Главная
АИ #44 (279)
Статьи журнала АИ #44 (279)
Цифровые платформы для повышения эффективности автодорожных проектов в Республик...

Цифровые платформы для повышения эффективности автодорожных проектов в Республике Беларусь

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

Цифровая экономика
инвестиционный процесс
автомобильные дороги
Беларусь
информационное пространство
платформа
проектирование
строительство
эксплуатация
эффективность
институциональные изменения.

Аннотация статьи

Настоящая статья посвящена обоснованию концептуальных основ создания цифровых платформ, направленных на организацию интерактивного взаимодействия участников инвестиционного процесса на этапах проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог в Республике Беларусь. В работе обобщены теоретико-методологические подходы и даны рекомендации по созданию цифровой платформы. Особый акцент сделан на необходимости комплексного подхода к решению поставленных задач с целью достижения максимальной эффективности, снижения рисков и сокращения операционных издержек.

Текст статьи

 

Сегодня, в эпоху интенсивного технологического прогресса, особое значение приобретает разработка цифровых платформ, которые обеспечивают эффективное взаимодействие инвесторов, заказчиков и подрядных организаций. Вопросы создания цифровых платформ для организации взаимодействия участников инвестиционного процесса при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог приобретают особую значимость ввиду особенностей территориально-экономической структуры Республики Беларусь, характера расположения населенных пунктов и направлений грузопотоков.

Современный этап социально-экономического развития характеризуется широким распространением цифровых технологий, охватившим практически все сферы хозяйственной деятельности человека, включая дорожное хозяйство. Масштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий предоставляет организациям и предприятиям уникальные возможности для получения дополнительных конкурентных преимуществ [1, с. 20]. Что касается автодорожного строительства, то цифровизация открывает беспрецедентные перспективы для модернизации, автоматизации и оптимизации всей цепочки процессов – от проектирования до эксплуатации автомобильных дорог. Однако достижение максимального эффекта от внедрения цифровых платформ невозможно без формирования научных рекомендаций, регламентирующих принципы и подходы к их созданию и применению.

Целью настоящего исследования является выработка научно-обоснованных рекомендаций по разработке и внедрению цифровых платформ для организации эффективного взаимодействия участников инвестиционного процесса при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог в Республике Беларусь.

Основная часть.

Проблематика разработки цифровых платформ рассматривается нами с опорой на современные достижения теории управления инвестициями, строительством и эксплуатацией сложных инфраструктурных объектов. Теоретически данная проблема связана с общими положениями теории управления проектами, систематизацией и анализом опыта передовых стран в применении цифровых технологий в дорожном хозяйстве, а также современными методами оценки экономических эффектов от цифровизации.

В Беларуси дорожному хозяйству уделяется пристальное внимание со стороны государства, что подтверждается значительными объемами финансирования. Так, если в 2022 году на ремонт и реконструкцию республиканских и местных дорог было направлено 353,75 млн долл. США, то в 2023 году эта сумма увеличилась до 465,26 млн долл. США, в 2024 году – до 677,65 млн долл. США, а в 2025 году запланировано выделение более 743,99 млн долл. США. В 2026 году на указанные цели предполагается направить свыше 806,45 млн долл. США [2].

Анализ развития дорожной сети Беларуси показывает устойчивую положительную динамику: общая протяженность дорог выросла с 102 776,2 км в 2019 году до 104 078,7 км в 2024 году (+1 302,5 км) [3]. Особо стоит подчеркнуть значительный прирост дорог с твердым покрытием в Брестской, Гомельской и Гродненской областях, что свидетельствует о масштабных инвестициях в дорожную инфраструктуру этих регионов. Столичный регион – Минск и Минская область – традиционно занимает лидерские позиции по плотности дорог с твердым покрытием, что объясняется высокой экономической активностью и развитым транспортным узлом. Напротив, в Могилевской и Витебской областях прирост протяженности дорог с твердым покрытием остается минимальным, что может сигнализировать о пониженных приоритетах в развитии транспортной инфраструктуры данных регионов. Город Минск сохраняет позитивную динамику роста дорог с твердым покрытием, значительно превосходя остальные регионы страны. 

Вместе с тем, интенсивное развитие дорожного хозяйства Беларуси испытывает негативное влияние ряда факторов, создающих препятствия в налаживании эффективного взаимодействия между участниками инвестиционного процесса в сферах проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Среди главных проблем выделяются:

- отсутствие централизованной информационной системы, объединяющей все этапы жизненного цикла автодорожных объектов;

- низкий уровень информационной прозрачности и доверия между участниками строительного процесса;

- слабая координирующая роль государственного аппарата в обеспечении качественного взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности;

- недостаток современных инструментов и механизмов цифрового взаимодействия участников инвестиционных процессов.

Вышеуказанные обстоятельства обусловливают необходимость создания цифровой платформы, способствующей устранению выявленных недостатков и повышению эффективности реализации проектов в дорожном строительстве.

Вопрос цифровизации дорожно-строительной индустрии активно исследуется специалистами разных областей науки. Тем не менее отечественные исследователи не уделяют достаточного внимания изучению вопросов внедрения цифровых технологий в дорожном хозяйстве. Большинство исследований сосредоточено либо на общих направлениях цифровизации, либо на конкретных компонентах цифровой среды, часто оставляя вне поля зрения необходимость комплексного подхода к решению практических задач отрасли. Если отечественные исследователи фрагментарно подходят к данной проблеме, то зарубежные ученые активно его развивают. Например, К. О. Круз и Ж. М. Сарменто подчёркивают в своих трудах важность цифровизации на каждом этапе жизненного цикла дорожно-транспортных объектов – от проектирования до эксплуатации, что способствует снижению расходов и повышению эффективности процессов [4, с. 93; 5, с. 70]. Н. Симич, Н. Иванишевич и Д. Маринкович доказывают в своих исследованиях преимущества цифровых технологий, таких как BIM и ГИС, в повышении точности сметных расчётов и уменьшении ошибок при управлении дорожными проектами [6]. Российские учёные также вносят значительный вклад в развитие теории и практики применения цифровых технологий в дорожном строительстве. Среди их выделяются труды Н. П. Чеботарева, исследующего внедрение цифровых технологий в дорожное строительство, подробно рассматривая BIM-технологии, их перспективы и проблемы на разных этапах эксплуатации дорог [7, с. 157], С. В. Шайтуры, посвящённые развитию городской транспортной инфраструктуры [8, с. 281], группы авторов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, разработавших методологию управления строительными проектами в условиях цифровой экономики [9] и других. При этом важно отметить, что несмотря на обширный и позитивный международный опыт, его применение в белорусских условиях требует значительного переосмысления и адаптации с учетом уникальных характеристик и специфики организации дорожного хозяйства Республики Беларусь.

Изучение международной и национальной практики цифровизации автодорожной инфраструктуры показало, что правильно спроектированная и полноценно внедрённая цифровая платформа может принципиально трансформировать процессы автодорожного строительства и эксплуатации, существенно сокращая временные и материальные затраты, минимизируя риски и открывая широкие возможности для привлечения инвестиций.

Вновь создаваемая цифровая платформа должна стать универсальным механизмом, призванным обеспечить качественное взаимодействие всех участников инвестиционного процесса [10, с. 43]. Для этого она должна включать следующие функциональные подсистемы:

1. Система электронного документооборота, обеспечивающая прозрачность и упрощающую процедуру согласования проектной документации;

2. Геоинформационная система, содержащая исчерпывающие данные о состоянии и характеристиках автодорожных сетей;

3. Электронная торговая площадка для закупок оборудования и материалов, используемая в ходе строительства и ремонта автодорог;

4. Система мониторинга качества выполняемых работ, использующая удаленный доступ и встроенные сенсоры для фиксации текущего состояния объекта;

5. Платежная система, обеспечивающая автоматизацию взаиморасчетов между участниками инвестиционного процесса.

Концептуальная основа предлагаемой платформы основывается на системном подходе, предусматривающем интеграцию различных элементов инфраструктуры в единое целое, которое функционирует как единый механизм [11]. Именно такая интеграция позволит избежать дублирующих функций и неэффективного расходования ресурсов.

Процесс создания цифровой платформы включает в себя несколько ключевых этапов:

1. Предварительное обследование и оценка текущих условий работы в сфере автодорожного строительства и эксплуатации;

2. Формирование команды разработчиков и экспертов, определяющих концепцию и содержание платформы;

3. Определение необходимого состава модулей и сервисов платформы;

4. Прототипирование и тестирование базовой версии платформы;

5. Постепенное расширение функционала и доведение платформы до уровня полной готовности;

6. Обучение пользователей и постепенное введение платформы в повседневную деятельность.

Каждый из перечисленных этапов имеет свою специфику и требует отдельного внимания и тщательной проработки. Особенно важен третий этап, поскольку именно на нем закладывается фундамент будущего успеха платформы.

В процессе внедрения цифровой платформы существует достаточно высокая вероятность возникновения следующих рисков:

- сопротивление изменениям со стороны традиционных участников строительного процесса;

- сложность адаптации системы к особенностям локальных рынков и региональных различий;

- нехватка квалифицированных кадров, обладающих необходимыми знаниями и навыками работы с цифровыми технологиями;

- наличие правовых препятствий и бюрократических преград, замедляющих процесс внедрения цифровых решений.

Для преодоления выявленных рисков необходимо осуществить ряд целенаправленных действий, обеспечивающих благоприятные условия для формирования и успешной эксплуатации цифровой платформы. Предлагается реализация комплекса стратегических мер, включающего:

– активизацию роли государства в инициировании и поддержке технологических новшеств, способствующую ускорению цифровизации дорожного хозяйства;

– установление прочных партнерских связей с признанными мировыми игроками в данной сфере, обладающими значительными компетенциями и богатым международным опытом реализации аналогичных проектов;

– регулярное проведение масштабных образовательных программ и специализированных тренингов для профессиональной подготовки и переобучения специалистов проектных, строительных и эксплуатационных организаций дорожного хозяйства, что повысит их готовность к работе с новыми технологиями;

– организацию поэтапного развертывания цифровой платформы посредством последовательного запуска пилотных проектов, позволяющих проверить гипотезы, продемонстрировать практические преимущества и минимизировать возможные риски.

Практическое применение вышеуказанных шагов создаст фундамент для устойчивого функционирования платформы и достижения поставленных целей. Важнейшим элементом подготовительной работы становится составление сметы затрат, учитывающей весь спектр необходимых расходов. Пример концептуальной сметы, составленной с учетом общих принципов бюджетирования крупных инфраструктурных проектов подобного типа, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Концептуальная смета затрат по проекту «Создание цифровой платформы», тыс. долл. США

Наименование статей затратСумма затрат, тыс. долл. США

1. Анализ и дизайн (до начала разработки),

в том числе:

85,00
– исследование потребностей и сбор требований (эксперты, опросы, интервью)30,00
– создание дизайна и технической документации (~100 страниц, опытные специалисты) 55,00

2. Разработка программного обеспечения,

в том числе:

400,00
– веб-приложение (интеграции с государственными порталами, базой данных и аналитическими инструментами)167,00
–- интерфейс мобильных приложений (iOS, Android)85,00
– карты и геосервисы (Google Maps / Yandex Maps API) 50,00
– инфраструктура для хранения и обработки данных (серверы, облака)63,00
– внутренняя система безопасности (защита от атак, шифрование данных)35,00

3. Тестирование и подготовка к запуску,

в том числе:

75,00
– полноценное тестирование работоспособности и соответствия требованиям (QA-тестеры, нагрузочное тестирование)65,00
– подготовка обучающих материалов и инструкций для пользователей10,00

4. Запуск и первоначальное администрирование, 

в том числе:

65,00
– Первоначальный маркетинг и PR (реклама, презентации, демонстрационные сессии)40,00
– Непосредственный запуск платформы и начальное администрирование25,00

5. Эксплуатация и техническое сопровождение, 

в том числе:

20,00
– годовая стоимость обслуживания (обновления, исправления ошибок, консультации)20,00

6. Дополнительные расходы,

в том числе:

30,00
– консалтинг и юридическое сопровождение (патенты, лицензии, соглашения)20,00
– внештатные услуги и непредвиденные расходы10,00
Всего:675,00

Таким образом, общие капитальные затраты на реализацию проекта по созданию специализированной цифровой платформы, направленной на улучшение взаимодействия участников инвестиционного процесса в сферах проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, составили 675 тыс. долл. США. Данный показатель охватывает широкий спектр статей расходов, среди которых первостепенную роль играют затраты на разработку самой платформы, закупку необходимого оборудования и инфраструктуру, а также осуществление сопутствующих организационных и технических мероприятий.

Оценивая экономическую привлекательность проекта, приняты следующие обоснованные допущения: 

– ежегодные расходы на техническое обслуживание и функционирование платформы – 70 тыс. долларов США;

– планируемые доходы от эксплуатации – 200 тыс. долларов США ежегодно, начиная с первого года ввода платформы в работу; 

– продолжительность эксплуатации платформы – 10 лет;

– ставка дисконтирования – 10% годовых. 

Исходя из принятых предпосылок, нами выполнен расчет ключевых экономических показателей проекта (табл. 2).

Таблица 2

Расчет параметров эффективности проекта «Создание цифровой платформы», тыс. долл. США

ПериодПоказатели проекта
ПритокОттокКоэффициент дисконтированияПриток дисконтированныйОтток дисконтированныйНакопленный чистый поток наличностиНакопленный чистый поток наличности (с учётом дисконтирования)
00,00675,001,000,00675,00-675,00-675,00
1200,0070,000,91181,8263,64-545,00-556,82
2200,0070,000,83165,2957,85-415,00-449,38
3200,0070,000,75150,2652,59-285,00-351,71
4200,0070,000,68136,6047,81-155,00-262,92
5200,0070,000,62124,1843,46-25,00-182,20
6200,0070,000,56112,8939,51105,00-108,82
7200,0070,000,51102,6335,92235,00-42,11
8200,0070,000,4793,3032,66365,0018,54
9200,0070,000,4284,8229,69495,0073,67
10200,0070,000,3977,1126,99625,00123,79

Проведенный расчет подтверждает способность проекта обеспечить возврат произведённых капиталовложений и демонстрирует положительную динамику движения денежных средств. Простой срок окупаемости составляет 6,19 лет, что укладывается в рамки нормального интервала, однако с учетом дисконтирования эта граница расширяется до 8,69 лет, наглядно иллюстрируя снижение реальной стоимости будущих поступлений. Несмотря на указанный недостаток, проект демонстрирует устойчивый положительный чистый дисконтированный доход (NPV) в размере 123,79 тыс. долларов США, что выступает убедительным аргументом в пользу его долгосрочной экономической стабильности. Однако низкий индекс прибыльности (PI = 0,09) указывает на недостаточную интенсивность наращивания капитала относительно объема первоначальных инвестиций. Всё вышеперечисленное свидетельствует о необходимости осуществления строгого контроля за процессом реализации проекта и регулярного мониторинга текущего состояния финансовой отчетности.

Заключение.

В результате проведенного исследования разработаны научно-обоснованные рекомендации по созданию и внедрению цифровой платформы, предназначенных для повышения эффективности взаимодействия участников инвестиционного процесса в сфере проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог в Республике Беларусь. Обоснована концепция проекта создания комплексной цифровой платформы, включающей модули электронного документооборота, геоинформационного сопровождения, электронной торговой площадки, мониторинга качества работ и платежных операций, а также составлена концептуальная смета затрат на его реализацию. Выполненные расчеты продемонстрировали экономическую эффективность проекта и способность его обеспечить положительную динамику денежных потоков. Таким образом, созданная методология и разработанная концепция цифровой платформы предоставляют эффективные инструменты для повышения эффективности развития дорожного хозяйства, содействуют снижению административных и производственных издержек, повышают доверие участников инвестиционного процесса и способствуют привлечению дополнительных инвестиций в сферу дорожного строительства и эксплуатации автомобильных дорог в Республике Беларусь.

Список литературы

1. Карпович, В. Ф. Роль и место цифровых технологий в обеспечении конкурентоспособности бизнеса / В. Ф. Карпович // Актуальные проблемы современного общества, науки образования: механизмы и пути их решения : Монография / Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. – Пенза : Наука и Просвещение, 2022. – С. 18-31.

2. Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь : [сайт]. – Мн., 2022. – URL: https://mintrans.gov.by (дата обращения: 21.10.2025).

3. Национальный статистический комитет Республики Беларусь : [сайт]. – Мн., 1998–2025. – URL: https://www.belstat.gov.by (дата обращения: 11.10.2025).

4. Cruz, C. O. Digitalization in road projects: Toward a more integrated mobility supply / C. O. Cruz, J. M. Sarmento //A Modern Guide to the Digitalization of Infrastructure. – Edward Elgar Publishing, 2021. – С. 92-122.

5. Cruz, C. O. Maximizing the value for money of road projects through digitalization / C. O. Cruz, J. M. Sarmento // Competition and Regulation in Network Industries. – 2018. – Т. 19. – №. 1-2. – С. 69-92.

6. Simić, N. Digitalization in cost estimation of road infrastructure projects / N. Simić, N. Ivanišević, D. Marinković // 28. internacionalni kongres iz upravljanja projektima “Upravljanje projektima u digitalnoj dekadi”, 16-18. maj 2024, Aranđelovac. – 2024. – URL: https://grafar.grf.bg.ac.rs/bitstream/handle/123456789/3690/bitstream_13608.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 04.09.2025).

7. Чеботарев, П. Н. Цифровые технологии в дорожном строительстве / П. Н. Чеботарев // 59-я Научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава ТулГУ с всероссийским участием : Сборник докладов конференции. В 2-х частях, Тула, 08–12 февраля 2023 года. – Тула: Тульский государственный университет, 2023. – С. 157-161.

8. Шайтура, С. В. Анализ геоинформационных систем автомобильных дорог / С. В. Шайтура // Славянский форум. – 2019. – № 4(26). – С. 280-288. 

9. Цифровые методы в инновационном управлении инвестиционно-строительными проектами / И. Л. Владимирова, С. С. Бачурина, В. И. Ресин [и др.] ; Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. – Москва : Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2020. – 448 с.

10. Белякова, Г. Я. Взаимодействие коммерческих и государственных цифровых платформ: преимущества и эффекты / Г. Я. Белякова, В. М. Аврамчиков // Региональная экономика. Юг России. – 2024. – Т. 12, № 2. – С. 41-54. – DOI 10.15688/re.volsu.2024.2.4.

11. Коптева, Л. А. Цифровые платформы как инструмент цифровой трансформации промышленных предприятий / Л. А. Коптева, Л. В. Шабалина // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15. – № 2. – URL: https://esj.today/PDF/03ECVN223.pdf (дата обращения: 05.09.2025).

Поделиться

7

Карпович В. Ф., Нестеренко Э. К. Цифровые платформы для повышения эффективности автодорожных проектов в Республике Беларусь // Актуальные исследования. 2025. №44 (279). URL: https://apni.ru/article/13446-cifrovye-platformy-dlya-povysheniya-effektivnosti-avtodorozhnyh-proektov-v-respublike-belarus

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (279)

Прием материалов

1 ноября - 7 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

12 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 ноября