать более высокие социальные позиции. В то время как интроверты и те, кто проявляет большую чувствительность и тревожность, часто оказываются на периферии социального взаимодействия.

Понимание взаимосвязи между темпераментом и социальной позицией подростков может быть полезным для педагогов и психологов в работе с детьми. Знание о том, как темперамент влияет на социальные взаимодействия, позволяет выработать индивидуальные стратегии работы с детьми, что способствует улучшению их адаптации в коллективе, снижению уровня тревожности и конфликтных ситуаций.

Также результаты исследования могут быть использованы для оптимизации образовательного процесса, например, для формирования групп в классе с учетом темперамента учащихся. Это позволит повысить эффективность взаимодействия между учащимися и снизить уровень изоляции для детей с более замкнутыми типами темперамента.

Темперамент оказывает значительное влияние на социальную позицию подростков в коллективе. Эмпирическое исследование показало, что подростки с экстравертированными типами темперамента (сангвиники и холерики) занимают более высокие социальные позиции, в то время как интроверты, флегматики и меланхолики часто оказываются в группе «отверженных». Важно учитывать темперамент в процессе работы с детьми, чтобы создать гармоничную образовательную среду, способствующую их личностному развитию и улучшению межличностных отношений.

Список литературы

  1. Агафонова М.С. Темперамент и его влияние на организационное поведение / М.С. Агафонова, О.И. Уразова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 321-325. URL: http://e-koncept.ru/2017/970391.htm.
  2. Данилова Е.М. Влияние типов темперамента на межличностные отношения в коллективе / Е.М. Данилова // Теория и практика управления: ответы на вызовы инновационного развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых – Москва, 2018. – С. 269-271. – Электрон. копия доступна на сайте Рос. экон. ун-та им. Г.В. Плеханова.
  3. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология / Т.В. Драгунова. – М.: Академия, 2021. – 356 с.

Поделиться

55

Кулягина П. И. Методики диагностики темперамента ребёнка и его социальной позиции в коллективе // Актуальные исследования. 2025. №44 (279). Ч.II. С. 103-105. URL: https://apni.ru/article/13445-metodiki-diagnostiki-temperamenta-rebyonka-i-ego-socialnoj-pozicii-v-kollektive

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (281)

Прием материалов

15 ноября - 21 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

26 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря